Артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ермак Наталья Григорьевна

Представлена картотека артикуляционной гимнастики для младшего, среднего и старшего возраста. Каждый комплекс содержит упражнения для губ, языка, нижней челюсти и мимики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_artikulyacionnoy_gimnastiki.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы артикуляционной гимнастики

для детей младшего дошкольного возраста

Комплекс №1


1.«Бегемотик». Максимально широко открыть рот. Удерживать под счет до 5.

                 Широко откроем рот,

                 Как огромный бегемот.

2. «Поколем щечки». Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

3.Поочередное произнесение звуков И - Ы.

   На звук И - широкая улыбка,

   на Ы - выдвинуть челюсть вперед.


Комплекс № 2


1. «Лягушка». Сделать широкую улыбку, обнажив зубы. Удерживать под счет до 3; 3 раза подряд.

2.«Погладим щечки». Рот закрыт. Напряженный  кончик языка упирается в щеку, делая движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

3.Движения челюстью вправо-влево при открытом рте.


Комплекс № 3


1.«Слоник».  Тянуть губы вперед трубочкой (как хобот у слона). Удерживать под счет до 3; 3 раза подряд.

2.«Погладим губку». Напряженный  кончик языка упирается в верхнюю губу, делая движения вправо-влево. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

3.Имитация жевания.




Комплекс № 4


1.«Лягушка - слоник». На «лягушку» широкая улыбка, обнажив зубы; на «слоника» тянуть губы вперед трубочкой (как хобот у слона). Каждое движение удерживать под счет до 3. Чередовать 3 раза.

2.«Погладим губку». Напряженный  кончик языка упирается в нижнюю губу, делая движения вправо-влево. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

3.Шепотное произнесение гласных А, Э, И, О, У.


Комплекс № 5


1.Надувание обоих щек одновременно.

2.«Иголочка» - рот широко открыт, высунуть острый язык, тянуть его вперед. Удерживать под счет до 5.

Следить, чтобы кончик языка не загибался.

3.«Зевание». Открывание рта с глубоким вдохом через рот.




Комплекс № 6


1.Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую), надувание обеих щек одновременно.

2.«Часики» - рот открыт, губы в улыбке, язык сильно высунуть и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

3.Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.


Комплекс № 7


1.Сосательные движения губами.

2.«Чистим зубки» - рот широко открыт, двигать языком вправо-влево по нижним резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

3.Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку, 4 раза.


Комплекс № 8


1.Оскал. Челюсти сжаты. Счет 5-7.

2.«Чистим зубки» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы и двигать им вправо-влево по резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

3. Открывание рта с откидыванием головы назад.



Комплекс № 9


1.«Окошко» - одновременно верхняя губа вверх, нижняя губа вниз. Счет 5-7.

2.«Парус» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы. Удерживать под счет до 5-7.

3.Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.




Комплекс № 10


1.Имитация полоскания зубов.

2.«Лошадка» - щелкать языком 5-7 раз, сильно присасывая его к небу. Рот открывать широко, не закрывать.

3.Шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а.


Комплекс № 11


1.Набирание воздуха под верхнюю губу. Счет 5-7.

2.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет

до 5-7.

3.Выдвигание нижней челюсти вперед при открытом рте, губы в улыбке.


Комплекс № 12


1.Движение губ хоботком вправо-влево.

2.«Месим тесто» - покусывание языка губами, произнося пя-пя-пя. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

3.Сильное покашливание со сжатыми кулаками.


Комплекс № 13


1.Вибрация губ (тпру…).

2.«Месим тесто» - покусывание языка зубами, произнося на-на-на. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

3.Покашливание с высунутым языком.






Комплекс № 14


1.Произнесение звуков п-п-п…, сильно сжимая губы.

2.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к носу, облизывая верхнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

3.Пропевание гласных звуков А, И, Э, О, У высоким голосом и низким.


Комплекс № 15


1.Произнесение звуков у, о, и с четкой артикуляцией губ.

2.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к носу, облизывая нижнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

3.Поочередное поднимание и нахмуривание бровей.


Комплекс № 16


1.Шепотное произнесение звуков а-и, а-у, и-а, у-а с четкой артикуляцией губ.

2.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

3.Придать лицу выражения удивления, радости, испуга, грусти, гнева.


Комплекс № 17


1.«Лягушка - слоник». На «лягушку» широкая улыбка, обнажив зубы; на «слоника» тянуть губы вперед трубочкой (как хобот у слона). Каждое движение удерживать под счет до 3. Чередовать 3 раза.

2.Широко открыть рот. Тянуть язык к подбородку под счет 5-7.

3.Поочередное произнесение звуков И - Ы.

   На звук И - широкая улыбка,

   на Ы - выдвинуть челюсть вперед.


Комплекс № 18


1.Тянуть язык носу под счет 5-7.

2.«Окошко» - одновременно верхняя губа вверх, нижняя губа вниз. Счет до 5-7.

3.Движения челюстью вправо-влево при открытом рте.


Комплекс № 19


1.Надувание одной щеки, затем другой и потом обеих щек одновременно.

2.«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

3.Имитация жевания.





Комплекс № 20


1.Сосательные движения.

2.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет

до 5-7.

3.Шепотное произнесение гласных А, Э, И, О, У.

Комплексы артикуляционной гимнастики

для детей среднего дошкольного возраста

КОМПЛЕКС    №1


1.«Месим тесто» - покусывание языка губами, произнося пя-пя-пя. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

2.Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

3.Откидывание нижней челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным (затем шепотным) произнесением звуков а или э.

4.Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую), надувание обеих щек одновременно.

5.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет до 7.


КОМПЛЕКС    №2


1.«Месим тесто» - покусывание языка зубами, произнося на-на-на. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

2.Поднимание и опускание бровей.

3.Открывание  рта с откидыванием головы назад.

4.«Иголочка» - рот широко открыт, высунуть острый язык, тянуть его вперед. Удерживать под счет до 7.

Следить, чтобы кончик языка не загибался.

5.Втягивание щек в ротовую полость. Попеременное втягивание и надувание щек.


КОМПЛЕКС    №3


1.«Часики» - рот открыт, губы в улыбке, язык сильно высунуть и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

2.Одновременно спокойно закрыть и открыть оба глаза, затем попеременное закрывание правого и левого глаза.

3.Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.

4.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к носу, облизывая верхнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

5.Сосательные движения. Челюсти сжаты.

.


КОМПЛЕКС    №4


1.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

2.Одновременное, затем попеременное  прищури-вание глаз.

3.Шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а.

4.Оскал. Челюсти сжаты. Счет до7.

5.Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам изнутри, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Аналогично по нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.


КОМПЛЕКС    №5


1.Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

2.Придать лицу выражения удивления, радости, испуга, грусти, гнева.

 3.Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом, затем открытом рте. Губы в улыбке.

4.Рот закрыт. Напряженный  кончик языка упирается в щеку, делая движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

5. «Хоботок» - тянуть губы вперед. Челюсти сжаты.   Счет до 5.



КОМПЛЕКС    №6


1. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхней и к нижней губе. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2.Поочередное поднимание левой и правой щеки.

3.Движения челюсти вправо-влево при закрытом, при открытом рте.

4. «Хоботок - улыбка». Челюсти сжаты. На хоботок тянуть губы вперед. Каждое под счет до 3, чередовать 3раза.

5.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет до 7.


КОМПЛЕКС    №7


1.«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2. Поднимание и опускание бровей.

3. Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом, затем открытом рте. Губы в улыбке.

4. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую), надувание обеих щек одновременно.

5.«Иголочка» - рот широко открыт, высунуть острый язык, тянуть его вперед. Удерживать под счет до 7.


КОМПЛЕКС    №8


1.«Парус» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы. Удерживать под счет до 7.

2.Показать свист, поцелуй, плевок, оскал.

3.Имтация жевания.

4.«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, вытянуть язык и загнуть кончик и боковые края языка вверх. Удерживать под счет до 7.

5.Рот широко открыт. Втягивать губы внутрь рта, плотно прижав их к зубам.


КОМПЛЕКС    №9


1.«Чистим зубки» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы и двигать им вправо-влево по резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

2.Зубы и губы сжаты. Одновременное  опускание уголков рта.

3.Движения челюсти вправо-влево при закрытом, при открытом рте.

4.«Чистим зубки» - рот широко открыт, двигать языком вправо-влево по нижним резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

5.«Окошко» - одновременно верхняя губа вверх, нижняя губа вниз. Счет до 7.


КОМПЛЕКС    №10


1.«Лошадка» - щелкать языком 7-10 раз, сильно присасывая его к небу. Рот открывать широко, не закрывать.

2.Сморщивание носа.

3.Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.

4.«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо назад-вперед. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык оставался широким, не выходил изо рта.

5.«Хоботок - улыбка». Челюсти сжаты. На хоботок тянуть губы вперед. Каждое под счет до 3, чередовать 3 раза.

 


КОМПЛЕКС    №11


1.«Месим тесто» - покусывание языка губами, произнося пя-пя-пя, затем зубами на-на-на. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

2.Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

3.Откидывание нижней челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным (затем шепотным) произнесением звуков а или э.

4.Имитация полоскания зубов. Воздух сильно давит на губы и щеки.

5.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет до 7.


КОМПЛЕКС    №12


1.«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, вытянуть язык и загнуть кончик и боковые края языка вверх. Удерживать под счет до 7.

2.Поднимание и опускание бровей.

3.Открывание  рта с откидыванием головы назад.

4.«Иголочка» - рот широко открыт, высунуть острый язык, тянуть его вперед. Удерживать под счет до 7.

Следить, чтобы кончик языка не загибался.

5.Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.



КОМПЛЕКС    №13


1.«Часики» - рот открыт, губы в улыбке, язык сильно высунуть и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

2.Одновременно спокойно закрыть и открыть оба глаза, затем попеременное закрывание правого и левого глаза.

3.Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.

4.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к носу, облизывая верхнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

5. Сосательные движения. Челюсти сжаты.


КОМПЛЕКС    №14


1.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

2.Одновременное, затем попеременное  прищури-вание глаз.

3.Шепотное произнесениние ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а.

4.«Лошадка» - щелкать языком 7-10 раз, сильно присасывая его к небу. Рот открывать широко, не закрывать.

5.«Окошко» - одновременно верхняя губа вверх, нижняя губа вниз. Счет до 7.


КОМПЛЕКС    №15


1.Рот открыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

2. Сморщивание носа.

 3.Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом, затем открытом рте. Губы в улыбке.

4.Рот открыт. Напряженный  кончик языка упирается в щеку, делая движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

5.Вибрация губ (фырканье лощади тпру…).

 


КОМПЛЕКС    №16


1.«Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхней и к нижней губе. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2.Поочередное поднимание левой и правой щеки.

3.Движения челюсти вправо-влево при закрытом, затем открытом рте.

4.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет 7.

5.Укрепление губ при беззвучном произнесении:

    а) согласного п-п-п;     б) гласных а-о-у-и.


КОМПЛЕКС    №17


1.«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2.Придать лицу выражения удивления, радости, испуга, грусти, гнева.

3. Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.

4.Рот открыт. Губы в улыбке. Тянуть широкий кончик языка к носу. Счет до 7. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

5.Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую), надувание обеих щек одновременно.


КОМПЛЕКС    №18


1.«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо назад-вперед. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык оставался широким, не выходил изо рта.

2.Показать свист, поцелуй, плевок, оскал.

3.Имтация жевания.

4.«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, вытянуть язык и загнуть кончик и боковые края языка вверх. Удерживать под счет до 7.

5. Втягивание щек в ротовую полость. Попеременное втягивание и надувание щек.

6.«Парус» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы. Удерживать под счет до 7.


КОМПЛЕКС    №19


1.«Чистим зубки» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы и двигать им вправо-влево по резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

2.Зубы и губы сжаты. Одновременное  опускание уголков рта.

3.«Чистим зубки» - рот широко открыт, двигать языком вправо-влево по нижним резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

4.Движения губ хоботком вправо-влево, вверх-вниз.

5.«Лошадка» - щелкать языком 7-10 раз, сильно присасывая его к небу. Рот открывать широко, не закрывать.


КОМПЛЕКС    №20


1.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет 7.

2.Сморщивание носа.

3.Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.

4.«Часики» - рот открыт, губы в улыбке, язык сильно высунуть и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

5.«Окошко» - одновременно верхняя губа вверх, нижняя губа вниз. Счет до 7.


Комплексы артикуляционной гимнастики

для детей старшего дошкольного возраста

КОМПЛЕКС    №1


1.«Месим тесто» - покусывание языка губами, произнося пя-пя-пя. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

2.Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

3.Откидывание нижней челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным (затем шепотным) произнесением звуков а или э.

4.«Месим тесто» - покусывание языка зубами, произнося на-на-на. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

5.Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую), надувание обеих щек одновременно.

6.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет до 10.


КОМПЛЕКС    №2


1.Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в улыбке.

2.Поднимание и опускание бровей.

3.Открывание  рта с откидыванием головы назад.

4.«Иголочка» - рот широко открыт, высунуть острый язык, тянуть его вперед. Удерживать под счет до 10.

Следить, чтобы кончик языка не загибался.

5.Втягивание щек в ротовую полость. Попеременное втягивание и надувание щек.

6.«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, вытянуть язык и загнуть кончик и боковые края языка вверх. Удерживать под счет до 7-10.



КОМПЛЕКС    №3


1.«Часики» - рот открыт, губы в улыбке, язык сильно высунуть и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

2.Одновременно спокойно закрыть и открыть оба глаза, затем попеременное закрывание правого и левого глаза.

3.Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.

4.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к носу, облизывая верхнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

5.Сосательные движения. Челюсти сжаты.

6.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к подбородку, облизывая нижнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.


КОМПЛЕКС    №4


1.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

2.Одновременное, затем попеременное  прищури-вание глаз.

3.Шепотное произнесение ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а.

4.Рот открыт. Облизывание зубов под верхней, затем под нижней губой, как можно больше загибая кончик языка. Следить, чтобы челюсть не двигалась, рот не закрывался.

5.Оскал. Челюсти сжаты. Счет до 10.

6. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя движения по кругу, как можно больше загибая кончик языка. Следить, чтобы челюсть не двигалась, рот не закрывался.


КОМПЛЕКС    №5


1.Рот открыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

2.Одновременное поднимание обоих уголков рта, затем  попеременное.

3.Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом, затем открытом рте. Губы в улыбке.

4.Рот открыт. Напряженный  кончик языка упирается в щеку, делая движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

5. «Хоботок» - тянуть губы вперед. Челюсти сжаты. Счет до 5-7, 3 раза.

6.Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам изнутри, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Аналогично по нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.


КОМПЛЕКС    №6


1.Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхней и к нижней губе. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2.Поочередное поднимание левой и правой щеки.

3.Движения челюсти вправо-влево при закрытом, затем открытом рте.

4.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставить между верхней губой и зубами, затем между  нижней губой и зубами. Следить, чтобы губы и челюсть не двигалась, язык не сужался.

5. «Хоботок - оскал». Челюсти сжаты. На хоботок тянуть губы вперед. Счет до 5, чередовать 3 раза.

6.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет 10.


КОМПЛЕКС    №7


1.«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2.Придать лицу выражения удивления, радости, испуга, грусти, гнева.

3.Исходное положение (И.п.): рот открыт. Движение челюсти вправо, затем вернуться в И.п.; вперед - И.п.; влево - И.п.

4.Рот открыт. Губы в улыбке. Тянуть широкий кончик языка к носу. Счет до 10. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

5.Вытягивание губ широкой воронкой. Челюсти разомкруты.

6.Рот открыт. Губы в улыбке. Тянуть широкий кончик языка к подбородку. Счет до 10. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.


КОМПЛЕКС    №8


1. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо назад-вперед. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык оставался широким, не выходил изо рта.

2.Показать свист, поцелуй, плевок, оскал.

3.Имтация жевания.

4.«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, вытянуть язык и загнуть кончик и боковые края языка вверх. Удерживать под счет до 10.

5.Рот широко открыт. Втягивать губы внутрь рта, плотно прижав их к зубам.

6.«Парус» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы. Удерживать под счет до 10.


КОМПЛЕКС    №9


1.«Чистим зубки» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы и двигать им вправо-влево по резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

2.Зубы и губы сжаты. Одновременное  опускание уголков рта.

3.Круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О).

4.«Чистим зубки» - рот широко открыт, двигать языком вправо-влево по нижним резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

5.Поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

6.«Лошадка» - щелкать языком 10 раз, сильно присасывая его к небу. Рот открывать широко, не закрывать.


КОМПЛЕКС    №10


1.«Болтушка» - рот открыт, губы в улыбке, быстро скользить широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, произнося бл-бл-бл. Язык сильно не высовывать, рот не закрывать.

2.Сморщивание носа.

3.Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.

4.«Дятел» - рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка стучать по бугоркам за верхними резцами, произнося д-д-д, будет слышаться дь-дь-дь. Если слышится д-д-д, значит стучат по зубам. Рот не закрывать, челюстью не двигать.

5.Опускание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

6.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет до 10.


КОМПЛЕКС    №11


1.«Месим тесто» - покусывание языка губами, произнося пя-пя-пя.  При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

2.Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

3.Откидывание нижней челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным (затем шепотным) произнесением звуков а или э.

4.«Месим тесто» - покусывание языка зубами, произнося на-на-на. При этом язык то высовывать изо рта, то засовывать.

5.Имитация полоскания зубов. Воздух сильно давит на губы и щеки.

6.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет до 10.


КОМПЛЕКС    №12


1. Широкий язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Губы в улыбке. 3 раза.

2.Поднимание и опускание бровей.

3.Открывание  рта с откидыванием головы назад.

4.«Иголочка» - рот широко открыт, высунуть острый язык, тянуть его вперед. Удерживать под счет до 10.

Следить, чтобы кончик языка не загибался.

5.Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

6.«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, вытянуть язык и загнуть кончик и боковые края языка вверх. Удерживать под счет до 10.



КОМПЛЕКС    №13


1.«Часики» - рот открыт, губы в улыбке, язык сильно высунуть и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.

2.Одновременно спокойно закрыть и открыть оба глаза, затем попеременное закрывание правого и левого глаза.

3.Открывание рта с поворотами головы вправо-влево.

4.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к носу, облизывая верхнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

5.Всасывание верхней губы под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

6.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, тянуть язык к подбородку, облизывая нижнюю губу от одного уголка рота к другому. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.


КОМПЛЕКС    №14


1.«Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

2.Одновременное, затем попеременное  прищури-вание глаз.

3.Шепотное произнесениние ряда гласных, требующих различной ширины раскрытия рта: а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а.

4.Рот открыт. Облизывание зубов под верхней, затем под нижней губой, как можно больше загибая кончик языка. Следить, чтобы челюсть не двигалась, рот не закрывался.

5. Всасывание нижней губы под верхнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

6. Рот открыт. Облизывание зубов под губами, выполняя движения по кругу, как можно больше загибая кончик языка. Следить, чтобы челюсть не двигалась, рот не закрывался.


КОМПЛЕКС    №15


1.Рот открыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

2.Одновременное поднимание обоих уголков рта, затем  попеременное.

3.Выдвигание нижней челюсти вперед при закрытом, затем открытом рте. Губы в улыбке.

4.Рот открыт. Напряженный  кончик языка упирается в щеку, делая движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

5.Вибрация губ (фырканье лощади тпру…).

6.Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам изнутри, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного зуба с одной стороны до крайнего коренного зуба с другой стороны. Аналогично по нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.


КОМПЛЕКС    №16


1.Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык к верхней и к нижней губе. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2.Поочередное поднимание левой и правой щеки.

3.Движения челюсти вправо-влево при закрытом, затем открытом рте.

4.Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставить между верхней губой и зубами, затем между  нижней губой и зубами. Следить, чтобы губы и челюсть не двигалась, язык не сужался.

5.Укрепление губ при беззвучном произнесении:

    а) согласного п-п-п;     б) гласных а-о-у-и.

6.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет до 10.


КОМПЛЕКС    №17


1.«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднимать и опускать широкий язык к верхним и нижним зубам. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

2.Придать лицу выражения удивления, радости, испуга, грусти, гнева.

3.Исходное положение (И.п.): рот открыт. Движение челюсти вправо, затем вернуться в И.п.; вперед - И.п.; влево - И.п.

4.Рот открыт. Губы в улыбке. Тянуть широкий кончик языка к носу. Счет до 10. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.

5.Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую), надувание обеих щек одновременно.

6.Рот открыт. Губы в улыбке. Тянуть широкий кончик языка к подбородку. Счет до 10. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, язык не сужался.


КОМПЛЕКС    №18


1.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо назад-вперед. Следить, чтобы губы и челюсть не двигались, язык оставался широким, не выходил изо рта.

2.Показать свист, поцелуй, плевок, оскал.

3.Имтация жевания.

4.«Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, вытянуть язык и загнуть кончик и боковые края языка вверх. Удерживать под счет до 10.

5. Втягивание щек в ротовую полость. Попеременное втягивание и надувание щек.

6.«Парус» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы. Удерживать под счет до 10.


КОМПЛЕКС    №19


1.«Чистим зубки» - рот широко открыт, язык поднять за верхние резцы и двигать им вправо-влево по резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

2.Зубы и губы сжаты. Одновременное  опускание уголков рта.

3.Круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву О).

4.«Чистим зубки» - рот широко открыт, двигать языком вправо-влево по нижним резцам, надавливая на них. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, рот не закрывался.

5.Движения губ хоботком вправо-влево, вверх-вниз.

6.«Лошадка» - щелкать языком 10 раз, сильно присасывая его к небу. Рот открывать широко, не закрывать.


КОМПЛЕКС    №20


1.«Болтушка» - рот открыт, губы в улыбке, быстро скользить широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, произнося бл-бл-бл. Язык сильно не высовывать, рот не закрывать.

2.Сморщивание носа.

3.Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.

4.«Дятел» - рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка стучать по бугоркам за верхними резцами, произнося д-д-д, будет слышаться дь-дь-дь. Если слышится д-д-д, значит стучат по зубам. Рот не закрывать, челюстью не двигать.

5. «Окошко» - одновременно верхняя губа вверх, нижняя губа вниз.

6.«Блинчик» - рот открыт, широкий язык уложить на нижнюю губу, чтобы он боковыми краями касался уголков рта. Не шевелить, удерживать под счет 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...