"Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Важенина Полина Сергеевна

Конспект подгруппового лексико-грамматического занятия для детей с нарушениями речи в средней группе (4-5 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bahareva_p.s._d.s.no13_konspekt_zanyatiya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ города Кургана «Детский сад компенсирующего вида № 13»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

(ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА «РОДНИК»)

ТЕМА: «ПОСУДА»

(Логопедическое заключение: дефекты произношения у детей со стёртой дизартрией.

Может использоваться для детей с нерезко выраженным ОНР III уровня.)

                                                                                          Учитель-логопед: Бахарева П.С.

2010 год

Тема: «Посуда»

Цели:

1)  Коррекционно-образовательная: уточнение и активизация словаря по теме «Посуда», устранение аграмматизмов при составлении словосочетаний и предложений.

2)  Коррекционно-развивающая: развитие моторики, дыхания и силы голоса, зрительного восприятия.

3) Коррекционно-воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности.

Оборудование: декорации леса, предметные картинки с изображением посуды, кукла Федора, индивидуальные зеркала, силуэты посуды, натуральная посуда (кастрюля, сковорода, чашка, чайник), набор посуды (чашки и блюдца разных цветов), салфетки, составная картинка (чайник), сувениры.

Ход занятия

Этап занятия, цель

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент (активизация речевой деятельности).

Перед каждым ребёнком на столе  картинка с изображением посуды.

- Дети, посмотрите на картинки. Назовите предметы, которые на них нарисованы.

(прикрепляет картинки на доску)

- Что это?

- Сегодня мы с вами побываем в гостях у одной сказочной героини Федоры (появляется кукла).

- Ребята, почему плачет Федора?



- Почему посуда убежала от Федоры?


- Куда убежала посуда?


- Ребята, нужно помочь Федоре найти и вернуть её посуду.

Посуда была у Федоры,

посуде с ней было горе:

Федора её не любила –

пачкала, а не мыла,

Теряла, а не хранила,

оставляла мокрой, а не сушила,

Не ставила, а бросала –

вот посуда и убежала.

Её вы Федоре вернуть помогайте,

в знакомые игры с посудой играйте.



- Чашка, чайник, тарелка, сковорода

 и т.д.

- Посуда.




- Потому что от неё убежала вся посуда.

- Потому что Федора не мыла посуду, била её.

- Посуда убежала в лес.

2. Артикуляционная гимнастика (развитие моторики артикуляционного аппарата).

- Ребята, поставьте перед собой зеркала, приготовьте свои язычки.



- Отправляемся в лес на поиски посуды, которая убежала от Федоры.

 

Сначала мы шли по широкой тропинке.

Потом вдруг тропинка стала узкой.

Забрались на горку.

И увидели дремучий лес.

В лесу темно, страшно. Посмотрели налево, направо.

Вверх, вниз.



Выполняют артикуляционные упражнения:

«Накажем непослушный язычок»


«Лопатка»


«Иголочка»


«Горочка»

«Заборчик»


«Часики»

«Качели»

3. Гимнастика для глаз (профилактика миопии).

- Вышли на опушку леса и увидели бабочку. Давайте понаблюдаем за ней. Кажется, она подсказывает нам, где находится посуда.

Следят глазами за полётом бабочки (вверх, вниз, влево, вправо, вверх, вниз – садится на пенёк).

4. «Узнай по силуэту» (развитие зрительного восприятия).

- И вдруг возле пенёчка увидели посуду. Ой, какая она грязная! Федора не может узнать свою посуду. Давайте ей поможем.

(силуэты: кастрюля, сковорода, чашка, чайник, тарелка, сахарница).

Узнают посуду по силуэту, называют её.

5. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду» (развитие мелкой моторики).

- Надо бы помочь Федоре вымыть посуду. Приготовьте свои ручки.


Кран с водою мы открыли






И посуду перемыли.







Тёрли, тёрли, мыли, мыли,

Тёрли, тёрли, мыли, мыли –


Всё кругом в воде и мыле.




Производят вращательные движения кистью правой руки, как будто открывают кран с водой.

Кладут правую ладонь на левую и совершают по ней круговые движения, как будто моют тарелку.

Те же движения, но левой рукой по правой.

Разводят руки в стороны, выражая недоумение.

6. Беседа (уточнение названий частей посуды, её принадлежности).

- Ну вот, сейчас посуда стала чистая, красивая (достать натуральную посуду).

- Что это?

- Для чего она нужна?


- Какие части есть у кастрюли?


Аналогично проводится работа со сковородой, чашкой, чайником.

Можно загадать загадку: Он большой, пузатый. У него есть носик, ручка. В нём заваривают чай.  




- Это кастрюля.

- В кастрюле варят суп, кашу.

- Крышка, ручки, дно, стенки.






- Чайник.

7. Игра «Собери чайник» (развитие зрительного внимания, мышления, мимики, закрепление знания названий частей посуды).

- Ой-ой-ой! Сломался чайник!

Давайте покажем, как мы огорчились.

Каждому ребёнку даёт часть составной картинки (чайник).

- Назовите части чайника.





- Давайте соберём чайник.

- Ну вот, теперь всё в порядке. Давайте порадуемся тому, что чайник снова целый.

Изображают мимикой огорчение.



Дети по очереди кладут на стол части составной картинки, называя их.

Собирают чайник.

Изображают мимикой радость.

8. Динамическая пауза (развитие общей моторики, дыхания, силы голоса).

