что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Астраханцева Альбина Михайловна

что такое артикуляционная гимнастика ,для чего она нужна, и как ее выполнять

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_artikulyatsionnaya.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

    Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти),необходимые для правильного звукопроизношения.

     Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]),его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

      Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ.

- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым научиться говорить правильно, четко и красиво.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ.

- Сначала  упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

- Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. Но при этом следите  за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно,иначе занятия не имеют смысла.

- Лучше заниматься 2 раза в день(утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

- Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтоб они усвоили основные движения.

- К детям 4-5лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

- В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ СКАЗКИ – ПОМОЩНИЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

     Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у детей дошкольного возраста интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка полезно сопровождать синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

 СКАЗКА ПЕРВАЯ.

ЯЗЫЧОК УБИРАЕТ СВОЙ ДОМИК.

Домик язычка – это наш рот, там всегда влажно и приходится спать в мокрой постельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает с проветривания.

  1. Язычок проветривает домик – открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и  внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком), затем закрываем поочередно зубы, губы (5-6раз).
  2. Язычок маляр.Язычок красит потолок-небо, тщательно и крепко прижимая к нему кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по небу язык вперед-назад и из стороны в сторону (5-10 раз).
  3. Язычок моет стены, Стены-щеки в домике нашего Язычка странные – они могут надуваться и сдуваться, как шарики (побробовать  надуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает  их во время уборки – язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.
  4. Язычок моет полы – рот открыт, двигаем кончиком языка вперед-назад от оснований нижних резцов в глубь рта и обратно (5-6 раз).
  5. Язычок плотник. На потолке-небе есть маленькие бугорки, которые называются альвеолы, это люстры в домике Язычка. Наш хозяин прибивает там гвоздики и проверяет, прочно ли висят люстры. Кончиком язычка стучим по альвеолам: ды-ды-ды.
  6. Язычок проверяет, крепкие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.
  7. Язычок, закончив уборку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем под счет до 5 на нижней губе и дуем на него ветерком, не надувая щек.

СКАЗКА ВТОРАЯ.

ЯЗЫЧОК ЖДЕТ ГОСТЕЙ.

     Язычок пригласил в гости друзей и решил приготовить для них что-нибудь вкусненькое. Но какой же праздник без выпечки?

  1. Язычок месит тесто – прижать кончик языка губами и произнести: «Пя-пя-пя». Потом прижать его зубами: «Та-та-та». Выполнять упражнение, чередуя движения (6раз).
  2. Язычок жарит блин на сковороде – рот открыть, под счет до 5 удерживать язык на нижней губе распластанным (нижняя губа при этом видна), потом подуть на кончик языка, не надувая щек (остужаем горячий блин) – 3-4 раза.
  3. Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы – движения широкого язычка, загнутого кверху, вперед-назад по верхней губе (6 раз).
  4. Язычок наливает молоко в чашки – открыть рот, положить широкий язык на губу, загнуть кончик и боковые края языка кверху, удерживать в таком положении под счет до 5, далее завести язык-«чашку» в глубь рта и сделать глотательное движение ( гостям надо подать 4-6 чашек).
  5. Ириски для гостей прилипают во рту – широко открыть рот, после прищелкивания «присосать» всю массу языка к небу и удерживать язык в таком положении под счет до 5 таким образом, чтобы была видна уздечка (6 раз).
  6. Язычок приготовил трубочки для коктейля – закручиваем язык трубочкой, приподнимая его боковые края уголками губ и совершая всасывательные движения (6 раз).
  7. Язычок поет для гостей – поднятый к бугоркам за верхними резцами язык стучит по ним, словно напевая слоги: да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до под любую знакомую мелодию, рот при этом широко открыт (6 раз).

Как ты думаешь, какое лакомство понравится гостям больше всего?

СКАЗКА ТРЕТЬЯ.

ЗИМА.

     Наступила зима. Наш Язычок  увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.

  1. Подуй на снежок – дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
  2. Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6раз).
  3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
  4. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
  5. Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы: широкий язык то упирается в основания резцов (верхних, нижних),то перепрыгивает через зубы, попадая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6раз).
  6. Сделай язычок похожим на лопату: рот открыт, широко расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе под счет до 5.
  7. Похлопай язычком-лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6раз).
  8. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в нижние резцы, а спинка то поднимается, то опускается (6раз).
  9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согревая их.

Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни, почему?

     Уважаемые родители, если вы будете следовать хоть некоторым советам, перечисленным выше, вы поможете вашему ребенку избежать многих трудностей в школе. Если мы будем действовать вместе, то сможем добиться значительных результатов за более короткий срок. Давайте помогать вашему ребенку вместе!

         Подготовила:  учитель-логопед

         Астраханцева А.М.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...

Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"

   В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...

Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

В статье говорится о важности выполнения артикуляционной гимнастики детьми с речевыми нарушениями и разными видами выполнения её выполнения...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна? Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.

Советы от логопедаЗачем делать артикуляционную гимнастику? Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.Артикуляционная гимнастика...