Роль воспитателя логопедической группы в коррекционном процессе.
статья по логопедии по теме

Эта статья будет интересна воспитателям логопедических групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитателя логопедической группы

в коррекционном процессе.

    Как и в массовом детском саду, воспитатель в группе ОНР решает общеобразовательные задачи : формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний по той или иной теме во время занятий, наблюдений на прогулках и экскурсиях ; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений ; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи.

  Наряду с этим воспитатель решает коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.  При этом он направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

  В задачи воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

  Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении ребенка.

  Таким образом, в работе воспитателя речевой группы можно выделить два основных направления :

  1. Коррекционно – воспитательное ;
  2. Общеобразовательное .

  Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно- воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.

  К коррекционным задачам воспитателя можно отнести :

  1. закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  2. проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе ) ;
  3. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
  4. систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  5. развитие у детей внимание и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
  6. совершенствование словесно – логического мышления ребенка как одной из функций речи;
  7. развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

 

 1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда .

  Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно.

  Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект.

  Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом кабинете или уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразить лица ребенка и воспитателя одновременно.  

  Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.

  2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи .

  Проведение этих занятий в логопедической группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.

  Во-первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках трех-четырех лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом обще дидактического принципа : от простого к сложному. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость », позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

  Во-вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только « простые », виды работ : чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составление рассказов-описаний, придумывание сказок, рассказов и др. Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.  ( Разучивание стихов, когда воспроизводимые звуки еще дефектны, может только закрепить неправильное произношение ) .

  В-третьих, в отличие от массовых групп, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большого количества понятий.

  И, наконец, в-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия и мышления. Естественно, что воспитателю логопедической группы приходится готовить значительно больше пособий, чем его коллегам из массовых групп.

  3. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов.

  Возложение на воспитателя этой задачи связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке : в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголок природы, игровом уголке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса.

  Большое развивающее значение имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевания и раздевания, умывания и кормления. В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной. В связи  с этим не рекомендуется начинать обращение к детям одной и той же фразой. « Пошли мыть руки » можно заменить на « Вымоем руки », «Сейчас будем мыть руки » и т. д.; вместо « Сейчас будем заниматься » можно сказать : «Приготовьтесь к занятию ».

  Время бодрствования детей ( вне занятий ) следует максимально использовать для развития их речевых навыков. Воспитатель должен отвечать на любые обращения ребенка, задавать ему вопросы и т.д.

4. Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей .

  Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности ( вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю, к обучению в целом.

  Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно от остальных. Можно подозвать к себе ребенка и предложить ему послушать правильный и неправильный варианты произношения слов или грамматической формы. А затем спросить : « Как лучше сказать ? » И только потом просить повторить правильно.

  Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так : « Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй ! » или « Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно ».

  Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространственные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего, и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проводить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

  В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально ( «Неверно», «Неправильно», «Не так сказал» ). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет грамматическую ошибку только тогда, когда большинство детей не смогло этого сделать. Ошибки  в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.

  Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

  Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.  

  5.  Развитие у детей внимание и памяти .

  Внимание и память – процессы, тесно связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов. Например, собираясь на прогулку, можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной ( правильно ли зашнурованы ботинки, повязан шарф и т.д. ).

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их : « Кто за кем стоял на прошлом занятии ? », « Кто лучше всех танцевал ? » и т.д. На прогулке можно поиграть с детьми в игру « Летает – не летает ». По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия. Задуманное обобщение можно выделять среди других хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями. Можно попросить детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое ( деревянное, покрашенное, металлическое, высокое, длинное, толстое и т.д. ) Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость .

  Полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры : « Чего нет ? », « Что изменилось ? », « Что прибавилось ? », « Найди отличие ? », « Разложи картинки так, как я скажу » и т.д.

  6. Совершенствование словесно – логического мышления .

   Словесно-логическое мышление – одно из трех видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений ( два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредством действий и образов ). Оно не возможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

  С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.

  Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио- и телепередач. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Нужно задать наводящий вопрос, дать толчок для мысли, выяснить всем вмести.

  Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, чем различаются кукла и девочка; диван и кровать и т.д. Что общего у дерева и цветка; стола и кубика и т.д. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.

  7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики. 

  Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за активной работой логопедом. Она осуществляется с самого начала обучения ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед завтраком, обедом и ужином и после сна. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

  Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, собирать рассыпанные мелкие предметы, нанизывать бусы и т.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок, где ребенок, которому необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

  Вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное. Оно включает в себя :

  1. Обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада (кроме раздела « Развитие речи »);
  2. Воспитательная работа в соответствии с программой массового детского сада;
  3. Работа с родителями.

  Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь. Если в коррекционно - воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.  

 Взаимосвязь воспитателя и логопеда в подготовительной логопедической группе.

  В некоторых случаях коррекционно-речевая работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других – воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов.

 Остановимся более подробно на анализе взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.( рис. 1 ).

Рис. 1 Схематический анализ взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.

  Одним из важных звеньев является определение логопедом и воспитателем коррекционного содержания работы. Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда ; некоторые элементы включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время; кроме того, воспитатель помогает логопеду проводить различные речевые игры с детьми во время занятий, а также следит за дисциплиной.

  Фронтальные занятия логопеда должны носить интегрированный характер: отрабатываемый на них звук так или иначе в течении недели включается в используемый воспитателем на занятиях материал. Например, если логопедическое занятие посвящено звуку Ш , воспитатель может организовать занятие по аппликации «КОШКА» .В процессе работы детей задает следующие вопросы: что ты составляешь? Из чего ты составляешь? Какого цвета бумага? Чем ты вырезал детали? Где ты расположил кошку? Что ты расположил в правом верхнем углу? Сколько у тебя деталей? Сколько частей в слове кошка ? Какой звук мы учим в слове кошка? Где он находится в слове?

   Для исправления речевых недостатков не менее значимы занятия воспитателя в вечернее время по заданию логопеда. Впервые два месяца коррекционно-учебного процесса воспитатель организует преимущественно подгрупповые занятия  или фронтальные занятия с детьми; в это время еще нет «материала» для работы по коррекции звукопроизношения (звуки еще не поставлены логопедом). Преимущественное внимание уделяется работе по развитию моторики артикуляционного аппарата, развитию сенсомоторной сферы, мелкой моторики рук, а также накоплению лексических средств языка .Важна и индивидуальная работа воспитателя в вечернее время по заданию логопеда: артикуляционные упражнения , запоминание подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, различные задания на развитие памяти ,внимания, умений различать звуки. Все виды заданий должны быть знакомы детям , так как на занятиях с воспитателем дети лишь закрепляют уже поставленный логопедом звук.  

  Наиболее продуктивной формой автоматизации звуков мы считаем коррекционно-развивающие упражнения, которые фиксируются в детских рабочих тетрадях логопедом с помощью родителей. Так, если у Саши исправлен звук Л, логопед задает домашнее задание для родителей и детей – приклеить картинки, в названии которых имеется этот звук. Далее логопед проводит следующую работу по этим картинкам, а воспитатель вечером закрепляет достигнутые  результаты.

  1. Назови этот предмет три раза.
  2. Назови этот же предмет только представь, что он маленький.
  3. Назови много таких предметов.

   Совместная работа логопеда с воспитателем отражается в тетради взаимосвязи, остановимся более конкретно на некоторых видах совместной работы логопеда и воспитателя, где логопед оставляет свои задания на каждого ребенка, а воспитатель их выполняет, вносит свои коррективы и пишет отметки о выполнении.

   Понедельник . Коррекционный час.  Тема « Перелетные птицы ».

  1. Артикуляционная гимнастика : Роберт, Аделя, Андрей, Ваня ( «Чашечка», «Качели», «Маляр». )
  2. Упражнение на дыхание : « Бабочки ».
  3. Упражнение : « Заводим мотор ».
  4. Индивидуальная работа с Региной на закрепление звука Ш в слогах :

аш – ош – уш – иш – яш – еш

ша – шо – шу – ши

  1. Дидактическое упражнение « Улетает – не улетает ».

( Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная или зимующая ).

  1. Дидактическая игра « Кто больше назовет перелетных птиц ».
  2. Речь с движением . Координация речи и движений, развитие моторики.

 « Ласточки ».

    Ласточки летели,                  ( Бегут по кругу, машут руками, изображая полет

    Все люди глядели.                 птиц ).

    Ласточки садились,              ( Приседают, руки опускают за спиной, как бы

    Сели, посидели.                     складывают крылья ).

    Взвились, полетели.             ( Бегут по кругу, взмахивают руками ).

    Полетели, полетели,

    Песенку запели.                     ( Народная песенка ).

  1. Развитие зрительной памяти : Д/ упр. « Назови птиц по порядку ».
  2. Грамматика : Д/ упр. « Один – много » - определение единственного и множественного числа ( утка – утки, лебедь – лебеди . . .).
  3. Рисование двумя руками птиц – развитие мелкой моторики, левого и правого полушария одновременно.

  Вывод: исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать: эффективность реабилитации детей с нарушением речи во многом зависит от уровня и качества взаимосвязи работы логопеда и воспитателя логопедической группы. В сотрудничестве логопед-педагог в нашем детском саду преобладает творческое начало. Основной приоритет в совместной работе принадлежит коррекционно-развивающим упражнениям вербальной направленности. Благодаря этому программа преодоления речевой патологии успешно выполняется.

       

           

                                                                                    Подготовила: Орлова Оксана

                                                                                                               Леонидовна,

                                                                                                               учитель-логопед

                                                                                              МАДОУ «Д/сад № 41»-КВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы

.... о работе  воспитателей, работающих  в  группах для  детей  с нарушениями  речи......

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Аспекты коррекционной работы воспитателя логопедической группы.

Цели,задачи,содержание дятельности воспитателя...

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы в течение всего дня.

Представлено содержание коррекционной работы воспитателя в разные временные отрезки с учетом специфики логопедической группы....

Роль воспитателя логопедической группы в коррекционном процессе

Доклад о роли воспитателя логопедической группы в коррекционном процессе....

Консультация для воспитателей логопедической группы " О приемственности в коррекционной работе логопед и воспитателя"

В консультации проводится анализ  совместной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи. Выделяется первоочередные и второстепенные задачи коррекционной рабо...

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...