Семинар практикум для воспитателей ДОУ
материал по логопедии по теме

Буркица Наталья Александровна

 

Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._seminar.doc78.5 КБ
Microsoft Office document icon 2._prilozheniya.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум

для воспитателей ДОУ

Игровая артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

(использован опыт работы логопеда высшей категории Шаймардановой А.А.,

воспитателя высшей категории Голуб В.В., логопеда второй категории Л. Сулима)

План

1 этап

1. Теоретическая часть.

1.1.Актуальность.

1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой.

1.3. Рекомендации к занятиям.

1.4. Рекомендации к проведению упражнений.

1.5. Уточнение названий органов артикуляции.

2. Практическая часть.

2.1. Показ упражнений для развития подвижности губ и мимических мышц лица, и объяснение положения органов артикуляции.

2.2.  Выполнение упражнений педагогами.

2 этап

2.3. Показ педагогам массажа губ и лица.

2.4. Выполнение упражнений педагогами.

3 этап

2.5 Показ педагогам упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.

2.5. Выполнение упражнений педагогами.

1этап

Актуальность.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырём годам: правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать интонации вопроса, просьбы, восклицания.

     В речи многих детей четвёртого года жизни отмечаются и другие особенности.

     В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш,ж,ч,щ), сонорные (р,рь,л,м), некоторые звуки пропускают. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса.

     Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.

      Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п ,т, д, н, к, г, х, ф, в, л ,с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

      В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.

        Особенностью современных детей являются недостатки устной речи, которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основе устной речи формируется письмо. Артикуляционная гимнастика -упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения ранее была доступна только специалистам логопедам.

На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.

                                   

Цель. Обучение педагогов качественному выполнению артикуляционных упражнений.

Задачи.

1.Уточнить с педагогами название органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).

2.Закрепить артикуляционную моторику.

3.Без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является  основой при обучении письму на начальном этапе.

4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.

 

Рекомендации к занятиям

      Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлой истории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.

Воспитатели, глядя в зеркала, показывают и называют органы артикуляции.

 Показ и объяснение первого упражнения.

№1.«Улыбнулись – рассердились»

       «Улыбнулись» - губы одинаково растянуты в обе стороны, улыбка широкая,

                                    зубы оскалены, сомкнуты в «заборчик», нижние и верхние

                                    зубы касаются по всей дуге, «хитренькие глазки».

       «Рассердились» - собрали «сердинки» на лбу, надули пухлые губы, вытянули

        их в трубочку, насупились.

Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

2.  Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3.    Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

4.  Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

5.    К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

6.  В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.

7.   Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Выполнение упражнений педагогами перед индивидуальными зеркалами.

№2. «Поправились – похудели»

       «Поправились» - ровно надули обе щеки, подержали до 5 секунд.

       «Похудели» - втянули щёки в рот между боковыми коренными зубами.

 №3 «Полощем рот» - рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;                                                                             одинаково в обе щеки, поочерёдно надувая то левую, то правую щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу.

№4  «Ниточка – пухлые губы»

       «Ниточка» - обе губы на улыбке втянуты в рот, зажаты между резцами.

       «Пухлые губы» - обычное, но несколько припухшее положение губ при закрытом рте.

№5 «Прятки» - затягиваем в рот поочерёдно то верхнюю, то нижнюю губу, губы на полуулыбке.

№6 «Открыли бутылочку – позвали собачку»

        «Открыли бутылочку» - губы в «ниточку». Затем резким взрывом разрываем губы.

        «Позвали собачку» - губы втянуть в трубочку – чмокающие звуки.

Если ребёнку трудно выполнять это упражнение помогают «поцелуйчики» - поочерёдно подставляем к вытянутым губам пальчики и целуем их.

№7 «Гармошка» лю-ли…

      «Лю» - губы втянуты трубочкой, кончик языка, коснувшись альвеол, опускается в серединное положение, кулачки сжаты, приклеены один к другому.

      «Ли» - губы на улыбке, между верхними и нижними резцами широкая щель. Широкий язык лежит на дне рта, кончиком крепко упирается в нижние зубы. Кулачки разведены до уровня плеч. Лицо гармониста весёлое, показываем руками и плечами весёлого гармониста.

№8 «Позови уточек» У-ти…

       «У» - повторяем положение губ на «лю», в упражнении «гармошка» щёки «худые».

      «Ти» - повторяем положение губ и языка на «ли» в упражнении «гармошка», но язык немного выгибается вверх и выходит над нижними зубами.

В движении туловища и рук имитация гребли: вперёд-назад с наклонами.

№9 «Позови голубей» гу-ли…

      «Гу» - повторяем положение губ на «у»- «позови уток», язык задней верхней частью приподнимается к мягкому нёбу и отталкивается от него.

      «Ли» - как «ли» в «гармошке»

Руки полусогнуты в локтях, большой палец, начиная от мизинца «растираем корм» между подушечками пальцев.

№10 «Телефон занят – не отвечает» пи-пи-пи, пиии- пиии

а) дети «набирают номер» из нечётных чисел, обводя указательным пальцем правой руки бугорки левой ладони, можно касаться соответственно 1-3-5-7-9 бугорок. «Алло!» подносят кулачёк к правому уху и произносят коротко и часто: пи-пи-пи-пи, быстро переходя от губной смычки к улыбке на «и».

б) Аналогично «набирают» номер из чётных чисел 2-4-6-8 «Алло!»  и длинные гудки пиии-пиии… от смычки на «п» к улыбке на «и», при этом широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

 - «Неудачный день. Позвоним завтра. Положите трубку».

№11 «Едем на машине» - «би-биии», «бип-бип-бип»

Дети крутят воображаемый руль вправо или влево по указанию логопеда и вибрацией губ изображают звуки мотора, затем сигналят «би-биии», «бип-бип-бип», при этом губы повторяют положение игр «телефон».

Особое внимание на положение кончика языка у нижних зубов, заканчивается сигнал губной смычкой на «п» в «ниточку».

№12 «Частушки» - «и-иих и-иих»

Дети держат в правой руке настоящий или воображаемый платок, кладут руку на левое плечо и медленно поднимая руку, вверх отводят её вправо, произносят и-иих!...  Голос от обычного до очень звонкого. Губы широко улыбаются, зубы оскалены, кончик языка упирается в нижние зубы, а в конце упражнения на звук «х» отодвигается назад, а спинка поднимается к мягкому нёбу. Выражение лица весёлое, поводим плечами, потопываем ногами.

№13 «Уколи пальчик» - «ай!»

Дети касаются стола указательными пальчиками и резко отдёргивают их, касаются - ааа, отдёргивают - иий. На лице гримаса боли. На «а» рот широко открыт ииий - как на «и» в «частушках» кончик языка упирается в нижние зубы.

№14»Ушибли колено» - «ой!»

Дети потирают колено. Опять на лице гримаса боли. Рот на «о» -стон, на «иий», как в предыдущим упражнении.

№15 «Позови товарища» - «эй»

Дети отводят  вправо правую руку и машут рукой к себе, на «э» рот открыт широко, оскал шире, чем на «а», затем на «й» как в «частушках». На лице мольба, просьба, гнев, предостережение.

№16 «Иди-уйди»

а) Дети протягивают обе руки вперёд, затем умоляющим движением притягивают их к себе, говоря: и-дии!... Губы и язык в положении «ти» из упражнения «позови уток». На лице гримаса мольбы, просьбы, предостережения, обещания.

б)  Уй-дии! Дети резким взмахом отталкивают руки от себя, отбрасывают от себя что-то или кого-то. Губы и язык как в упражнении «позови уток», но на «й» спинка языка подтягивается к мягкому нёбу.

На лице гнев, нетерпение, угроза, брезгливость, страх.

№17 «Заборчик»

Губы улыбаются. Зубы строят ровный забор, верхние и нижние резцы образуют сомкнутую линию. Считаем до 10. губы должны сохранить «

«распахнутое положение».

2 этап

Показ педагогам массажа губ в игровых упражнениях.

Выполнение педагогами упражнений перед зеркалами.

1.Кучерское «тпру» - вибрация губ.

2.«Балалаечка» - играем поочереди 1:1- :1-2-3: 1-2-3-4: 1-2-3-4-5 пальцами на нижней губе на приблизительный звук «у».

3.Поколачивание двумя пальцами по губам на звуках «а-о».

4.Игра указательным пальцем между губами на звуке «и»

5.Придерживаем указательным пальцем левой руки верхнюю губу, а  указательным пальцем правой руки шлёпаем снизу-вверх под нижней губой на звуке «у». должно получится «б-б-б».

6.Ставим в уголки рта указательные пальчики и делаем круговые движения к носу и от носа.

7.Ставим указательные пальчики параллельно носу в уголках рта, сводим губы к середине, разводим в стороны.

8.указательные пальцы над верхней губой и под нижней губой, растягиваем губы в разные стороны.

Показ педагогам игрового массажа лица на потешке «Водичка- водичка».

Выполнение массажа педагогами перед индивидуальными зеркалами.

Педагоги произносят потешку «Водичка-водичка» и сопровождают текст движениями:

Складывают ладошки чашкой и набирают воду на звуке «сь».

     Водичка, водичка, умой моё личико!

Начиная от середины лба, проводим четырьмя пальцами по краю лица к подбородку.

     Чтобы глазоньки блестели

Двумя пальцами от носа по закрытым глазам и ушам

     Чтобы щёчки краснели.

Кулачками потираем энергично щёки около носа.

     Чтоб смеялся роток.

Двумя пальцами от середины рта к ушам.

     Чтоб кусался зубок!

Повторяем первое движение от середины лба к подбородку и заканчиваем его указательным пальчиком около губ.

     Ам!

3 этап

Показ педагогам упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.

Выполнение упражнений педагогами.

Игровые упражнения для развития подвижности мышц языка.

«Прятки»

Рот закрыт, язык широкий, распластанный просовывается между зубами и прячется, в конце упражнения поизносится «ам».

«Дразнилки»

Широкий язык просовывается между зубами, и ребёнок дразнит «бя-бя-бя-бя».

«Пошлёпаем язык»

Широкий язык кладём на нижнюю губу и от середины к  кончику крепко пришлёпываем его между губами, как о компостер, губы белеют.

«Покусаем язык»

Теперь широкий язык кладём между зубами и покусываем его от середины к кончику.

«Погладим язык»

Шлёпали, кусали язык, теперь пожалеем его, погладим. На одном уровне располагаются губы и зубы, и протаскиваем язык как между валиками.

«Лопатка»

Один раз шлёпнем язык, оставим рот открытым. Широкий язык лежит на нижней губе от уголка до уголка. Между спинкой языка и краем верхних зубов расстояние в один палец.

«Заведём трактор»

Зубы строят заборчик, губы улыбаются, широкий кончик языка бьёт в зубы: э-э-э, э-э-э

«Музыкальное занятие»

Кончик языка распластываем: «лопаткой», просовываем между зубами и покусываем на слоги:

Да-да-да                       1-2-3 «вальс»

Та-та-та                       «В траве сидел кузнечик»

На-на-на                       «Поехали на поезде»

Н-н-н                             язык между зубами – сирена

Л-л-л                             язык между зубами – самолёт набрал высоту глуши        

        винты.

