"Город мастеров"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Вишнякова Татьяна Геннадьевна

Данное занятие направлено на решение коррекционных задач  у детей с ОВЗ подготовительной к школе группы. В игровой форме дети обобщают знания  по теме "Профессии", на занятии дети учаться уважать труд людей разных профессий. активизируют словарь по данной теме, учатся образовывать относительные прилагательные, строить связные высказывания. Занятие предполагает вовлечение в работу всех анализаторов:а именно, дети имеют возможность все рассмотреть, потрогать, попробовать. Мобилизации внимания и поддержанию интереса в ходе занятия способствует постоянное передвижение детей  в пространстве кабинета и смена видов детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Название занятия: «Город мастеров».

Тема занятия: Относительные прилагательные.

Программное содержание:

 1.Активизировать номинативный и предикативный словарь по теме «Профессии».

 2.Упражнять детей в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными в мужском, женском и среднем роде.

3. Развивать звуковую культуру речи (упражнять в проговаривании слов сложной слоговой структуры)

4. Развивать внимание, восприятие и память разной модальности.

5.Воспитывать уважение к людям разных профессий, а также дружелюбное отношение друг к другу через создание положительного эмоционального фона на занятии.

Оборудование: фланелеграф, коллаж «Весна», серия сюжетных картинок к рассказу «Поссорились», бумажный кораблик, словарь в картинках по теме «Профессии», деревянные предметы, макет сказочной деревни, набор игрушечных инструментов,  лоскутки ткани, аксессуары для одежды, игра «Подбери узор», фонарик для игры, контейнеры с крупой, предметы для мастерской (клей, кисточка, линейка, ножницы, и  т.д.).    

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Дети входят в кабинет. Логопед здоровается с детьми. 

Логопед: - Я рада видеть вас сегодня у себя на занятии. Посмотрите, что я для вас приготовила (логопед показывает детям коллаж «Весна» и предлагает им всё расставить на свои места) – данный приём используется для мобилизации внимания детей.

После того как на фланелеграфе появляется сюжет, логопед обращает внимание детей на мальчика с корабликом и спрашивает у детей: - «Как вы думаете, ребята, мальчику весело или нет?» (ответы детей)

Логопед: - Я тоже думаю, что этому мальчику весело. А теперь я предлагаю вам послушать историю про мальчиков, которым сначала было весело, а потом стало очень грустно.    

Игровая мотивация: Логопед читает детям рассказ «Поссорились» о том, как друзья смастерили бумажный кораблик и не могли решить кто первый отправит его в плавание. Они тянули кораблик в разные стороны пока он не порвался на две части.

Логопед спрашивает у детей: - «Почему поссорились друзья?» (ответы детей)

Логопед обращает внимание на материал, из которого был сделан кораблик.

Затем логопед задаёт детям вопрос: «Как можно помочь друзьям?» (разные варианты ответов)

Логопед: - А я предлагаю склеить кораблик и я даже, кажется, знаю, кто нам сможет в этом деле помочь. Есть у меня один знакомый мастер, который может починить, отремонтировать, наладить любую вещь. А работает он  в мастерской, которая находится в «Городе Мастеров».

2 . Основная часть занятия:

Вопрос: - Ребята, а вы знаете кто такие МАСТЕРА (ответы детей) – мастер –это человек, который хорошо знает своё дело.

Логопед: - А какие вы знаете пословицы о мастерах?

Дети проговаривают пословицы о мастерах.

Логопед: Ну что же ребята, пора в дорогу! Вставайте друг за другом, и в путь. (Друг за другом мы пойдём, в «Город мастеров» придём!!!)

- А вот и первые мастера. Как вы думаете, ребята кто это? (ответы детей).

- Ребята, это строители. А как мы можем сказать ребята, это каких дел  мастера (это строительных дел мастера), а эти мастера работают с деревом значит это каких дел мастера (это деревянных дел мастера) они друзья и соседи, им друг без друга ну никак не обойтись (логопед объясняет детям почему).

- Давайте на минутку заглянем к строителям. Логопед предлагает детям рассмотреть макет будущей сказочной деревни (на макете дома из различных материалов из кирпича, из камня, из соломы, из дерева и даже из цветов и из пряников) – дети говорят из чего сделан дом и образовывают относительные прилагательные: из кирпича – дом кирпичный, из соломы – соломенный , из камня – каменный и т.д.) Логопед дополнительно даёт детям рассмотреть и потрогать все материалы. Вопросы задаются каждому ребёнку инд-но. Логопед просит вспомнить детей о том какие инструменты они видели в мастерской во время экскурсии (пила, топор, молоток и т.д.), которые нужны и строителям, и столярам, и плотникам. При помощи таких нехитрых инструментов строители строят дома, а деревянных дел мастера делают разные удивительные и полезные вещи.

Детям предлагается рассмотреть некоторые из них (веер, шкатулка, ведёрко, рамка для фотографии, матрёшка, уточка).

Дети рассматривают предложенные предметы и отвечают на вопросы, согласовывая существительные с прилагательными в роде (ведро деревянное, шкатулка деревянная, веер деревянный и т.д.) Логопед обращает внимание на чёткое проговаривание окончаний прилагательных.

