Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в повышении качества коррекционно-развивающего процесса
статья по логопедии по теме

Основными участниками коррекционно-образовательного процесса являются ребенок – учитель-логопед – родители. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон “Об образовании”, ст. 18). И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konf-yu_2012.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в повышении качества коррекционно-развивающего процесса

Государственное образовательное учреждение детский сад №1428 является учреждением комбинированного вида, где работают четыре общеразвивающие группы и четыре группы для детей с общим недоразвитием речи. Мы рассматриваем наше учреждение как открытую систему, действующую по следующим принципам:

  • Социализация (осуществление связи между воспитанниками и его социумом /ДОУ – семья – друзья/, защита личности воспитанника, приобщение к общественным процессам и структурам);
  • Педагогизация (формирование педагогической среды жителей микрорайона, взаимодействие педагогов ДОУ с семьей в формировании личности ребенка).

Эффективность развития детского сада как открытой системы возможно только на основе тесного взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса (Рис.1).

Основными участниками коррекционно-образовательного процесса являются ребенок – учитель-логопед – родители. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность (Закон “Об образовании”, ст. 18). И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия. У родителей и учителя-логопеда имеются свои задачи (рис.2).

Методы, которые используются для решения этих задач, можно разделить на три основных блока (Рис.3):



Более подробно остановимся на такой новой форме работы с родителями, как «День открытых дверей» (рис 4).

В ходе «Дня открытых дверей» родители посещают следующие мероприятия:

Встреча гостей.

Просмотр презентации «Наш детский сад»

Занятия в группах.

Математика в старшей логопедической группе № 3

Ознакомление с окружающим в подготовительной логопедической группе № 4

Логопедическое занятие в средней логопедической группе № 2

Игры на улице.

2-ая младшая группа № 8

старшая группа № 7

подготовительная группа № 6

Так мы кушаем…

Обед в подготовительной логопедической группе  № 1

Питание в детском саду.

Консультация.

Психологи советуют.

  1. 1.«Как подготовить ребенка к детскому саду»
  2. «Осторожно, игрушка» (особенности выбора игрушек для дошкольников)
  3. 3.«Играть или не играть?» (взгляд занятого взрослого)
  4. «Поощрение и наказание»

Концерт для Вас.

Мастер-класс:

«Инновационные игры для развития познавательных способностей детей»

Родители очень высоко оценивают такое мероприятие (Выдержки из отзывов: «Мне очень понравилось, с удовольствием приведу своего ребенка в этот детский сад», «Интересно наблюдать, как дети занимаются…» и т.д.).

Другой активно используемой формой взаимодействия с родителями является участие родителей в проведении праздников и развлечений: выступление в качестве известных детям сказочных персонажей по сценариям осенних, новогодних, весенних, выпускных утренников; участие вместе с детьми в городских фестивалях детского творчества в номинации “танцевальное искусство”; проведение Масляничной недели с обязательными ярмарочными гуляньями; изготовление необходимых к празднику костюмов и атрибутов, участие в различных конкурсах, аттракционах. Участвуя в спортивных праздниках (“Веселые старты”, “Олимпийские игры”, “Дни здоровья”, «День отца»), родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения (Рис 5. грамоты по надежде).

Отчетный концерт для родителей детей, занимающихся дополнительным образованием в хореографической студии “Горошинки” позволяет увидеть итоги комплексного воздействия на личность ребенка с нарушением речи.

Одной из традиционных форм воздействия учителя-логопеда с родителями является стендовая информация. В нашем детском саду мы выносим на стенды следующую информацию:

  • Рекомендации по поддержанию здорового психологического климата в семье;
  • Виды игр, которые могут быть проведены родителями дома;
  • Знания, необходимые детям, поступающим в школу;
  • Рекомендации по выполнению домашних заданий учителя-логопеда;
  • Нарушения лексико-грамматического строя и коррекция их у детей с ОНР;
  • Виды речевых нарушений вообще;
  • Приемы развития мелкой моторики;
  • Рекомендации по автоматизации звуков, поставленных учителем-логопедом;
  • Игры для развития навыков звукового анализа и синтеза, подготовке к обучению грамоте;
  • Рекомендации по выбору художественной литературы для чтения детям дома, просмотру мультфильмов и т.д.

Таким образом, сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов коррекционно-образовательной работы делает взаимодействие с родителями достаточно эффективным. В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия учителя-логопеда со специалистами и родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в Лекотеке.

В статье говорится, как учитель-логопед вместе  с другими специалистами работают с детьми с ОВЗ и их родителями....

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте ДОУ.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателеу дошкольного учреждения....

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"

Выступление "Организация двигательной деятельности в физкультурно – оздоровительном центре, как условие повышения качества коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ"...

"Образовательная система EduQuest (Эду Квест), как одна из технологий, используемая в целях повышения качества коррекционно-развивающей работы педагога- психолога"

Использование образовательной системы EduQuest (ЭдуКвест)  служит для повышения качества образования через активное внедрение в коррекционно-развивающий процесс.Система EduQuest разработана с уче...