- Ребята, а для чего нам нужен чайник?


- А сейчас, давайте встанем все в круг и «превратимся» в чайники.





- Чайник начинает закипать:

  Буль-буль, буль-буль.

- Кипит наш чайник:

  Буль-буль-буль,

  Буль-буль-буль.

- Вскипел и загудел –

  У-у-у…

- А теперь вот так –

  У-у-у…

- Ну-ка, чашки, не зевай –

  Наливаем в чашки чай.

- Для того чтобы кипятить воду, заваривать чай.

Левая рука на поясе – это ручка чайника, а правая поднимается вверх, изображая носик чайника.

Произносят в медленном темпе.


Произносят в быстром темпе.

Произносят высоким голосом.

Произносят низким голосом.

Дети соединяют руки в виде кольца перед собой.

9. Игра «Найди пару» (уточнение знания основных цветов, согласование существительных с прилагательными).

- Посуда найдена, и мы можем возвращаться обратно.

- Федора приглашает нас пить чай. Чайник у нас есть, а что ещё нужно для того, чтобы пить чай?

- Вот чашки, а блюдца все перепутались. Найдите пары и поставьте их на салфетки вокруг чайника.





- Нужны чашки.

Дети называют свою посуду:

- У меня жёлтая чашка и жёлтое блюдце и т.д.

10. Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

- Федора: «Спасибо вам, ребята, за помощь. Теперь я всегда буду следить за посудой, мыть её, чистить, буду любить свою посуду и называть её ласково».

- Ребята, давайте и мы с вами

назовём посуду ласково:

Чашка

Тарелка

Кружка

Кастрюля

Сковорода








- Чашечка

- Тарелочка

- Кружечка

- Кастрюлечка

- Сковородочка

11. Итог занятия (подведение итогов работы, оценка деятельности детей).

Федора: «Ой, какие молодцы!».

- Давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на занятии?

- Какую посуду вы запомнили?

- Как нужно обращаться с посудой, чтобы она не убежала?

- Вы хорошо потрудились, и за это Федора решила подарить вам маленькие сувениры.

Можете отдыхать.


- О посуде.


Называют.

- Нужно мыть её, чистить.

Самоанализ занятия

        План занятия составлен в соответствии со структурой речевого дефекта. Практически все дети имеют диагнозы: нерезко выраженное ОНР III уровня обусловленное дизартрическим компонентом. Возраст детей четыре-пять лет (средняя группа), первый год обучения.

        В соответствии с этим коррекционная работа направлена на устранение первичных дефектов.

        Идёт работа по нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики, работа над дыханием, координацией движений, работа по формированию зрительного и слухового восприятия. Большое внимание уделяется грамматическому строю речи, формированию умения правильно строить словосочетание, простое предложение, используя словесные модели, отвечать полным ответом.

      Развитие лексики и грамматики идёт на определённом лексическом материале по теме «Посуда».

         Занятие проводится в соответствии с тематическим планом. Занятие лексико-грамматическое. Тема занятия «Посуда». Это второе логопедическое занятие по данной теме, но до этого воспитателем была проведена работа по ознакомлению детей с посудой. Данное занятие готовит детей к составлению описательных рассказов.

         При подготовке к занятию были учтены программные требования. Процесс обучения построен с учётом общедидактических и методических принципов. Материал изучался в определённой последовательности – от простого к сложному. Повторив название посуды перешли к рассмотрению частей, из которых она состоит, затем говорили о принадлежности различных предметов посуды. Опираясь на принцип наглядности, использовала большое количество наглядного материала. Для формирования реалистических представлений использовала натуральные предметы. В ходе занятия старалась подключить как можно большее количество анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речеслуховой, речедвигательный), так как при коррекции речевых нарушений необходима работа всех анализаторов. Лексический материал подобран в соответствии с возрастом детей, а осознанное его усвоение было достигнуто через наиболее значимый для детей вид деятельности – игру.

         Считаю, что на данном занятии верно выбрала приёмы и методы обучения, сочетала наглядные методы со словесными и игровыми. В занятии использовала беседу, дидактические и подвижные игры.

        При проведении занятия учитывала следующие методические принципы:

– от ответа односложного к более развёрнутому;

– акцентировала внимание на успехах детей, чтобы повысить их речевую активность;

– учитывала определённую последовательность при опросе детей: сначала сильный ребёнок, потом слабый. Старалась на каждом этапе опросить всех детей, добиваясь правильного ответа на поставленный вопрос.

       Использовала сюрпризные моменты и элементы сотрудничества детей на занятии.

       Считаю, что задачи, поставленные на занятии, выполнены, время использовано рационально, охранительный режим соблюдался.  Постоянная смена видов деятельности способствовала сохранению учебной мотивации на протяжении всего занятия. Дети были активными, занятие – динамичным и результативным.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Посуда. Виды посуды"

В данной презентации рассказывается о посуде, ее видах и применении...

ООД. ИГРУШКИ И ПОСУДА. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ И ПОСУДА

уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь....

ООД,ИГРУШКИ И ПОСУДА. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ И ПОСУДА

уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь....

конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда»  «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....

Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"

Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"  в подготовительной группе. Надеюсь этот матриал пригодится в работе...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «В мире посуды: посуда и её назначение; свойства материалов, из которых сделана посуда».

Цель: расширение представлений детей об истории возникновения и свойствах посуды; закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении....