Особенности обследования речи детей 5-7 лет с ЗПР
презентация к уроку по логопедии по теме

Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1.1.pptx2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности обследования речи детей 5-7 лет с ЗПР

Слайд 2

РЕЧЬ Звуковая сторона речи Смысловая с торона речи Связная речь Звукопроизношение Различение оппозиционных звуков Анализ и синтез звуковой Слоговая структура Лексический запас Грамматический строй

Слайд 3

Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с. Цель пособия – дать логопедам, работающим в учреждениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи, зрения, слуха, и психолого-медико-педагогическим комиссиям конкретные приёмы обследования нарушенной речи, необходимые сведения об анализе структуры речевых отклонений у детей и их всесторонней оценке. Значительное место в пособии отведено теоретическому обоснованию адекватности применения прилагаемых методов.

Слайд 4

Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 224 с. – (Библиотека логопеда-практика). В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приёмы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательных занятий по периодам обучения, рекомендации по использованию лексического материала . Описано обследование речи, мелкой моторики, слуха и др., представлен бланк речевой карты.

Слайд 5

Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Библиотека логопеда-практика). В пособии предлагается методика, позволяющая качественно оценить речевое развитие учащихся младших и старших классов и сочетающая традиционные логопедические приёмы с нейропсихологическими методами обследования речи. Методика имеет тестовый характер и позволяет получить речевой профиль ученика, понять психологические механизмы обнаруженных трудностей, оценить функциональное состояние передних и задних отделов коры головного мозга. Пособие адресовано логопедам, психологам, дефектологам.

Слайд 6

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: Взаимосвязь речевого и общего психического развития Онтогенетический Этиопатогенети- ческий ( учёт симптоматики речевой аномалии) Деятельностный (учёт ведущей возрастной деятельности)

Слайд 7

Этапы обследования ребёнка 1. Ориентировочный этап , на котором проводится целенаправленный опрос родителей, беседы с ребёнком, изучение специальной документации. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект. 2. Дифференцировочный этап , включающий обследование интеллекта и слуха с целью ограничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха или интеллекта. 3. Этап обследования неречевых процессов , тесно связанных с речевым развитием. 4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы , итог которого обосновывает логопедическое заключение. 5. Заключительный , уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребёнком в условиях специального обучения и воспитания.

Слайд 8

Анкета №1 для родителей Цель: Получение информации о воспитании ребёнка в семье: о традициях, укладе семьи, о методах воспитания, развитии ребёнка. 1. ФИО ребёнка________________________________________________________________________ 2. Наблюдался (наблюдается) ли ребёнок после рождения у невропатолога (психоневролога)? С каким диагнозом? ____________________________________________________________________________ 3. Данные о ходе развития речи: а) с какого возраста гуление?_________________________________________________________ б) с какого возраста лепет?___________________________________________________________ в) с какого возраста слова?___________________________________________________________ г) с какого возраста фразовая речь?____________________________________________________ 4. Какие жалобы имеются у родителей (например: ребёнок плохо говорит, плохо ест, очень подвижен, застенчив и т.п.) ________________________________________________________________________________________ 5. Удаётся ли соблюдать режим дня: питание, дневной сон, прогулки, игры? Если нет, то почему? ________________________________________________________________________________________ 6. Семейные праздники – как они проходят? Кто из родителей является организатором семейных праздников? _____________________________________________________________________________________________ 7. Кто из родителей активно участвует в развитии, воспитании ребёнка?__________________________ 8. Ваши выходные дни – как они проходят? Ответы: а) уборка квартиры, решение накопившихся дел, б) прогулки в парке, по городу, в) театр, экскурсии, цирк (1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в полгода, 1 раз в год, нет возможности) 9. Ваш ребёнок – какой он? (Характер, интересы, способности, наклонности)_____________________________ _______________________________________________________________________________________________ 10. Как часто перед сном Вы читаете ребёнку книги, рассказываете сказки или просто беседуете по душам? Ответы: а) каждый вечер, б) раз в неделю, в) иногда, нет времени. Спасибо за участие в анкетировании и откровенные ответы. Дата___________________________

Слайд 9

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Вашего ребёнка (Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд., стереотипное – М., «Когито-Центр», 2004. – 351с.) . (подчеркните да или нет) Из опросников Ollendik, Hersen and Cohen. А. Нарушение внимания: Ваш ребёнок нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание? Да. Нет. 2) Часто переспрашивает? Да. Нет. 3)Легко отвлекается на внешние раздражители? Да. Нет. 4) Путает детали. Да. Нет. 5) Не заканчивает то, что начинает? Да. Нет. 6) Слушает, но кажется, что не слышит? Да. Нет. 7) Испытывает трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один»? Да. Нет. Если присутствуют 4 из семи признаков, значит у Вашего ребёнка есть нарушения внимания. Б.Импульсивность: 1) Выкрикивает в группе, шумит во время занятия? Да. Нет. 2) Чрезвычайно возбудим? Да. Нет. 3) Трудно переносит время, когда ждёт свою очередь? Да. Нет. 4) Чрезмерно разговорчив? Да. Нет. 5) Задевает других детей? Да. Нет. Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5. В. Гиперактивность: 1) Карабкается на шкафы и мебель? Да. Нет. 2) Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит? Да. Нет. 3) Суетлив, извивается и корчится. Да. Нет. 4) Если что-нибудь делает, то с шумом? Да. Нет. 5) Должен всегда что-нибудь делать? Да. Нет. Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 признака из 5.

Слайд 10

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Вашего ребёнка . (Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд., стереотипное – М., «Когито-Центр», 2004. – 351с.). (подчеркните да или нет) По критериям Американской Психиатрической Ассоциации 1987 года. Ваш ребёнок производит суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается. Да. Нет. 2) С трудом остаётся на стуле при выполнении каких-либо заданий? Да. Нет. 3) Легко отвлекается на посторонние стимулы? Да. Нет. 4) С трудом ожидает очереди для вступления в игру? Да. Нет. 5) Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос окончен? Да. Нет. 6) С трудом исполняет инструкции других? Да. Нет. 7) С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях? Да. Нет. 8) Часто переключается с одного незаконченного дела к другому? Да. Нет. 9) Во время игр беспокоен? Да. Нет. 10) Часто чрезмерно разговорчив? Да. Нет. 11) В разговоре часто прерывает, навязывает своё мнение, в детских играх часто является «мишенью»? Да. Нет. 12) Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ? Да. Нет. 13) Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в группе (игрушки, карандаши, книги и др.)? Да. Нет. 14) Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»)? Да. Нет. Синдром дифицита внимания с гиперактивностью присутствует при наличии 8 признаков из 14 при их проявлении в возрасте до 7 лет и длительности проявления не менее 6 месяцев.

Слайд 11

Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов ближайшего развития у детей с задержкой психического развития. (Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд., стереотипное – М., «Когито-Центр», 2004. – 351с.). Указать вариант, на который ребёнок ответил. Т.е. если ребёнок после прочтения первого варианта не ответил, что сахар растаял, тогда читаете ему второй вариант. Если не ответил, что сахар растворился и на второй вариант, то демонстрируете третий вариант. И подчёркиваете тот вариант, после прочтения (демонстрации в 3-ем случае) которого ребёнок дал правильный ответ о том, что сахар в чашке растворился.) Рассказать ребёнку: 1 вариант «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая и положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, а захотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»» Следуют вопросы к рассказу : Кто взял сахар? Куда делся сахар? 2 вариант «Один раз ты (имя испытуемого) пил чай. Мама налила тебе чашку чая и положила туда два кусочка сахара. Но ты не захотел пить чай, а захотел ложкой достать сахар из чашки и съесть. Однако сахара в чашке с чаем не оказалось. Кто взял сахар? Куда делся сахар?» 3 вариант Рассказ предъявляется в драматизированном варианте (разыгрывается сюжет рассказа в реальной деятельности). Действующее лицо – сам ребёнок. Спасибо за участие в анкетировании.

Слайд 12

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному успоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). -- М.: Когито-Центр, 1996 - 47 с.

Слайд 13

Учитель-логопед при МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» г. Сергиева Посада Болотова Н.В. РЕЧЕВАЯ КАРТА 1. Фамилия, имя ребёнка________________________________________________________________________________ дата рождения______________года 2. Детский сад___________________________________группа________________________________________________ дата зачисления _________________ года 3. Домашний адрес:____________________________________________________________________________________ 4. Жалобы воспитателя :_________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ Жалобы родителей :__________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ 5. Заключение психоневролога (невропатолога )_________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ 6. Состояние слуха____________________________________________________________________________________ 7. Данные о ходе развития речи. Со слов матери: гуление с _____________________, лепет с ________________, слова с _____________________, фразовая речь с ______________________________________. 8. Состояние артикуляционного аппарата (строение: губы, зубы, нёбо, язык; саливация; подвижность )_________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ 9. Общая характеристика речи. Запись беседы, самостоятельность связных высказываний. _________________________________________________________________________________________________________________________ Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Привести примеры. Количественная характеристика (общий объём словаря в пределах обихода, шире и пр., пассивный и активный словари): ____________________________________________________________________________________________________________________________ Качественная характеристика (ошибки в употреблении слов, замены по смыслу, акустическому сходству, какие части речи преимущественно употребляет). ____________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 14