«Д – Н» - между зубами

      Да? Да! Да – сомневаясь

      Да – неторопливо

      Дай! – в различных интонациях

      Не дам!      

      На – в различных интонациях

      Нннаа!  -  Нинзя

      Все эти упражнения направлены на расслабление на распластывание языка.

« Пососи конфету»

Рот закрыт, язык вытягивается иголочкой и упирается то в левую, то в правую щеку.

«Почистим зубы»

а) Рот открыт, язык «лопаткой», чистит нижние зубы, затем «выбрасывает мусор», проскальзывает по краям зубов, по губе и закрывает нижнюю губу. Челюсть не двигать.

б) Рот открыт, язык подносит вверх на альвеолы, на бугорки, откуда растут верхние зубы, и скользит влево вправо, медленно, потом быстро.  «Тик-так, тиик-таак, затем тик-так».

Следить, чтобы рот был широко открыт, а кончик языка, чтобы совсем не виден. Челюсть не двигать.

в) Рот открыт, язык круговыми движениями по поверхности верхних, а затем нижних зубов.

г) Рот зарыт, то же движение языком по зубам над губами. Челюсть не двигать.

«Оближем варенье»

а) Рот открыт, круговыми движениями высунутым языком облизываем сначала верхние, потом нижние губы по часовой стрелке и против часовой стрелки. Кончик языка заострён, а спинка распластана.

б) Рот открыт, язык сначала скользит от начала верхней губы в рот, потом от начала нижней и тоже в рот. Кончик языка загнут крючком.

в) рот открыт, язык тянется е нёбу, затем к подбородку, как можно длиннее вытягиваем язык изо рта. Вытираем губы.

«Покрасим крышу»

а) «Измеряем глубину рта» Рот открыт широко. Язык вытягивается и задевает кончиком альвеолы, переходит к нёбу, в двух местах к нёбу, стараясь достать самую высокую точку нёба, возвращается по этим же точкам.

б) «Моляры» - это же движение делаем неотрывно, плавно, язык скользит по нёбу назад вперёд. Кончик языка не виден.

«Поскачем на лошадке»

а) Делаем пощелкивание, языком приклеивая его спинкой к нёбу и опуская его. Добиваемся чмокивания, а именно пощёлкивания. «Скачет милицейская лошадка, цокает копытами по мостовой.

б) Внезапно останавливаем Цоканье в тот момент, когда язык приклеен к нёбу, вытягиваем подъязычную уздечку. «Испугалась лошадка, остановилась над пропастью, подняла передние ноги и замерла» иначе это упражнение называется грибок.

«Барабан»

а) Рот открыт. Кончик языка закруглён крючком и поднят к границе перехода альвеол е подъёму нёба и ударяет, вызывая барабанную дробь д-д-д.… При этом звуке «д» есть признак английского. Кончик языка не виден. Дробь на зубах делать нельзя.

б) Язык в этом же положении, непрерывная дробь «пулемёт»

16. «Пылесос»

То же, что и в «барабане» положение языка, даём звуки похожие на гул работающего пылесоса, звук средний между английским……, при этом кончик языка максимально приближен к нёбу, но не упирается в него.

«Чашечка»

Рот открыт, язык лежит лопаткой на нижней губе. Одновременно кончик языка и края                       его вверх, должна получиться глубокая чашечка, в которой может удержаться витаминка или капелька воды. «Чашечка» правильна лишь в том случае, если подняты и края и кончик языка.

     После того как «чашечка» сделана в передней части рта, поднимаем её к границе  

     перехода от альвеолы к нёбу и охлаждаем нёбо – это переход к звуку «ш».

«Трубочка»

Рот открыт, язык «лопаткой» лежит на нижней губе. Одновременно поднимаются    только края языка, получается лодочка, если ребёнок затрудняется, можно положить на середину языка спичку или палец, язык сам обнимает спичку или палец. Это упражнение формирует желобок для подачи воздушной струи на звуки. Как получится желобок, сильно дуем на подставленную ладошку, остужаем её.

«Иголочка»

Рот открыт. Язык лежит «лопаткой», затем сильно вытягиваем вперёд. Язык весь напрягается, напоминая конец указки, тянемся кончиком к ладони. Губы принимают положение на «о». Язык вытягивается на 1-3 см. в зависимости от длины языка ребёнка.

      Упражнение «лопатка», «трубочка», «чашечка», «иголочка» должны быть  отработаны  

      и   выполнены идеально, так как это основные постановочные упражнения.

     20. «Болтушки»

     а) Рот открыт. Язык, обнимая верхнюю губу часто-часто как бы «облизывает варенье»,  

     при этом сохраняет форму «чашечки».

     б) Рот открыт на «у» «иголочкой». Язык задевает уголки рта. Эти «болтушки»

     получаются сверху вниз и слева направо, их надо чередовать.    

Библиографический список.

Артикуляционная гимнастика для малышей  Автор В.Н. Костыгина, канд. пед. наук.

Хрестоматия для маленьких  Автор: Елисеева Л.Н.

     

     



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

(от 2-х лет)

(артикуляционные упражнения, имитационные игры, игры-звукоподражания)

Артикуляционная гимнастика

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


изолированный звук  [а] в играх:

  «покажи врачу горло» аааа…аааа…

  «укачай лялю» аааа…аааа…

  «покашляй»  ах ах ах







слоги – звукоподражания

(звук  [а]):

«укололи пальчик»   аай

«съели конфетку» аам

«разбили чашку» аах!...аах!..

«лает собачка» ааф…ааф…

«квакает лягушка» ква-а…ква-а…

«ослик» и – ааа, и - ааа, и – ааа

«гуси гогочут» гаа…гаа…гаа…

слоги – звукоподражания

(звук  [а]):

«откусили конфетку» аам…аам…

«заблудились в лесу» ау… ау

«ляля плачет» уа…уа

«укачиваем лялю» бай…бай….бай

«водичка капает» кап…кап…кап

«постреляем» так…так…так

«потанцуем» та-та…та-та-та

изолированный звук  [у] в играх:

«самолет летит высоко»  ууу

«вьюга в лесу»   ууу…ууу…ууу…

«волк воет»    уу…уу…уу

«удивились» у?

«не поверили»  ууу

слоги – звукоподражания

(звук  [у]):

«кукушка кукует» ку-ку!

«голубь воркует» гу-гу-

«петух кукарекает» ку-ка-ре-ку!

«филин кричит» У-гу! У-гу!

«заблудились в лесу» ауу

«ляля плачет» уа..уа

«милицейская машина»  иу…иу…иу…

«позвали голубей» гуули…гуули…

«прогони собачку» уй-ди…уй-ди..

слоги – звукоподражания

(звук  [у]):

«дудочка» ду-ду-ду

«удод» у-ду-ду-ду

«часики» ку-ку, ку-ку

«корова» му-му

«теленок» мууу…мууу

«поезд» ту-ту-ту

«рубим дрова» уух…уух

«большой дятел» тук-тук

«маленький дятел» туки-туки-туки

«колокол» бум-бум-бум

«курочка» куд-куда

«позвали утят» уути…уути


диалоги (звук  [а]):

 «у тебя есть мама?»   даа

«дай мне конфетку!» наа

«какая тебе нравится игрушка?» этаа

«попроси» даай      даам

 Отдай  -  не даам

«где этот дом?»  таам







диалоги (звук  [у]):

 «куда? туда, сюда, никуда

«откуда?» оттуда, отсюда, ниоткуда

«где?» у дома   у (транспорта)

 У сада  у (имена детей)

          У группы

          У подъезда

          У магазина


диалоги (звук  [и):

«иди  - уйди»   (мама – б.Яга)

мама – ласково, Б.Яга – сердито

«кому?» им (людям, детям, зверятам, птенцам)

«чего, кого нет?» их (транспорт, люди, игрушки, посуда, звери, птицы)

«ишь ты какой?» ласково, хитро, сердито, удивленно


изолированный звук  [и] в играх:

«частушки» иииих…иииих…

слоги – звукоподражания

(звук  [и]):

 «ослик» и-а…и-а…

 «мыши пищат» пик-пик-пик

«часы идут» тик-так, тик-так

«гармошка» лю-ли

«машина сигналит» би-бип

«позвали утят» у-тии…у-тии

«позвали голубей» гу-лии…гу-лии

 

слоги – звукоподражания

(звук  [и]): «милицейская машина»  иу…иу…иу…

«лошадка» и-го-го

«телефон не отвечает»  пи…пи…пи….пи..

«телефон занят» пип, пип, пип, пип

 «цыплята пищат»  пик, пик, пик

«позовем цыплят» типа, типа, типа                                 типп, типп, типп

«позови кошку» кис, кис, кис

 кс, кс, кс

«закрылись» чик- чик


изолированный звук  [о] в играх:


«зуб болит» ооо…ооо…

«поднимаем штангу»  ООО

«обрадовались»  о!о!о!










слоги – звукоподражания

(звук  [о]):

«ушибли колено» оой…оой…

«расстроились» оох…оох…

«перепрыгнули» оп-па…оп-па..

«курочка поет» кооо-ко-ко…

«колокол гудит» бом-бом-бом

«тяжелая сумка»  ооох

«прижали пальчик»  ой-ё-ёой


слоги – звукоподражания

(звук  [о]):

«петушок предупреждает» ко! ко! ко!

«лошадка» и-го-го

«токуют глухари» ток, ток, ток

«скачем на пони» гоп - гоп - гоп

«в цырке» алие – гоп!

«бросили и поймали»  ооп – па

«расстрорились»  охохо

«курочка» ко-ко-ко


слоги – звукоподражания

(звук  [э]):


«расстроились» эээх…эээх…

«позови товарища» эй…эй…

«эхо» э-гэ-гэ-гэ-гэ-гэ слоги – звукоподражания

(звук  [ы]):


«пароход гудит» ы-ы-ы

«позови цыплят» цыып…цыып…



слоги – звукоподражания

(звук  [п]):

«мыши пищат» ппии…ппии…


слоги – звукоподражания

(звук  [б]):

«сигналит машина» бип-бип

«гремит ведро» бам-бам-бам

«колыбельная» баю-баю-баю

«колокол» бум-бом, бум-бом


слоги – звукоподражания

(звук  [м]):

«корова мычит» мму…мму…

«кошечка мяукает» мяу...мяу…

«козлята» мме…мме…

изолированный звук  [д] в играх:

«замерзли»  д-д-д…

«пионерский барабан» д,д,д,д,д

«заведем трактор» дг,дг,дг

изолированный звук  [д] в играх:

«дудочка»  ду-ду-ду

«пулемет»  да-да-да

«удод»  у-ду-ду

«балалайка»  длинь, длинь, длинь

«скрипочка»  ди-ли-ли, ди-ли-ли

«колокольчик»  динь-динь-динь                             динь-дон, динь-дон    

«курочка»  куд-куда, куд-куда

изолированный звук  [т] в играх:

«обожгли язычок»

«испорченный барабан»

слоги – звукоподражания

(звук  [т]):

«гудок поезда»   ту-ту-ту

«пляшем»  та-та-та-та-та-та

«молоточек стучит» тук-тук

«часы идут» тик-так

«позови уточек»  ути-ути-ути

«позови цыплят»  типа-типа-типа, тип-тип


диалоги (звук  [т]):

тук-тук – кто там?

Где? – там, тут

Кто это? – ты

Кому это? – тее

Дай мне ту (предметы женского рода)

              тот (предметы мужского рода)

             то (предметы среднего рода)

             те (предметы множественного числа)


изолированный звук  [к] в играх:

«подавились косточкой» к-к-к

«постреляем»

«покашляем»













диалоги (звук  [к]):

тук-тук – кто там?

Куда? – никуда

Как? – никак, так, а вот этак и вот так

Когда? – никогда

С кем? – детеныши животных

Кто? – домашние животные и детеныши

слоги – звукоподражания

(звук  [к]):

«петушок предупреждает»  ко! ко! ко!

«кукушка»  ку-ку

«часы с кукушкой»  ку-ку

«квохчет курица» квох-квох-квох

«зовет цыплят» ко-ко-ко

«кричит, испугавшись» куд-кудах

изолированный звук  [г] в играх:

 «собака подавилась косточкой»  г…г…г….

слоги – звукоподражания

(звук  [г]):

 «лошадка» и-го-го

«собачка»  гав-гав-гав

«скачем на пони»  гоп! гоп! гоп!

«позовем голубей»   гули! гули! гули!

«номер в цирке»  али -гоп

«гогочут гуси» га-га-га

«ухает филин» угу-угу

изолированный звук  [х] в играх:


 «греем руки»   хххх

«постреляем» х-х-х

«спим – храпим»

«поросятки»

«покашляем»

слоги – звукоподражания

(звук  [х]):

 «разбили чашку» ах! ах

«вздыхаем» ох! ох!

«смеемся» ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе, хн-хн-хн

«поросенок» хрю-хрю

«колем дрова»   ух

Ха-ха-ха  нам купили петуха

Ух-ух-ух  машет крыльями петух

Приложение 2

Игровые приемы к артикуляционной гимнастике для формирования правильного звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста


 «Покажи врачу горло»

     Воспитатель достает куклу-врача (Айболита). Кукла говорит: «Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна, - обращается Айболит к воспитателю, - откройте пошире рот и скажите аааа». «Аааа», - произносит воспитатель. Затем педагог вместе с воспитателем подходит к каждому ребенку, предлагает широко открыть рот и громко произнести а-а-а.


«Паровоз»

     Цель: Учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук [у].

     Педагог показывает игрушечный паровоз. Предлагает послушать, как гудит паровоз: уууу (произносится достаточно громко и протяжно), и предлагает малышам погудеть вместе, а затем по одному.

     Игру «Позови паровоз» организует воспитатель. «Уууу»,- гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гудит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.

«В лесу»

      Воспитатель показывает куклу-доктора Айболита и предлагает детям вспомнить, как они открывали рот и говорили «аааа». После хоровых и индивидуальных ответов педагог показывает паровоз и предлагает вспомнить, как он гудит. Дети произносят громко и немного протяжно звук [у].

      Далее воспитатель рассказывает, что, когда люди гуляют по лесу, они кричат: «Ау! Ау!». Расставляет елочки, между которыми «ходит» кукла Аленка.

      «Как бы Аленка не заблудилась»,- говорит педагог и предлагает покричать: «Ау!». Малыши зовут Аленку хором и по одному. Воспитатель следит за тем, чтобы дети достаточно громко, а главное слитно произносили звуки «аааауууу».

«У Оли болит зуб»

      «Смотрите,- говорит воспитатель, - в гости к нам идет кукла Оля. «Оооо»,- стонет Оля. Как она стонет? (Хоровой и индивидуальные ответы детей). У Оли болит зуб. Я сейчас его полечу, и Оля перестанет плакать». Воспитатель лечит зуб, потом укачивает куклу, предложив детям подпевать: оооо-оооо-оооо и кукла засыпает. Воспитатель следит, чтобы дети, произнося звук [о], округляли губы.

«Водичка». Звук [с].

       Воспитатель показывает водопроводный кран (картинка). Кукла Катя подходит к крану, пускает воду. «С-с-с»,- полилась водичка, - говорит воспитатель. Катя послушала, как течет и поет водичка, а потом рассказала потешку «Водичка-водичка».

«Гости». Звук [м].

      Воспитатель демонстрирует игрушки домашних животных. Показывает корову, спрашивает, кто это. Выслушав ответы детей, говорит: « Когда корова гуляет и жует травку, она мычит: ммууу, ммууу. Как она мычит?» (Хоровой и индивидуальные ответы).

      Далее воспитатель показывает козу. «А это кто? Да, это коза. Она тоже дает молоко. Но коза не умеет мычать, она кричит так: меее, меее. Как коза  кричит?

      А вот и кошка пришла. Ее зовут Мурка. Посмотрите, какая она красивая. Мурка очень любит молоко. Когда Мурка хочет есть, она мяукает: мяу, мяу. Таня, скажи, как зовут кошку. А теперь ты, Слава, скажи. Дети, а как Мурка мяукает?» (Хоровые и индивидуальные звукоподражания).

