Главные вкладки

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД
    статья (логопедия) по теме

    В данной статье описаны негрубые нарушения речи у детей, посещающих массовый детский сад. Коррекция данных нарушений может проходить в условиях  группы НПОЗ или на логопункте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon naibolee_rasprostranennye_narusheniya_rechi_u_detey.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД

    У дошкольников, посещающих массовый детский сад, встречаются, как правило, негрубые речевые нарушения. К ним можно прежде всего отнести функциональную дислалию и недоразвитие лексико-грамматического строя речи.

    Одним из наиболее распространенных нарушений речи, не всегда требующим пребывания ребенка в специальной логопедической группе, является дислалия.

    Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

    Дислалия — самое частое расстройство детской речи. Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект произношения — функциональную и механическую (органическую). При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической дислалии, которая возникает в любом возрасте. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии, которая появляется в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.

    По мнению О.А. Токаревой, функциональная дислалия — нарушение звукопроизношения, обусловленное слабостью основных нейродинамических процессов при нормальном строении периферического речевого аппарата. Фонематический слух ребенка может быть снижен.

    Причины функциональной дислалии разнообразны: общая физическая ослабленность ребенка в результате перенесенных соматических заболеваний (рахит), инфекционные (частые ОРЗ);

    Неблагоприятное социальное окружение, препятствующие развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение); постоянное общение с людьми, чья речь неясна, косноязычна или слишком тороплива, а иногда просто пронизана диалектными особенностями. Может плохо сказаться на речи детей и пребывание в двуязычном окружении. Разговаривая в раннем возрасте на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

    Часто причиной дислалии у детей оказывается так называемая педагогическая запущенность. Если взрослые не обращают внимания на развитие правильного звукопроизношения ребенка, не исправляют ошибки в речи дошкольника, не дают ему четкого и правильного произношения, не привлекают внимание малыша к правильному произношению того или иного звука, то в этом случае его речь, не подвергаясь необходимой коррекции со стороны взрослых, тормозит нормальное развитие произношения ребенка.

    Причиной дислалии так же является отсутствие осознания своих речевых отклонений, недостаточное стремление дошкольника к овладению правильным произношением, недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, умиляясь забавному лепету ребенка, долгое время сюсюкают с малышом, искусственно задерживая тем самым у него развитие звукопроизношения.

    Дислалия наступает также вследствие недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти. Она может быть вызвана также и неумением ребенка, удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

    Дефекты звукопроизношения у детей могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения у детей.

    В основе функциональной дислалии нет органических, то есть структурных нарушений центральной нервной системы, а патологический механизм речи складывается в результате различных нейродинамических нарушений в коре больших полушарий, приводящих к ослаблению дифференцировочного торможения в речедвигательном и речеслуховом.

    Речевая симптоматика функциональной дислалии проявляется в нарушении произношения только согласных звуков (гласные остаются сохранными).

    Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков из одной фонетической группы согласных (мономорфная дислалия), либо могут быть нарушены звуки из разных фонетических групп (полиморфная дислалия).

    Эти фонетические расстройства могут проявляться, в отсутствии звуков, в искажениях, в заменах. Чаще всего дефекты произношения отмечаются при формировании трудных по артикуляции звуков.

    У детей, посещающих массовый детский сад, может быть выявлено лексико- грамматическое недоразвитие. У этих детей нормальное звукопроизношение, сохранные фонематические процессы, но у них наблюдается ограниченный словарный запас и нарушения грамматического строя речи.

    В массовых детских садах специальное развёрнутое логопедическое обследование не проводится, поэтому лексико-грамматическое недоразвитие речи может быть своевременно не выявлено.

    Среди причин, вызывающих лексико-грамматическое недоразвитие речи, наиболее частыми являются инфекции матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, инфекционные заболевания ребёнка на первом году жизни.

    В настоящее время показано, что употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности также может привести к лексико-грамматическим нарушениям.

    Неблагоприятные условия окружения и воспитания оказывают отрицательное влияние на речевое развитие ребёнка.

    У детей с лексико-грамматическими нарушениями речи наблюдается не достаточная речевая активность.

    Дошкольники пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, используют все части речи. Дети не затрудняются в названии предметов, действий, признаков, состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут рассказать о своей семье, о себе, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ, однако их рассказы бедны по содержанию и фрагментарно передают особенности предметов, событий. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельны (требуют помощи взрослого, повторяют рассказы сверстников).

    В устном речевом общении дошкольники стараются "обходить" трудные для них слова и выражения. Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, выявлено незнание значений ряда слов, неточное понимание и употребление некоторых слов. У детей отсутствует стремление проникнуть "вглубь вещей" — познать, как сделаны предметы, вычленить многообразные признаки окружающих объектов и явлений, которые способствуют активному расширению словаря.

    В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки предметов, способы действий. Многие дошкольники нередко допускают ошибки в словообразовании. Наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные. Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями; на образование названий детенышей животных.

    Среди грамматических ошибок чаще всего встречаются: неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; числительных с существительными; ошибки в использовании сложных предлогов; в употреблении падежных форм множественного числа.

    Все перечисленные нарушения речи важно выявить и устранить в дошкольном возрасте, так как речь ребёнка в это время развивается наиболее интенсивно, и она наиболее гибка к коррекционно-развивающему воздействию. Речевые нарушения оказывают отрицательное воздействие на успешное обучение в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы в формировании речи у дошкольников в массовых детских садах.

    Мы знаем, что ребенок говорит сначала одиночные слова, затем фразы, позже у ребенка набирается круг отрывочных слов и явлений, затем пятилетний ребенок устанавливает связь между словами в пределах одн...

    ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ МАССОВЫЙ ДЕТСКИЙ САД

    В этой методической разработке представлена работа по развитию слухового внимания и фонематического восприятия; развитию речевой моторики; формированию произносительных умений и навыков; работа по фор...

    Календарный план работы по преодолению нарушений речи у детей посещающих подготовительную к школе группу.

    Календарный план работы по преодолению нарушения речи у детей посещающих подготовительную к школе группу....

    Организация коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений речи у детей, посещающих разновозрастную группу с ЗПР

    Последнее время в мировой образовательной практике большое внимание уделяется вопросам инклюзивного обучения, организация которого предполагает определённую гибкость образовательной системы, творчески...

    Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт

    Использование дыхательных упражнений в системе занятий по коррекции нарушений речи у детей с умственной отсталостью и аутизмом, посещающих логопедический пункт...

    Звуковая культура речи в подготовительной группе массового детского сада.

    Звуковая культура речи в подготовительной группе массового детского сада....