Главные вкладки

    Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Малько Лариса Викторовна

    В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zimushka-zima.docx22.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад комбинированного вида №113

              Московского района г.Санкт-Петербурга

     

     Конспект совместной деятельности с детьми

            подготовительного возраста с логопедическим заключением ОНР III ур.р.р.                                                               

    с использованием личностно-ориентированной, игровой, здоровьесберегающей, диалоговой

                         технологий на тему

                                  «Зимушка-зима».

                                                                               Учитель-логопед

                                                                                         Малько Л.В.

                                                   2012 г.

    Цель: 

    • развитие лексико-грамматического строя речи,
    • совершенствование фонематического слуха,
    • развитие психических процессов

    Задачи:

    коррекционно-образовательные –

    • закрепление полученных знаний по теме «Зима»
    • закрепление знания букв, совершенствование навыка чтения,
    • развитие употребления существительных ед.и мн.ч. Р.п.
    • образование родственных слов
    • образование прилагательных от существительных

    коррекционно-развивающие –

    • развитие фонематических процессов
    • развитие артикуляторных умений, речевого дыхания
    • развитие мелкой моторики, координация речи с движением
    • развитие связной речи
    • развитие памяти, внимания, мышления

    коррекционно-воспитательные –

    • воспитание чувства любви к родной природе
    • воспитание толерантного отношения
    • развитие сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности

    Оборудование:

    небольшие бумажные снежинки на каждого ребёнка, фрагменты разных времён года, небольшой снежок из ваты, квадратики для выполнения звукового анализа слова.

                                                               

                                              Ход  занятия:

    Орг. момент – логопед предлагает детям отгадать загадку:

    Тройка,тройка прилетела,

    Скакуны в той тройке белы,

    А в санях сидит царица –

    Белокоса, белолица.

    Как махнула рукавом –

    Всё покрыла серебром.

    - Ребята, кто это?  (зима)

    - Правильно. А что значит, «белокоса», «белолица»? (дети объясняют)

    - А что за скакуны в тройке? (зимние месяцы – декабрь, январь, февраль)

    - На дворе зима. И мы сегодня поговорим о зиме.

           Логопед предлагает вспомнить стихи о зиме, во время чтения следит за поставленными звуками.

     - Молодцы, очень хорошо прочитали стихи. Давайте сейчас вспомним пословицы и поговорки о зиме.

    Зима без снега – лето без хлеба.

    Зима не лето – в шубу одета.

    Сугроб да вьюга – два друга.

    Береги нос в большой мороз.

    Деревья в инее – небо будет синее.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Зима лето пугает, а всё равно тает.

    Дети объясняют смысл пословиц.

    Логопед предлагает отгадать загадку (отгадка в ладошке):

    Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,

    Полетели, закружились ледяные звёзды.

    Кружатся звёзды в воздухе морозном,

    Падают на землю кружевные звёзды.

    Вот одна упала на мою ладошку.

    -Звёздочка, не тай, подожди немножко.

     Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».

    Дети дуют на снежинки, вырезанные из бумаги.

    Игра «Кто быстрее отгадает слово?».

    Дети по первым звукам в названиях картинок отгадывают слова:

    Зяблик, игла, муха, автобус – ЗИМА.

    Стул, тапки, утюг, жук, арбуз – СТУЖА.

    Сок, апельсин, ноты, кошка, избушка – САНКИ.

    Развитие мимических мышц «Моё настроение».

    - А сейчас я буду называть примеры того, что бывает зимой, а вы покажите, какое у вас создастся настроение.

    Светит солнце, лёгкий морозец. Дети катаются на санках.

                                                                    (дети улыбаются)

    Но вдруг один мальчик упал с санок прямо в сугроб.

                                                                    («испуг», «огорчение»)

    Но он быстро встал, отряхнулся и побежал на горку.

                                                                     («радость»)

    Слуховое внимание «Так бывает?»

    Логопед предлагает послушать разные приметы и ответить «да» или «нет», если так бывает (или не бывает) зимой.

    Бывает зима без снега?

    Бывает зима без оттепели?

    Не бывает зимы без листопада?

    Бывает зима без Нового года?

    Не бывает зима с дождём?

    Молодцы, вы были очень внимательными.

    Зрительное внимание «Что не подходит?».

    Логопед предлагает посмотреть на ковролин и убрать те фрагменты, которые не подходят к зиме, объяснить, почему.

    Ребёнок: Я уберу мальчика, который загорает, потому что

    это бывает летом.        И т.д.

    Логопед предлагает отгадать ещё одну загадку:

    Что за нелепый человек

    Пробрался в 21 век?

    Морковный нос, в руке метла,

    Боится солнца и тепла?            (снеговик)

    Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.

    Пальчиковая гимнастика

    Давай, дружок, смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком

    Кати по снегу свой снежок –          и катят вообр-мый ком

    Он превратится в толстый ком,     Рисуют в воздухе круг.

    И станет ком снеговиком.               Рисуют 3 разных круга снизу  

                                                                вверх

    Его улыбка так светла!                      Прикл-т ладони к щекам

    Два глаза, шляпа, нос, метла…       Показ-т указ. пальцами глаза,

                                                                             ладонью – шляпу, кулачками –

                                                                             нос и метлу.              

    Но солнце припечёт слегка –          Поднимают руки вверх.

    Увы! И нет снеговика!                        Поднимают плечи, садятся на

                                                                             корточки,закрывая голову.

    - Молодцы! Весёлый у вас получился снеговик! Напомните мне, из чего лепят снеговика? ( из снега )

    Слова «снег» и «снеговик» похожи?

    Давайте ещё подберём родственные слова к слову «снег» (Снегурочка, снежинка, снежный, снежинка)

    А к слову «зима»? (зимушка, зимовка, зимний ).

    -Вы молодцы!

    - Расскажите, пожалуйста, какой снег бывает.

    Подбор прилагательных «Скажи, какой?».

    Снег (какой?) – белый, мягкий и т.д.

    Дети называют слова, передавая друг другу ватный шарик.

    Образование прилагательных от существительных.

    «Какая зима, если…?

    Зима, когда много снега (какая?) – снежная.

    И т.д.

    «Дорисуй, чего не хватает».

    -Ребята, вам зима принесла картинки. Посмотрите, они похожи?

    (да, похожи, но один снеговик не дорисован )

    Логопед предлагает дорисовать недостающие детали.

    Итог. Вы, ребята, молодцы.

    Давайте вспомним, о чём мы сегодня беседовали.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарный план по развитию психологической базы речи в подготовительной группе.

    Логические упражнения взяты из книги Т. А. Ткаченко " Логические упражнения для развития речи." Москва, Книголюб, 2005г....

    НОД по развитию грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Что умеет делать мама.»

    Вот уже много лет наш детский сад принимает детей с тяжёлыми нарушениями речи.Мы разработали эфективную систему занятий ...

    Занятие по развитию речи в подготовительной группе ОНР

    ОД  Познавательное развитиеТема: «Как рождается книга»Доминирующая ОО: «познавательное развитие»Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развити...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

    Цель:Обучение связному последовательному близко к тексту пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Основные задачи:Учить выделять характерные особен...

    Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе: «Поиски клада"

    Дифференциация звуков (С) и Ш) ,учить детей различать на слух и в произношении звуки «С» и «Ш», определять местоположение звуков в слове.-продолжать учить подбирать р...

    Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе детского сада. Тема: «Звук Р»

    Задачи.Автоматизация звука Р и РЬ в словах и фразах.Дифференциация твёрдого и мягкого звука Р.Развивать фонематический слух и внимание.Расширять словарный запас детей через словесно-речевые игрыВоспит...