      Затем педагог говорит: «Идет корова по дорожке и мычит: «Ммууу – молока кому?». По предложению воспитателя дети вместе с ним повторяют чистоговорку.

      «Мурка замяукала, - продолжает занятие воспитатель, - это она молока просит: «Мяу, мяу, молочка хочу». Как Мурка молочка просит?».

     Воспитатель следит за правильным произношением звука м/мь, четким и внятным произнесением слов.

«Мышка». Звук [п].

      Воспитатель убирает иллюстрацию (игрушку). «Пи-пи-пи – Раздается писк. «Мышка прибежала, - говорит воспитатель. – Где же она? Поищите». Дети заглядывают под стулья.      Появляется мышка (игрушка) и спрашивает: «Дети, кто ушел?» И просит: «Дети вы кота не зовите. Я кота боюсь!». Педагог предлагает детям пропищать, как мыши (Хоровые и индивидуальные звукоподражания).

      «Мышонок любит играть в прятки, - говорит воспитатель детям. – Сейчас я спрячу его в чьи-нибудь ладошки, например, в Светины, а когда я спрошу: «Мышонок, ты где?», Света ответит: пи-пи-пи».      Затем дети угощают мышонка сыром с ладошек. «Спасибо, дети, - благодарит мышонок, - очень вкусный был сыр. Я сыр люблю. А что вы любите есть? Вы, наверно, очень любите суп. Давайте скажем: уп-уп-уп – мы любим суп».


«Автомобиль». Звук [б].

      Кукла спрашивает: «А кто скажет, как сигналит машина?» Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает: биип, биип. Предлагает воспроизвести сигнал сначала всем вместе, а затем нескольким детям.

      Воспитатель показывает большую машину, затем маленькую и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте как (произносит звукоподражание громче обычного), а маленькая гудит тихо» (воспроизводит сигнал вполголоса). Далее он предлагает детям воспроизводить звукосочетания то громко, то тихо. Детям, склонных к тихой речи, предлагает произнести их громко, говорящим крикливо – тихо.

      Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно и четко произносили звук б/бь, а звукоподражания – громко и тихо.


«Собака». Звук [ф].

      Цель: Укрепить артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука [ф]; учить детей умеренно и громко (и с повышенной громкостью) произносить звукосочетания «аф-аф-аф», обращать их внимание, что при произнесении аф-аф следует широко открывать рот.

      Воспитатель показывает детям игрушечную собаку. Предлагает послушать, как лает собака: «Аф-аф-аф». Объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть. Далее дети произносят его сначала все вместе, затем по очереди.


«Дождик и курочка». Звук [к].

      Цель: Учит детей правильно и отчетливо произносить звук [к], способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний громко и тихо).

      «Дождик пошел, - говорит воспитатель. - Сначала тихо закапал: кап, кап, кап. Как закапал? После застучал сильнее…и перестал. Выглянуло солнышко, и курочка вывела цыплят гулять (показать игрушки или картинки). Курочка одна, а цыплят…(много). Цыплята маленькие, а курочка…(большая). У курицы клюв, а у цыплят…(клювики).

«Колокольчик». Звук [д].

      Воспитатель предлагает разбудить Катю: «У меня есть колокольчик (показывает), с его помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит колокольчик: динь-динь-динь. Повторите». Дети хором и по одному произносят звукосочетание.

«Покатаемся на лошадке». Звук [н].

      Воспитатель сажает малыша на лошадку-качалку, говорит: «Дети, посмотрите, как Вова едет на лошадке. Чтобы она бежала быстрее, скажем ей: ннно, ннно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка). Дети повторяют фразу сначала хором затем по одному. Малоактивных детей поочередно сажают на лошадку, и предлагает сказать звукосочетание ннно. Воспитатель добивается, чтобы дети произносили звук [н] протяжно, а все  звукосочетания громко.


«Молоточки». Звук [т].

      «Вы слышали, как стучит молоточек? Он стучит так: тук-тук-тук. По предложению педагога дети имитируют постукивание: кулачком-молоточком стучат по лошадке и говорят: тук-тук. Затем воспитатель предлагает постучать молоточком четырем-пятерым детям поочередно.

      «Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу) и тихо (стучит тише)»,- продолжает воспитатель (одновременно произносит тук-тук громко и тихо). Он предлагает детям еще раз послушать, как молоточек стучит громко (воспроизводит голосом), а затем так же постучать своими молоточками. Групповое выполнение задания чередуется с индивидуальным. Далее воспитатель предлагает послушать, как тихо может стучать молоточек, и просит детей воспроизвести такой же тихий стук. Для индивидуальных ответов педагог в первую очередь вызывает детей, у которых тихие голоса, или тех, кто говорит чрезмерно громко.

      Воспитатель говорит: «Молоточком можно стучать быстро и медленно. Сейчас я буду стучать быстро, а вы помогайте мне: стучите так же быстро, ударяя кулачком о кулачок». Выполняя задание, малыши произносят тук-тук в быстром темпе.

      «А теперь мой молоточек стучит медленно, - говорит и показывает педагог: тук-тук. – Пусть так же медленно стучат ваши молоточки». Затем воспитатель предлагает послушать, как работает Олин (Сашин, Машин) молоточек.

«Покорми цыплят». Звук [ц].

      «Идите, идите, цыплята»,- зовет Таня. Как она их зовет? (Ответы детей). А цыплята не идут! Надо позвать их вот так: цып-цып-цып. Как надо их позвать? (Хоровой и индивидуальные ответы). Видите, сразу все цыплята вместе собрались. Посыпьте им зернышек, пусть клюют».

