Главные вкладки

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда со специалистами и родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в Лекотеке.
    статья по логопедии на тему

    Марина Николаевна Резанова

    В статье говорится, как учитель-логопед вместе  с другими специалистами работают с детьми с ОВЗ и их родителями.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда со специалистами  и родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в Лекотеке.

    Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. А одной из основных задач, которую решает Стандарт, является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала.  

    Исходя из этого, на базе нашего детского сада с 2014 года работает структурное подразделение «Лекотека», которое  посещают дети с ОВЗ. Я, Резанова Марина Николаевна, учитель-логопед, принимаю активное участие в обучении этих детей и всестороннем их развитии.

    Целью  моих занятий с детьми с ОВЗ является создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации детей, их всестороннего развития и применения ими полученных на занятиях навыков в жизни.

    Задачами, которые я решаю на своих занятиях, являются

    - создание благоприятных условий для работы с каждым ребенком;

    - коррекция и развитие речи и различных психологических функций;

    - консультации родителей  и рекомендации им для домашней работы по закреплению знаний, полученных на занятиях в Лекотеке.

    В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа  специалистов нашей Лекотеки  направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

    Эффективность коррекционно–развивающей работы зависит от согласованных и взаимосвязанных действий всех участников образовательных отношений. Успешная  работа всех специалистов с нашими воспитанниками невозможна без участия родителей, ведь именно они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка. 

    На своих занятиях я не только занимаюсь коррекцией речи и ее всесторонним развитием, но и активно сотрудничаю  со специалистами Лекотеки, где мы проводим совместные занятия по развитию различных психических функций у детей с ОВЗ. Причем родители всегда присутствуют на этих занятиях и являются активными участниками образовательного процесса.

    При первичной встрече с ребенком и его родителями я собираю информацию об особенностях развития ребенка, его умениях и навыках, особенностях поведения, любимых занятиях.
             Итак, при диагностике детей с ВОЗ я использую методику обследования речи детей Стребелевой  Е.А..  Также уточняю запрос родителей, их пожелания и реальность выполнения этих запросов. По результатам этой диагностики составляю индивидуальные маршруты развития для каждого из воспитанников.

    На занятиях по развитию речи наши ребята любят использование кукольного театра (как пальчиковый театр, так и куклы-герои на руку и просто резиновые игрушки). Я их использую для озвучивания детьми персонажей в чистоговорках, потешках, скороговорках, инсценировках  русских народных сказок, пересказов. А выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений вместе с куклами происходит весело и увлекательно. Родителям после таких занятий настоятельно рекомендую рассказать еще и дома разыгранную потешку или сказку, а может и выучить или пересказать ее вместе с ребенком.

    Также неотъемлемой частью моих занятий являются тактильные ящики, тактильные дорожки, су- Джок мячи, различные массажеры для рук. Прекрасное средство при чтении потешек, пальчиковой гимнастики, чистоговорок и, катая при этом Су-Джок между ладонями и пальцами, автоматизировать поставленные звуки в речи. «Один - много», «Говори ласково», «Скажи наоборот» -совершенствование лексико- грамматических категорий. «Найди пальчик»-  по инструкции взрослого надеть кольцо на нужный палец. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие внимания, памяти. «Положи мяч»- совершенствование навыков употребления предлогов на, под, в, за, перед… «Раздели слова на слоги». Где ребёнок называет слог и берёт по одному шарику из коробки, затем считает число шариков, развитие слоговой структуры слова. Да и дома у наших воспитанников есть Су-Джок шарики, и еще я рекомендую родителям дома делать сухие бассейны из мелких камушков или бобовых для занятий с детьми, для рук и стоп.

    Отдельно хочу остановиться на использовании на занятиях логопедического тренажера «Дельфа». Это программа для коррекции и развития речи детей, установленная на ноутбуке. Имеет в комплекте микрофон для работы над выработкой правильного дыхания в процессе игр.  Ряд упражнений предназначен для отработки правильного речевого дыхания, силы, плавности, длительности выдоха, коррекции назального оттенка при ринолалии, коррекции произношения гласных и согласных звуков. А также коррекция грамматических нарушений, лексических нарушений, преодоление синтаксических аграмматизмов в речи. Для детей с плохим зрением я вывожу эту программу на экран интерактивной доски, где наиболее увлекательно происходят занятия. И тут же рекомендую родителям для закрепления результатов выработки правильного дыхания выполнять упражнения, которые можно проводить с детьми дома.

     Также наши ребята очень любят играть с «Волшебной ручкой», куда входит комплект карточек разного уровня сложности с изображением букв, сюжетных картинок; азбука, тетрадь для индивидуальных занятий; ручка, с помощью которой все книги и карточки можно озвучить (любое изображение начинает говорить, если к нему прикоснуться этой ручкой). И если мы автоматизируем поставленный звук или происходит коррекция дисграфии или элементы обучения грамоте, то родители закрепляют полученные знания дома на разрезной азбуке!

    А использование интерактивной доски на наших совместных занятиях происходит практически всегда. Ненадолго, по несколько минут, но ребята могут как просто рисовать руками на ней затейливые картины, так и выполнять упражнения по коррекции фонетических и фонематических нарушений, лексико- грамматической стороны речи, звуко-буквенного анализа и синтеза.

    Также хочется отметить игры с детьми на планшете  PlayPad 3( детский компьютер). Это универсальное устройство, которое позволит ребёнку полноценно обучаться. На PlayPad 3 предустановленно 30 приложений, которые разбиты на категории: "Обучение", "Развитие" и "Развлечение". Они безопасны для психики ребенка и направлены на развитие умственных, творческих способностей, обучению грамоте и развитию речи.

     Все наши занятия с нашими воспитанниками проводятся с несколькими специалистами ( учитель-логопед, педагог-психолог) одновременно. И во время занятий мы дополняем друг друга, помогаем ребенку максимально раскрыться и получить массу положительных эмоций и знаний. Родители, которые всегда присутствуют на занятиях, очень часто сами становятся участниками и вместе со своими детьми выполняют данные специалистами задания, где мы сразу по ходу их выполнения даем консультацию, как это можно закрепить дома.

    Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

    Резанова М.Н.

    Учитель-логопед

    МКДОУ «Подгоренский детский сад №2»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в повышении качества коррекционно-развивающего процесса

    Основными участниками коррекционно-образовательного процесса являются ребенок – учитель-логопед – родители. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит ...

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения на логопункте ДОУ.

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателеу дошкольного учреждения....

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями детского сада

    Основные задачи учителя-логопеда на логопункте. Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями....

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в разработке и реализации ИОП для детей с ОВЗ

    Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в разработке и реализации ИОП для детей с ОВЗ1 слайдНа сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей програ...

    «Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

    Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...