ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ДОУ
статья по логопедии по теме

Гродская Ирина Константиновна

 

Аннотация

В статье рассматривается необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения в условиях логопункта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО  ДОУ

Гродская Ирина Константиновна (grodskaya39@mail.ru)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида второй категории №37 «Хрусталик» (МБДОУ д/с №37), г.Таганрог

Аннотация

В статье рассматривается необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения в условиях логопункта.

 

«Детская природа требует наглядности»

К. Д. Ушинский.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в ДОУ. Это не только новые технические средства, но и новые формы, методы и подходы к процессу обучения. Активное внедрение информационно - коммуникационных технологий расширяет возможности детей с нарушением зрения в получении информации и в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации, способны сформировать адекватный зрительный образ,  стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

Одной из задач учителя-логопеда в условиях логопункта является коррекция нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. В условиях информатизации решение поставленной задачи возможно путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ - это не только высвобождение времени, столь необходимого на занятиях, но и возможность учителю-логопеду представить тот или иной материал в интересной форме, наиболее наглядно, ярко, с учетом особенностей детей, имеющих нарушение зрения. Коррекция нарушений устной речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассматривать, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления и позволяет:

  1. активизировать познавательную деятельность детей;
  2. индивидуально подходить к каждому ребёнку,

используя разноуровневые задания;

  1. повышать интерес к обучению (мотивация);
  2. осуществлять дифференцированный подход;
  3. эффективно отрабатывать навыки чтения, письма,    

                      развития творческих способностей;                                  

  1. формировать привычки учебной деятельности:

     (планирование,   рефлексия, самоконтроль).

   Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в условиях логопункта ДОУ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового)   и позволяет:

  1. значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;
  2. использовать современные компьютерные технологии на занятиях;
  3. оказывать положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса;
  4. развивать наглядно-образное мышление детей.

   Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в условиях логопункта ДОУ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового)   и позволяют:

  1.    значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения;
  2. использовать современные компьютерные технологии на    занятиях;
  3. оказывать положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса;
  4. развивать наглядно-образное мышление детей.

Литература:

1.        Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. Дефектология. - 1998.-№ l.c.47-55.

2..  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы.Дефектология. 1994. - № 5..

4.        Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова.  Дошколёнок + компьютер, изд-во «Учитель», Волгоград, с. 175

5. Ю.М.Горвица. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.   М. 1988

6.Е.Я.Кривич. Компьютер для дошколят. М. ЭКСМО. 2006

7.Н.Королёва, С.Петрова.  Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада.  Ж. «Дошкольное воспитание».  2010,№ 6, № 12.

8.Т.Денисова. Компьютер в дошкольном учреждении.  Ж. «Дошкольное воспитание», 2011 № 2.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малоподвижных игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопункта при ДОУ.

 В настоящее время обязательным условием   организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом сказано в Федеральных тре...

опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта.

В организации коррекционной работы в логопункте важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребёнка. Выполняя вместе с ребёнком в тетради задания, предлага...

Использование даров Фребеля на логопедическом занятии в условиях логопункта

Логопункт чаще всего посещают дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха (ФН, ФФН). Использую дары Фребеля на всех этапах коррекционной работы (постановка звука, автом...

«Использование аппликации в коррекции зрительно-пространственного восприятия при автоматизации поставленных звуков в связной речи в условиях логопункта»

Использование аппликации позволяем повысить интерес детей при автоматизации звуков в связной речи, решить одну из важных задач - формирование зрительно-пространственного восприятия у детей, правильное...