      Педагог предлагает поиграть в игру «Позови цыпленка». «Если кто-либо из вас,- объясняет он,- позовет: цып-цып-цып, то цыпленок подойдет, чтобы поклевать крошек или зернышек».

      Ребенок зовет цыпленка, тот подходит и клюет с ладони корм. Упражнение повторяется 6-7 раз, после чего воспитатель говорит: «Таня и курочке зернышек оставила. Они в блюдце лежат. Позовите курицу: цып-цып-цып. Кто прибежал? (Курица). Скажите ей: зернышки в блюдце».


«Пароход». Звук [ы].

        Воспитатель показывает детям игрушечный пароход (картинка) и кратко рассказывает о нем (пароходы плавают по рекам, морям, они перевозят людей и различные грузы). «Послушайте, как гудит пароход, - говорит педагог и произносит протяжно звук «ы». После группового повторения дети повторяют звук индивидуально.

      Затем воспитатель показывает два разных по размеру парохода. Предлагает детям показать большой пароход, маленький (произносит звук [ы] громко и тихо). После совместного повторения звука с различной громкостью, несколько детей произносят его громко и тихо самостоятельно.

«Часы». Звук [т].

      Цель: Учить детей правильно произносить звук [т], закреплять правильное произношение звука [к].

      Воспитатель показывает детям настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». «Это часы. Когда они идут, то тикают: тик-так, тик-так,- говорит педагог и предлагает детям воспроизвести тиканье часов. Для индивидуальных ответов он вызывает детей с недостаточно четким звукопроизношением.

      «Часы бывают разные,- продолжает воспитатель. – Большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часы, часики, люди носят на руке. Большие часы тикают громко (произносит тик-так громко), а маленькие часики – тихо» (произносит тик-так тихо). Педагог предлагает производить тиканье больших и маленьких часов (групповые звукоподражания чередуются с индивидуальными). Следует чаще вызывать тех детей, которые не умеют регулировать громкость голоса.

      Далее воспитатель говорит: «Большие часы когда идут, тикают медленно». Произносит тик-так слегка замедленном темпе и предлагает всем вместе воспроизвести тиканье больших часов медленно. (Часть детей воспроизводят тиканье в индивидуальном порядке).

      «Послушайте, как тикают маленькие часики»,- говорит педагог и произносит тик-так в слегка ускоренном темпе. Далее воспитатель предлагает нескольким малышам воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания медленно и быстро.


Сказка про букву «Э».

«Однажды пошли Эмма и Эдик в лес погулять. В лесу много деревьев, в лесу растут ягоды, грибы. Решили Эмма с Эдиком пособирать ягоды и грибы, немножко поиграть на лесной полянке. Кто решил погулять в лесу? (Эмма и Эдик решили погулять  в лесу). Когда Эмма с Эдиком очутились на полянке, то увидели под огромной елью маленького козлика. Он не послушался своей мамы и тоже убежал в лес погулять, свежей травки пощипать, да увлекся и заблудился. Сел он под елкой и жалобно блеял вот так: «Мэ-мэ-мэ!». Как блеял козлик?

   Только собрались Эмма с Эдиком подойти к козлику, как увидели, что с другой стороны поляны за ним наблюдает огромный, лохматый, зубастый, голодный серый волчище. От голода он лязгал зубами и рычал вот так: «Э-э-э!». Как рычал волк?

   Козлик увидел страшного волка и снова жалобно заблеял: «Мэ-э-э!». Эдик и Эмма, услышав как блеял козлик и как рычал серый волк, выскочили на полянку и стали кричать и махать руками: «Эй!» «Эй!» «Эй!». Испугался злой волк, он подумал, что пришли охотники с ружьями, и убежал в лес. Кто прогнал злого волка? (Эмма и Эдик)».


«Сказка о язычке».

     Язычок живет в домике. Рот – это домик для Язычка. Каждое утро Язычок просыпается и делает уборку в своем домике (дотрагивается кончиком языка до нижних зубов, до верхнего нёба, до щек изнутри). Затем Язычок выглядывает  в окошко (высовываем язык), смотрит направо, налево, вверх, вниз. Выглянул язычок в окошко и увидел, как по двору идет Гусь. Язычок позвал его поиграть, но Гусь ответил: «Га-га-га». И прошел мимо. Что ответил Гусь Язычку? (Дети повторяют). Смотрит Язычок: скачет по двору Лягушка. Язычок позвал Лягушку поиграть, но она ответила: «Ква-ква-ква!». И ускакала. Что ответила Язычку Лягушка? (Дети повторяют). Снова стал смотреть Язычок в окошко и увидел Ослика. Язычок позвал Ослика поиграть, но Ослик отказался, ответив: «Иа-иа-иа!». Что ответил Ослик? (Дети повторяют). Снова выглянул Язычок в окошко и увидел малыша в коляске, которого укачивала мама, но он никак не хотел засыпать и все плакал: «Уа-уа-уа!». Язычок понял, что малыш еще маленький и не сможет с ним поиграть. Как плакал малыш? (Дети повторяют). Язычок очень расстроился из-за того, что с ним никто не хочет поиграть, даже заболел. Он спрашивал у своих соседей – Зубов: «Почему со мной никто не хочет играть?». Зубам стало жалко Язычка, и они решили пригласили доктора Айболита, чтобы он осмотрел Язычок и полечил его. Доктор Айболит пришел к Язычку и стал его осматривать: «Скажите «А»!». Кого пригласили Зубы? Что попросил сделать доктор? (Ответы детей). Доктор Айболит назначил язычку лекарство, и тот очень быстро поправился. Доктор Айболит рекомендовал Язычку ежедневно заниматься гимнастикой, чтобы не болеть.

