"Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Орлова Светлана Викторовна

Конспект занятия "Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Посуда" в средней группе детского сада компенсирующего вида для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi_po_lexiches.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие грамматического строя речи по лексической теме «Посуда».

    Программное содержание. Активизация словаря по лексической теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе, именительном падеже,  образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, употребление имен существительных в родительном падеже с предлогом без). Развитие диалогической речи, зрительного внимания и слухового восприятия. Развитие тонкой и общей моторики.

  Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки, индивидуальные карточки, плоскостные изображения чашек разных цветов, набора игрушечной посуды разного размера, 2 куклы разного размера.

Ход занятия.

Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (различение форм единственного и множественного числа имен существительных).]

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними. Дети приходят к своим стульчикам у стола. Логопед кладет перед каждым из них предметную картинку.

Логопед. Сначала сядет тот, у кого чашка.

Ребенок садится.

Логопед. Теперь сядет тот, у кого чашки.

Ребенок садится.

Логопед. Можно сесть тому, кого нож.

Ребенок садится.

Логопед. А теперь – тому, у кого ножи.

Ребенок садится.

Логопед убирает картинки со стола.

Логопед. Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Дети перечисляют названия посуды.

Логопед. Для чего нужна посуда?

Дети отвечают на вопрос.

Логопед предлагает детям накрыть стол для чаепития. (Согласование прилагательных с существительными, развитие зрительного восприятия).

Логопед. Подойдите к столу и выберите по одной чашке. (На столе лежат перевернутые плоскостные изображения чашек).

А теперь подберите к чашке блюдце. (Блюдца тех же цветов находятся на наборном полотне).

Дети подбирают блюдце к чашке со словами: «Я подберу желтую чашку к желтому блюдцу и т.д.»

Игра «Куклы принимают гостей».

Логопед.  Давайте поиграем с куклами. Катя большая, а Анечка маленькая.  Большую посуду мы поставим Кате, а маленькую посуду Катеньке. Расставляйте посуду и называйте ее. Маленькую посуду называйте ласково.

Дети называют посуду.

Пусть куклы пьют чай, а мы пойдём поиграем.

Динамическая пауза. Подвижная игра «Посуда». Развитие координации движений, общей моторики, творческого воображения.

Логопед предлагает выйти детей на ковер.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник,

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки,

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

 

Употребление существительных единственного числа родительного падежа с предлогом без.

Логопед показывает детям изображение чайника и уточняет, из каких частей он состоит, затем произносит: «А с чайником случилось несчастье. Без какой части остался наш чайник?».

Ответы детей – без носика; - без крышки; - без ручки;

Игра «Что лишнее?» Развитие зрительного внимания, диалогической речи.

Логопед ставит на наборное полотно 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

Логопед. Игра, в которую мы будем играть, называется «Что лишнее?». Что вы видите? Перечислите картинки.

Дети. Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

Логопед. Что здесь лишнее и почему?

Дети. Лишний мяч. Он – игрушка.

Логопед. А все остальное?

Дети. Посуда.

Логопед. Правильно. Назовите следующее картинки. (Ставит на наборное полотно новый комплект: чашку, тарелку, стакан, кружку.)

Логопед. Что лишнее и почему?

Дети. Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

Логопед. А из остальной посуды?

Дети. Можно пить.

Логопед. Правильно. Молодцы!

Окончание занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Посуда». (для детей старшей группы с 3 уровнем ОНР)

Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия кухонная, столовая, чайная посуда; уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда"; развивать связную речь; совершенст...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «ЗИМУШКА- ЗИМА» с использованием нетрадиционных методов рисования

Продолжать расширять представление детей о временах года, знакомить с характерными особенностями зимней природы, с приметами зимы, активизировать словарь детей, закрепить обобщающее понятие –зима.Акти...

Развитие лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Одежда».

Программное содержание: закрепление представлений об одежде, её назначении, деталях, материалах, из которых она сшита; уточнение, расширение и активизация словаря по теме; совершенствование грамматиче...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)

Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...