Методика обследования речи детей с ЗПР (подготовительная группа)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Чурсина Мария Павловна

Разработанная мною речевая карта включает в себя задания, позволяющие обследовать речь полностью. Она удобна для работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения о себе и окружающем мире

Фамилия, имя

Возраст:

Семья:

Времена года:

Часть суток:

Особенности строения артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики

Губы (норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

Движения губ (улыбка, трубочка, улыбка-трубочка):

объём:

тонус:

способность к переключению:

синкинезии:

Зубы (норма, редкие, мелкие, кривые, отсутствие, вне челюстной дуги)

Прикус (норма, прогнотия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Твёрдое нёбо (норма, плоское, готическое, расщелина, высокое узкое, укороченное, субмукозная щель)

Мягкое нёбо (норма, отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

Движения мягкого нёба (открыть рот, сказать «а»):

Язык (норма, массивный, маленький, короткий, длинный)

Движения языка (лопата, змея, лопата-змея, часики, качели, вкусное варенье):

объём:

тонус:

способность к переключению:

синкинезии:

Подъязычная связка (норма, короткая)

Саливация (норма, гиперсаливация)

Состояние общей и мелкой моторики

объём движений

темп

координация движений

активность

переключаемость

наличие леворукости

Состояние звукопроизношения

(изолированно, в словах, в словосочетаниях)

Гласные:  

[а], [о], [у], [и], [э],[ы]

Согласные          норма                искажение               замена                 смешение

[б], [б']

[п], [п']

[м], [м']

[в],[в']

[ф],[ф']

[д], [д']

[т], [т']

[н], [н']

[г], [г']

[к], [к']

[х], [х']

[й]

[с], [с']

[з], [з']

[ц]

[ж], [ш]

[ч], [щ]

[л], [л']

[р],[р]

Примечание:

Состояние фонематического восприятия

Повторение слогов:

ба-па         га-ка         да-та         па-ба-па        да-та-да        га-ка-га

са-за         ша-са        ча-ща        за-са-за         ша-са-ша      ча-ща-ча

Покажи картинку:

бочка — почка                    трава — дрова                корка - горка

Слоговая структура слов

Повтори слова:

велосипедист                                                    перекресток

градусник                                                         инструмент

фотоаппарат                                                     страница

Повтори предложения:

Дети наливают воду в аквариум.

Фотограф фотографирует детей.

Милиционер стоит на перекрёстке.

Примечание:

Морфологические средства языка

Образование различных форм множественного числа имен существительных:

             кот                   окно                 лист                стул               ухо

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

             рот                   ваза                  стул               кровать           окно

Примечание:

Лексико-грамматические средства языка

Предметный словарь:

Назвать предмет (по картинке):

апельсин                    свинья                   жеребёнок                   кастрюля      

арбуз                          корова                   котёнок                        тарелка

слива                          лошадь                  телёнок                        брюки

свекла                        белка                      волчонок                     колготки

картошка                   волк                        лисёнок                       плащ

Назвать одним словом предметы:

блюдце, чашка, тарелка -

берёза, дуб, клён -

брюки, майка, рубашка -

лимон, яблоко, груша -

Назвать части предмета:

шкаф:

пиджак:

Примечание:

Атрибутивный словарь (словарь прилагательных):

Подбор прилагательных, их согласование с существительными:

апельсин (какой?)

солнце (какое?)

слива (какая?)

Подбор антонимов:

   большой              длинный             высокий              весёлый              полный

Примечание:

Предикативный словарь (глагольный):

Сказать, что делает? (с опорой на картинку)

        птица           рыба          собака           лягушка             змея             самолет        

Понимание и употребление приставочных глаголов (с использованием наглядности): «Что делает мальчик?».

Мальчик выходит из дома

Мальчик отходит от дома

Мальчик обходит лужу

Мальчик входит в дом

Примечание:

Словарь наречий:

Машина едет (как?)

Мальчик кричит (как?)

Примечание:

Понимание (V) и употребление (+) предлогов:

      на         в           за         над        под         к          от        перед       между  

           около         из                из-за                    из-под      

Примечание:

Изменение слова по падежам (по демонстрации действия):

У меня в руках МЯЧ. Что у меня в руках?

У меня нет ...

Я протягиваю руку к ...

Я бросаю...

Я играю с...

Примечание:

Согласование числительных(два и пять) с существительными (яблоко,  стул, стол, книга):

Примечание:

Понимание сложноподчинённых предложений.

Маша потеряла карандаш, который ей дал Коля. Чей это был карандаш?

Дети пошли на прогулку после того, как прошел дождь. Когда дети пошли на прогулку: до дождя или после?

Примечание:

Связная речь

Составление рассказа-описания по предметной картинке

Примечание:

Пересказ текста из нескольких предложений:

Илюша собрался на рыбалку. Он взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попалось много рыбы. Мама сварила Илюше вкусную уху.

Примечание:

Составление рассказа по сюжетной картине

Примечание:

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Примечание:

Готовность к обучению грамоте

Составление предложения из 2-3 слов (по картинке)

Составление предложения из слов, данных вразбивку (папа, машине, на, едет)

Деление слов на слоги (подсчет путём отстукивания, отхлопывания)

Выделение первого звука из слова при утрированном произношении

Примечание:

Особенности психических процессов

Внимание

память

восприятие цвета и формы

мышление

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (УРР, его обоснование):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии синквейн для активизации и развития речи детей старшей и подготовительной группы

   Материал можно использовать для обучения педагогов ДОО составлению дидактического синквейна и применению данного приёма в работе по развитию речи , памяти и ассоциативного мышления...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ)

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ НАРАБОТКИ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, КОТОРЫЕ ВЫ СМОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОЕЙ РАБОТЕ ИЛИ, ВОЗМОЖНО, ОНИ НАТОЛКНУТ ВАС НА ЧТО - ТО НОВОЕ)) УДАЧИ!...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Игры на развитие связной речи детей в старшей, подготовительной группах

Описание.Предлагаемое пособие можно использовать при коррекциизвукопроизношения, развитии фонематического восприятия,накоплении и обогащении активного словаря, развитии грамматическогостроя и связной ...

Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста

Методика обследования речи детей старшего дошкольного возраста...


 

Комментарии

Ляхова Надежда Николаевна

СПАСИБО,МАРИЯ!
Ляхова Надежда Николаевна

СПАСИБО!