Грамматический строй (понимание обращённой речи, типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов). Привести примеры. _______________________________________________________________________ Произношение звуков (отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков). ______________________ _____________________________________________________________________________________________________________ Фонематическое восприятие, различение оппозиционных звуков. ла-ра-ла_______________________та-да-та__________________________ба-па-ба_____________________________ ка-ка-га_______________________ са-са-ша_________________________ жа-жа-за_____________________ за-за-са_______________________ ра-ла-ла__________________________ да-да-та_____________________ па-па-ба_______________________га-га-ка__________________________ша-ша-са_____________________ за-жа-за_______________________ са-са-за_____________________ дом-том-дом________________________________тень-день-день____________________________________ борт-борт-порт______________________________быль-пыль-быль___________________________________ ваза-фаза-ваза_______________________________Феня-Веня-Веня___________________________________ коза-клса-коза_______________________________зуб-суп-суп_______________________________________ жар-шар-жар_______________________________ шить-шить-жить___________________________________ чехол-щегол-чехол__________________________ печать-пищать-печать______________________________ гид-кит-гид________________________________ код-год-ход_______________________________________ лук-люк-лук________________________________лапа-шляпа-лапа___________________________________ ужи-усы-усы_______________________________ уши-уши-усы_____________________________________ лад-рад-лад________________________________ рад-ряд-рад_______________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом. Привести примеры. ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ Темп и внятность речи.______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________ 10. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова. ________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 15

11. Моторика Тонкая моторика рук: Шнуровка_____________________________________________________________________________________________________ Застёгивание пуговиц_________________________________________________________________________________________ Общая (динамическая и статическая): Подскоки_____________________________________________________________________________________________________ Стояние на одной ноге________________________________________________________________________________________ Координация движений: Попадание пальцем в предмет с закрытыми глазами__________________________________________________________ Поза «солдатика»_____________________________________________________________________________________________ Ловля мяча____________________________________________________________________________________________________ Вывод:_________________________________________________________________________ ______________________________ 12. Психические процессы: Мышление, конструктивная деятельность: 1) Исключение лишнего предмета из понятийного ряда Ложка – тарелка – платье - кружка_________________________________________ Кошка – собака – стул - корова____________________________________________ Лаять – мяукать – мычать – лететь_________________________________________ 2)Складывание разрезной картинки из: 2-ух частей_____________ 3-ёх частей______________ 4-ёх частей_____________ 3) Что было сначала, а что потом? (систематизация по картинкам «цыплёнок», «снеговик»). _______________________________________________________________________________________________________________ Восприятие (внимание, память) а) Зрительная память и внимание: - Запомнить и назвать ряд картинок из 3-ёх штук____________ из 4-ёх штук____________ из 5-и штук____________ - Какой картинки не стало в ряду?______________________________________________________________ - Какая картинка появилась?____________________________________________________________________ б) Слуховая память и внимание: - Воспроизведение ряда слов: из 3-ёх слов (кошка, дом, дерево)_______________________________________, из 4-ёх слов (ботинок, птица, мяч, книга)_________________________________, из 5-и слов (слон, стол, крыша, коньки, цветок)___________________________. в) Зрительное восприятие: - Соотнесение предметов и различных геометрических фигур (по картинкам)

Слайд 16

- Соотнесение предметов по форме и цвету (по картинкам) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Вывод :______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 13. Пространственная ориентация: - Покажи правую, левую руку.___________________________________________ - Где потолок? Где пол?________________________________________________ - Где у тебя коленки?___________________________________________________ - Где у тебя локти?_____________________________________________________ - Где у тебя ногти?_____________________________________________________ - Закрой правой рукой левый глаз._______________________________________ Вывод:_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 14. Общее развитие представления об окружающем: счёт_____________________________________________________________________ знание цветов_____________________________________________________________ знание геометрических форм________________________________________________ знание времён года________________________________________________________ Вывод:___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 15. Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность; отношение к своему дефекту, познавательная активность; критичность к своему дефекту)______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ Заключение логопеда____________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________ 17. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска ребёнка из логопедического пункта)____ ___________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 17

Звуковой анализ и синтез Сознательное оперирование звуковой стороной языка, его элементами и их отношениями начинается при обучении дошкольников звуковому анализу как предпосылке обучения чтению и письму. Д.Б. Эльконин отмечает, что «от того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующие усвоения языка – грамматики и связанной с ней орфографии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)

Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы....

Схема обследования речи детей 6-7лет

Схема обследования речи детей 6-7лет...

АЛЬБОМ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ.

Альбом предназначен для обследования речи у детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет по разделам речевой карты.Ниже представлена Часть 1: исследование неречевых психических функций....

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...