Вот какие мастера,

Работа здесь кипит с утра.

Столяры и плотники

Славные работники.

Логопед: - Интересно здесь, но кораблик наш здесь не склеят и нам пора идти дальше искать другого мастера. Вставайте друг за другом (друг за другом мы пойдём, скоро к мастеру придём).

Логопед с детьми останавливается возле швейной мастерской.

- Кажется, я слышу звук швейной машинки. Она строчит как пулемёт, сноровисто и ловко. Немного времени пройдёт, готовая обновка.

Вопрос: - Ребята, а вы знаете, как называют мастера, который шьёт одежду?

(ответы детей – швея, портной, портниха).

А это каких дел мастер? (швейных дел)

Шьёт и порет очень лихо наша славная портниха,

Шторы всем на удивление сшила просто загляденье.

Логопед: - Ребята, и чего здесь только нет.

Детям предлагается рассмотреть разные виды тканей и аксессуары (шёлк, шерсть, трикотаж, атлас, ситец, пуговицы, пряжки и т.д.)

Дети говорят, из какой ткани какую одежду можно сшить (образование относительных прилагательных и согласование их с существительными.

(юбка из шёлка – шёлковая юбка, костюм из шерсти – шерстяной костюм, блузка из ситца – ситцевая блузка, и т.д.)

(пуговицы из пластмассы, из железа, из кожи, из дерева – какие?)

Дети рассматривают модели одежды в журнале и говорят, из какой ткани можно сшить эти модели.

Логопед: - Ребята у портнихи очень много работы и мы с вами можем ей немного помочь (детям предлагается починить коврики, к которым необходимо подобрать заплатки, совпадающие с рисунком на коврике).

Для этого используется игра «Подбери узор».

Во время выполнения задания можно поиграть в игру «Цепочка слов»

Портниха (шьет, режет, пришивает, подшивает, примеряет и т.д.)

После того как дети помогут портнихе, логопед предлагает им отправиться дальше. – Я думаю, что нам пора немного отдохнуть, а самый лучший отдых это весёлая игра. Сейчас мы с вами отправимся в гости к самому весёлому мастеру. Не догадываетесь кто это? Я вам подскажу. Это мастер цирковых дел, он самый весёлый, самый добрый, любит шутки, любит смех в цирке шутит лучше всех (конечно, это клоун).

Он не знал, что мы придём, но у него в запасе всегда есть какой-нибудь фокус или весёлая игра (логопед берёт волшебную корзинку, из корзинки раздаются волшебные звуки и появляется светлячок). Светлячок играет с детьми в игру «Где я?» - дети говорят где сидит светлячок используя разные предлоги (на, в, под, за, по). Затем дети играют со светлячком в игру «Прочитай слово» - светлячок на доске пишет буквы, а дети отгадывают их и складывают буквы в слово.

Логопед: - Ну вот, у нас получилось слово ПОВАР, а стрелочка нам показывает, что повар нас ждет там.

Вставайте друг за другом и в путь! (Друг за другом мы идём, скоро к мастеру придём)

Логопед: - Ребята, вы ничего не чувствуете! Чем-то очень вкусно пахнет.

Дети подходят к стилизованной кухне, где повар готовит кашу.

Логопед: - А мы с вами думали, почему так вкусно пахнет. Оказывается, это повар кашу варит. Хотите узнать какую?

Логопед предлагает взять по баночке с крупой и сказать какая каша получится из риса, гороха, пшена и т.д. (ответы детей)

Логопед: - Ребята, а как вы думаете, повар сможет нам помочь склеить кораблик? (ответы детей). Значит, нам нужно поторопиться и пойти найти моего знакомого мастера, который смог бы нам помочь.

Дети встают друг за другом и идут со словами : Друг за другом мы пойдём, скоро к мастеру придём.

Логопед: А вот и мастерская! Здесь работает особенный человек, потому что он на все руки мастер (объяснить выражение), у него и клей найдётся, чтобы кораблик склеить. А пока он будет кораблик наш склеивать, мы с вами присядем и немного поговорим. Я хочу вам что–то рассказать.

3. Заключительная часть.

Рассказ логопеда о ступеньках к профессии: 1-ая ступенька – детский сад,

 2-ая ступенька – школа, 3-я ступенька техникум или институт, 4-ая ступенька – работа и т.д.

А теперь я хотела бы послушать вас, расскажите, кто кем хочет стать

(рассказы детей).

Логопед: Кораблик наш, наверное, уже готов, да и мы свою беседу закончили.

Мастер отдает детям склеенный кораблик для ребят из рассказа и дарит  всем детям по маленькому кораблику.

Итог занятия:

Вопрос: Кто склеил кораблик? Каких мастеров мы встретили в городе во время нашего путешествия?

Логопед: Совсем скоро  весна наберет силу, зажурчат и побегут по дорогам звонкие ручейки, и вы сможете отправить свои кораблики в плаванье.

И я очень надеюсь на то, что вы не будете ссориться как друзья из нашего рассказа.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...