Методическое игровое пособие "Кармашки"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Захаренкова Валерия Владимировна

             Каждый педагог знает  значение игры в жизни ребёнка.  В работе с детьми, имеющими недостатки речевого развития, игра, игровые задания, упражнения являются эффективным методом коррекционной работы.  Они  создают у детей радостный настрой, повышают интерес к занятиям,  помогают лучше усваивать знания, навыки и умения. Существует множество игр, игровых заданий разной направленности:  развивающие речь, психические процессы, умственные способности, навыки коммуникативного общения и т.д.  Но не всегда предлагаемые игровые задания могут быть под силу ребёнку-логопату. Поэтому в коррекционной работе с  заикающимися детьми я использую много собственно разработанных игровых пособий.  С использованием одного из них хочу поделиться с коллегами.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_karmashki.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое методическое пособие, используемое с учётом специфики работы в группе заикания с детьми старшего дошкольного возраста.

 «Кармашки»

Это пособие простое в изготовлении.  Полиэтиленовое полотно прошивается таким образом, чтобы оно состояло из кармашков, в которые будут вставляться картинки с изображением предметов, букв, слияний, слогов, словами, цифр, сюжетных картинок.

Пособие «Кармашки» помогает решить множество коррекционных задач:

1.  В первую очередь - речевых:

Формирование лексических понятий.

Развитие связной речи.

Развитие грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя речи.

Формирование навыков фонетико-фонематического анализа и синтеза.

Закрепление зрительного образа букв, развитие навыков чтения.

2. Развитие психических процессов:

Развитие зрительного внимания, зрительной ориентации.

Развитие логического мышления.

Развитие зрительной памяти.

3. Развитие элементарных математических представлений:

Упражнение в  навыках количественного и порядкового счёта, закрепление образа цифры.

Закрепление умений  в правильном  назывании предметов по величине,  

            длине, ширине, толщине, высоте.

Упражнять в решении простых математических примеров.

Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Развитие ориентировки: лево, право, верх, низ.

Формирование и различение понятий: строчка, столбик, наискосок,

горизонтальная, вертикальная линии, диагональ.

Как играть?  

В верхних кармашках слева направо располагаются буквы (или цифры), слева в кармашках в направлении сверху вниз располагаются цифры (или буквы).

Детям предлагается ориентир:  в пересечении  названной взрослым буквы и цифры найти картинку и назвать её.

Например  (см. на фото).  

Ориентир:  О – 6  (в пересечении картинка с изображением ледохода),            Э – 7 (картинка с изображением солнышка)  и  т. д.

Это пособие использую как в начале занятия, так и в любой его структурной части.  Всегда даю образец ответа. Добиваюсь правильного плавного, спокойного высказывания, соблюдения правил речи. Учитываю высказывание ребёнка в зависимости от этапа работы.

Примерные игровые задания в работе  над лексическим темам «Фрукты» и  «Овощи».

Вариант 1.  В кармашках картинки с предметами овощей и фруктов.

Каждому ребёнку предлагается ориентир. Ребёнок называет изображение на картинке.   Это яблоко. Другой:  Это морковка.

Когда все дети назвали предметы, предлагаю задание: назвать ещё раз предмет и продолжить цепочку слов. Затем, предлагаю ответит, почему называешь такие слова. Например:  У меня была морковка, я ещё могу назвать такие слова: репа, капуста, потому что это овощи.

Вариант 2.   В кармашках те же овощи и фрукты.  

Предлагаю загадку:  Оно круглое, крепкое, бывает сладкое, кисло-сладкое. Ребёнок не просто называет отгадку, а формулирует свой ответ таким образом:   Я думаю, что это яблоко, потому что яблоко круглое, крепкое, бывает сладкое, кисло-сладкое.  Т.е. в ответе ребёнка звучит ответ взрослого. Задание для другого ребёнка: называть ориентир, где была картинка с яблоком.

Вариант 3.  Работа с теми же лексическими темами.  

Предлагаю следующие игры:  «Я вижу …», «Я любуюсь …»  Называю ориентиры, ребёнок должен дать ответ:  Я вижу яблоко.  Я вижу морковку.

Ответ в другой игре:  Я любуюсь яблоком. Я любуюсь морковкой. Задание усложняю за счёт использования прилагательных.  

Игра «Не стало …»  Дети по ориентиру дают правильный ответ:  Не стало

     яблока.  И переворачивают картинку.

     Вариант 4.  Закрепление признаков времён года.

     В данном задании используется приём  мнемотехники.                                

     В кармашках картинки с изображением признаков  

     времени года, например – весна.  Ребёнок по данному ориентиру называет

     то, что изображено на  картинке и называет весенний признак.            

     Например:   Это солнышко, значит, мне надо сказать о солнышке весной.

     Солнышко весной греет и припекает.

     Вариант 5.  В кармашках части слов  (слияния и не слияния).

     Например:  КА,  ПУ,   С,  ТА,  О,  ГУ,  РЕ,  Ц.   Дети по ориентирам

     Читают слияния и не слияния. Затем предлагаю вспомнить и ещё раз

     назвать те слияния и не слияния, которые были прочитаны в том порядке,

     чтобы получилось слово.  Например, один ребёнок называет  КА,  другой

     продолжает –  ПУ, третий – С, четвёртый – ТА.  Затем называется слово

     целиком.

     Вариант 6.  В кармашках  слияния и не слияния, гласные. Задание по

     данному ориентиру прочитать и сказать: мягкое или твердое слияние,

     мягкий или твёрдый согласный или гласный.

      Вариант 7.   В кармашках разные карточки с изображением нескольких

      предметов.    Ребёнок  по названному ориентиру достаёт из кармашка

      карточку и считает нарисованные предметы, каждый раз называя предмет.

      Например:   Одна вишенка, две вишенки, три вишенки, четыре вишенки,

      пять вишенок.   Обращаю внимание на правильный речевой выдох,  на

      чёткое проговаривание окончаний существительных, последнее слово

      выделяем голосом, используя  логическое ударение.

     Вариант 8.  В кармашках карточки с изображением цифр.  

     Дети по предложенному ориентиру называют цифру и придумывают, чего

     может быть:   пять,  четыре,  два,  один, шесть,  семь и т.д.

               В представленном материале  раскрыта лишь небольшая часть

     игровых заданий пособия «Кармашки»,  используемых мною в

     коррекционных целях в работе с заикающимися детьми.

   

     

     

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга»

Учебно-методическое игровое пособие (старшая группа) на тему: «Машенька ищет друга» ...

Электронно-методическое игровое пособие "Где обедал воробей?"

Методическое игровое пособие по произведению С.Маршака «Где обедал, воробей?»рекомендуется педагогам и родителям для ведения образовательной деятельности по речевому развитию (развитие лексико-граммат...

Учебно-методическое игровое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Логопедическое домино со звуком Ж"

Цель дидактического пособия: автоматизация звука [ж] в словах и предложениях.В игровой форме решаются следующие задачи: развитие внимания, зрительной памяти, закрепление навыка произношения звука [ж] ...

«Внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития детей дошкольного возраста».

Важной задачей этапа дошкольного образования является формирование готовности детей к вхождению в информационно – образовательную среду школы, неотъемлемой частью составляющей которой является и...

Методическое игровое пособие «Лото «Республика Коми – мой родной край»

Цель  данного методического пособия: Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о Республике Коми.Пособие оформлено в виде игры лото, каж...

Учебно-методическое игровое пособие «Забавные игрушки»

Игра, которая знакомит детей с русским народным промыслом и творчеством....

Методическое игровое пособие по развитию артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения «Послушный язычок»

laquo;Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития».В.А. Сухомлинский  Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра...