Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна.
консультация по коррекционной педагогике

Сергеева Вероника Андреевна

Советы от логопеда

Зачем делать артикуляционную гимнастику?

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика сравнима с гимнастикой для тела. Если регулярно выполнять упражнения на пресс, то в итоге удастся сесть в шпагат. А вот хорошо «натренированные» язык и губы быстрее и легче примут и закрепят необходимые артикуляционные позиции.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

 

Эффект от артикуляционной гимнастики:

· усиливает кровообращение;

· развивает гибкость органов речевого аппарата;

· тренирует четкость произношения;

· дает возможность подготовить речевой аппарат к постановке конкретных звуков.

 

Что нужно для занятий?

Зеркало, ребенок и участие мамы.

Важно, чтобы занятие проходило в игровой форме, и мама на собственном примере показывала, как необходимо выполнять упражнения.

Зеркало – это очень важный и обязательный атрибут при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенок должен видеть, как он выполняет упражнения и какие ошибки допускает. Мама смотрит, подсказывает, корректирует.

Помните! Гимнастика даст свой результат только при систематических занятиях. Желательно ежедневных. Переусердствовать не нужно. Делаем 2-3 упражнения за один раз в течение 5-7 минут 2 раза в день.

 

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью интересных упражнений. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

 

Общая артикуляционная гимнастика.

1. «Окошко». Открывание и закрывание рта. Медленно открыть рот, держать открытым под счет 2-5 (открыли окошко). Медленно закрыть. (6 раз)

2. «Лягушки улыбаются». Углы рта оттянуты, улыбка, губы сомкнуты.

3. Губы вытянуть «Трубочкой», как при звуке «У», затем перевести губы в улыбку до обнажения верхних и нижних зубов, как при звуке «и». Выполнять медленно с выдержкой на крайних положениях под счет до 5-ти.

Чередование упражнений «Лягушка улыбается» – «Хобот».

4. «Заборчик». Смыкаются зубы, губы раздвигаем. Про себя посчитать, сколько зубов видно в верхнем ряду, а сколько в нижнем.

5. «Бублик». Правильно округлить губы, не смыкать. Держать 10-15 сек.

Чередование упражнений «Заборчик» – «Бублик».

6. «Шарики». Одновременно надуть обе щеки; сдуть щеки, втянуть их.

7. «Блинчик». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, не шевелить, под счет до 5-8. Нижняя губа не должна подворачиваться.

Если язык не лежит спокойно, то:

1. Постукать язык губами (пя-пя-пя…).

2. Язык погладить зубами – «Расчёска».

3. Язык осторожно покусать зубами.

 

8. «Слизываем варенье». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот широким языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю.

9. «Часики тикают». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот – высунуть язык вперед, не касаясь губ. Двигать языком вправо – влево, к уголкам губ. Работает только язык, челюсть не двигается.

10. «Конфетка» Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.

11. «Качели». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот - поднять язык наверх за верхние резцы, опустить язык вниз за нижние резцы.

12. «Змейка». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот - двигать языком вперед – назад при широко открытом рте. Следите, чтобы рот не закрывался. Челюсть, губы не двигаются, работает один язык.

13. «Лошадка скачет» – щелкать языком.

После каждого упражнения медленно убрать язык в рот, медленно закрыть рот.

Все упражнения выполнять до 3-6 раз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_ot_logopeda.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Советы от логопеда

Зачем делать артикуляционную гимнастику?

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика сравнима с гимнастикой для тела. Если регулярно выполнять упражнения на пресс, то в итоге удастся сесть в шпагат. А вот хорошо «натренированные» язык и губы быстрее и легче примут и закрепят необходимые артикуляционные позиции.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Эффект от артикуляционной гимнастики:

· усиливает кровообращение;

· развивает гибкость органов речевого аппарата;

· тренирует четкость произношения;

· дает возможность подготовить речевой аппарат к постановке конкретных звуков.

Что нужно для занятий?

Зеркало, ребенок и участие мамы.

Важно, чтобы занятие проходило в игровой форме, и мама на собственном примере показывала, как необходимо выполнять упражнения.

Зеркало – это очень важный и обязательный атрибут при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенок должен видеть, как он выполняет упражнения и какие ошибки допускает. Мама смотрит, подсказывает, корректирует.

Помните! Гимнастика даст свой результат только при систематических занятиях. Желательно ежедневных. Переусердствовать не нужно. Делаем 2-3 упражнения за один раз в течение 5-7 минут 2 раза в день.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью интересных упражнений. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.


Общая артикуляционная гимнастика.

1. «Окошко». Открывание и закрывание рта. Медленно открыть рот, держать открытым под счет 2-5 (открыли окошко). Медленно закрыть. (6 раз)

2. «Лягушки улыбаются». Углы рта оттянуты, улыбка, губы сомкнуты.

3. Губы вытянуть «Трубочкой», как при звуке «У», затем перевести губы в улыбку до обнажения верхних и нижних зубов, как при звуке «и». Выполнять медленно с выдержкой на крайних положениях под счет до 5-ти.

Чередование упражнений «Лягушка улыбается» – «Хобот».

4. «Заборчик». Смыкаются зубы, губы раздвигаем. Про себя посчитать, сколько зубов видно в верхнем ряду, а сколько в нижнем.

5. «Бублик». Правильно округлить губы, не смыкать. Держать 10-15 сек.

Чередование упражнений «Заборчик» – «Бублик».

6. «Шарики». Одновременно надуть обе щеки; сдуть щеки, втянуть их.

7. «Блинчик». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, не шевелить, под счет до 5-8. Нижняя губа не должна подворачиваться.

Если язык не лежит спокойно, то:

1. Постукать язык губами (пя-пя-пя…).

2. Язык погладить зубами – «Расчёска».

3. Язык осторожно покусать зубами.

8. «Слизываем варенье». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот широким языком облизать верхнюю губу, затем нижнюю.

9. «Часики тикают». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот – высунуть язык вперед, не касаясь губ. Двигать языком вправо – влево, к уголкам губ. Работает только язык, челюсть не двигается.

10. «Конфетка» Языком дотронуться до правой щеки и удержать положение, затем до левой.

11. «Качели». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот - поднять язык наверх за верхние резцы, опустить язык вниз за нижние резцы.

12. «Змейка». Растянуть губы в улыбку, широко открыть рот - двигать языком вперед – назад при широко открытом рте. Следите, чтобы рот не закрывался. Челюсть, губы не двигаются, работает один язык.

13. «Лошадка скачет» – щелкать языком.

После каждого упражнения медленно убрать язык в рот, медленно закрыть рот.

Все упражнения выполнять до 3-6 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна

Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное поло...

Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна???"

   В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю работе с родителями,как показывает практика успешность и качество коррекционного процесса во многом зависит от тесного ...

Буклет для родителей "что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна"

В буклете представлена информация об артикуляционной гимнастике, зачем ее выполнять и какие правила необходимо соблюдать при выполнении....

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

В статье говорится о важности выполнения артикуляционной гимнастики детьми с речевыми нарушениями и разными видами выполнения её выполнения...

что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна

что такое артикуляционная гимнастика ,для чего она нужна, и как ее выполнять...

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна?

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна? Правила выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ...