«Роль мелкой моторики в развитии речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие мелкой мотрики31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение:

«Роль мелкой моторики в развитии речи»

Движения всего тела, а также пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, а если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребёнок совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребёнка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребёнка действует этот рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Коза рогатая» и другие. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к заключению, что  формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Этот факт должен использоваться в  работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

Есть традиционные пальчиковые игры:

-сочетание движений со словами - это стихи, потешки, прибаутки, песни.

-игры на развитие тактильного восприятия;

-игры с водой. Самомассаж;

-игры на нанизывание;

-игры с пластилином;

-игры с бумагой; (оригами, аппликация, ручной труд)

-фольклорные пальчиковые игры;

-игры на выкладывание;

-игры с мозаикой;

-штриховка, рисование, закрашивание, обводка;

-пальчиковые сказки;

-шнуровка, завязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц на одежде, замков.

Не традиционные пальчиковые игры (т. е. использование бросового материала):

- пробки;

- вата;

- крупы;

- обрывная аппликация;

- орехи, фасоль, кедровые шишки, бумага (из под конфет), сухой бассейн, - расчески, зубные щетки, спички, карандаши; аппликатор Кузнецова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Мелкая моторика развивается естественным образом...

Презентация "Роль мелкой моторики в развитии речи детей"

Данная перзентация была создана для консультации родителей и представлена на родительском собрании....

Роль мелкой моторики в развитии речи

Консультация для родителей ...

Практикум для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи воспитанников»

Практикум для родителей«Роль мелкой моторики в развитии речи воспитанников»...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...