Волшебные ручки».

Наши ручки волшебные, они многое умеют:

- Ручки танцуют. (Поднимают руки вверх над головой а вращают ладонями, напевая незатейливый мотов: «Ля-ля-ля-ля…»).

- Ручки играют на пианино. (Имитируют игру на пианино, перебирая пальцами на столе, на коленях).

- Ручки играют на аккордеоне, на скрипке, на дудочке, на балалайке, на барабане. (Имитируют игру на различных музыкальных инструментах).

- Наши ручки – молоточки. (Стучат кулаками по коленям, напевая: «Тук-тук-тук»).

- Наши ручки – пилы. (Ребро ладони водят по коленям, напевая «Вжик-вжик»).

- Ручки подметают…(Всей ладонью с растопыренными пальцами проводят по коленям, имитируя веник, напевая «пшш, пшш…»).



Приложение 3

Игровые комплексы – звукоподражания для детей

(от 4-х лет)

«Музыкальный магазин»

Закрепление чистого произношения и артикуляции гласных и согласных звуков: ль, нь, д-дь, т-ть, а, у, и.

     На наборном полотне «в магазине продаются» различные инструменты. Купит тот, кто сможет изобразить, как играет этот инструмент, голосом и жестом. Спеть- сыграть мелодию заданного хоровода.

     Можно использовать музыкальные игрушки при условии минимального исполнения звучания того или иного инструмента.

«Гармошка»                      лю-ли, лю-ли

«Пианино»                        ля-ля-ля; трам-там-там (аккорды);  «Собачий вальс»

                                            ля-ля-ля – там-там и т. д.

«Скрипка»                         ти-ли-ли-ли;  ти-ли-ли; ти-ли-ли; ти-ли-ли.

«Балалайка»                      длинь,  длинь, длинь, длинь, длинь.

«Гитара»                            там, там, та-та-таи.

«Дудочка»                         ду-ду-ду-ду-дуу-дуу

«Барабан»                          бам-бам-бам, бам-бам

«колокольчик»                  динь, динь, дон; ди-ли-дон, дон, дон.

Танец, песня  «Яблочко»

Там-там

Та-ти, та-ти-там

Та, та-ти-там,

Та-ти-там.

На всех инструментах играем «Вышла курочка гулять»

«На дворе»                        «Тук-тук»,  кто там?

Курочка                             ко-ко, ко-ко-ко

                                            куд-куда, куд-куда

                                            ты куда, куда, куда

Петушок                             ку-ка-ре-ку, ко! ко! ко!

Цыплята                             пик-пик-пик

Уточка                                кря-кря-кря

Гуси                                    га-га-га

Лошадка                             и-го-го

Ворона                                кар-кар

Лягушка                              к вам? к вам? ква,  ква

Лягушонок и цыплёнок    клю-ква

Воробей                             чик-чирик

Использование потешек – звукоподражаний.

«Говорят у вас как?»

Говорят у нас так:

Курочка на улочке             кудах-тах-тах

Свиночки на дворике        хрю-хрю-хрю

Овечки у речки                  бе-бе-бе

Козочки на горочке           ме-ке-ке-ке

Коровка на травке             му-му-му

Коняшка на лужке             и-го-го.

«Наши уточки с утра»  

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора-

Бал-бал-бал! Былды-балда!

Наши гуленьки вверху-

Груу-груу

Наши курочки в окно-

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко1

А как петя - петушок

Рано - рано по утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Артикуляционный комплекс «Путаница». (домашние животные)

Закричали курочки: «не хотим кричать ко-ко, будем мы кричать как гуси га-га-га».

Гуси закричали: «Куд-куда, куд-куда?»

Утки замычали: «Му-му-му».

Лошади закрякали: «Кря-кря-кря»

Коровы заржали: «И-го-го, и-го-го»

Собачки замурлыкали: «Мур-мур-мур»

Кошечки залаяли: «Гаф-гагаф»

Поросёнок прибежал, по поросячьи завизжал: «Хрю-хрю».

И звери начали опять по-своему кричать.

(и тут идёт повтор зверей по-своему кричащих)

Артикуляционная гимнастика «Гости нашего двора»

Решила курочка пригласить себе в гости во двор гостей. Пошла она в лес и встретила двух дятлов, попросила передать телеграмму кукушке, чтобы она прилетела к ней в гости. И два дятла стали передавать сообщение удоду.

тук-тук в гости зовут

тук-тук в гости зовут

телеграмму дальше стал передавать удод.

У-ду-ду, у-ду-ду, у-ду-ду.

Услышала кукушка  и полетела к курочке в гости, а по дороге с собой звала всех,  кто ей повстречался по дороге. Прилетела села на забор и стала разговаривать.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку

Вместе с кукушкой припрыгала в гости лягушка и стала стучать в ворота.

Ква- ква-ква-ква.

Потом к курочке в гости пришла утка с утёнком

кря-кря, кря-кря, кря-кря

кря-кря, кря-кря, кря-кря

Прилетел воробей со  своими маленьким воробушками и закричали.

Чик-чирик, чик-чирик

Чик-чирик, чик-чирик

А во дворе гостей встречали:

Петушок     ку-ка-ре-ку

Цыплёнок   пик-пик-пик

Свинка        хрю-хрю

Овечка        бе-бе-бе

Козочка      ме-ке-ке

Корова       му-му-му

Лошадь      и-го-го.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...