Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
статья по логопедии (старшая группа) по теме

 
Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtotakoeartikulyacionnayagimnastika.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией.

Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения.

Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата (например, малоподвижный язык), то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи.

Поэтому основными задачами являются:
— развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т.д.);
— развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);
— развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4-5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.

Окошко

  1. широко открыть рот - "жарко"
  2. закрыть рот - "холодно"

Чистим зубки

  1. улыбнуться, открыть рот
  2. кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Месим тесто

  1. улыбнуться
  2. пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  3. покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

  1. улыбнуться
  2. широко открыть рот
  3. высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

Дудочка

  1. с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

Заборчик

  1. улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

      Киска

  1. губы в улыбке, рот открыт
  2. кончик языка упирается в нижние зубы
  3. выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Поймаем мышку

  1. губы в улыбке
  2. приоткрыть рот
  3. произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Лошадка

  1. вытянуть губы
  2. приоткрыть рот
  3. поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Пароход гудит

  1. губы в улыбке
  2. открыть рот
  3. с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

Слоник пьёт

  1. вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  2. "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Индюки болтают

  1. языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

Орешки

  1. рот закрыт
  2. кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
  3. на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Качели

  1. улыбнуться
  2. открыть рот
  3. кончик языка за верхние зубы
  4. кончик языка за нижние зубы

Часики

  1. улыбнуться, открыть рот
  2. кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Блинчик

  1. улыбнуться
  2. приоткрыть рот
  3. положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

  1. улыбнуться
  2. открыть рот
  3. широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

 

                                     Подготовила учитель - логопед                                                    

                                                     Бентюкова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"

   В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...

Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

В статье говорится о важности выполнения артикуляционной гимнастики детьми с речевыми нарушениями и разными видами выполнения её выполнения...

что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна

что такое артикуляционная гимнастика ,для чего она нужна, и как ее выполнять...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна? Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ...

Консультирование "Что такое Артикуляционная гимнастика? И зачем она нужна?"

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений,одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие-увеличить объем  и силу движений, третьи - выбрать точность позыгуб,...

Артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг....