Дифференциация звуков Ш – Ж
план-конспект урока по логопедии на тему

Сычева Галина Александровна

Закреплять умение различать звуки Ш  - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия.

Тема: Дифференциация звуков Ш – Ж

Цели:

Коррекционное – развивающие: Закреплять умение различать звуки Ш  - Ж на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов. Обогащать словарный запас. Развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Образовательные: Закреплять правила правописания ЖИ-ШИ, учить выполнять синтаксический разбор предложений.

Воспитательные: Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, картинки с изображением шара, жирафа; профили звуков Ш и Ж;  колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

-Здравствуйте! Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь. Садитесь.

-Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное). Выполнение мимических упражнений перед зеркалом.

- Давайте, ребята, с таким хорошим настроением будем заниматься.

2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.

(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).

-Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова) .

Словарная работа: жутко (страшно) .

3.Сообщение темы занятия.

-Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы Ш - Ж

4 Сравнение звуков по артикуляции.

- Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? Ш.

[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.

(На доску вывешивается профиль звука Ш,  рядом зачеркнутый колокольчик) .

- Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? Ж

Ж - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке Ш.  Но этот звук Ж – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки) .

(На доску вывешивается профиль звука Ж,  рядом колокольчик) .

5. Характеристика звуков.

- Звук Ш  он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .

- Звук Ж он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука) .

Звуки Ш  – Ж парные, всегда твердые.

6 Корректурная проба (работа по карточкам)

- Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:

ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ

чшжзщсшмищжцшпшмщх

ихжпштщшцжчшщптщшжсшитщ

7 Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»

- Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук Ш или Ж.

Речевой материал: жаба, жук, шуба, желуди, груша, шесть, шашки, желток, оружие, шалаш, шишка, жираф.

8 Игра «Четвертый лишний»

На доску вывешивается наглядный материал:

• кувшин, кошка, лошадь, жук;

• желудь, чашка, жук, жираф.

Учащимся предлагается найти лишнюю картинку.

9 Работа со слогами. Игра «Составь слог»

На доску вывешивается наглядный материал.

Учащимся предлагается составить слоги.

10 Дифференциация Ш - Ж в словах.

Детям раздаются по 5 предметных картинок.

- Ребята, выберите те картинки, в словах которых есть звуки Ш – Ж

Каждый ученик выходит к доске и записывает слова в соответствующий данному звуку столбик, под профилем.

11. Физминутка «Раз, два, три».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнутся, разогнутся.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо встать.

Садитесь.

12 .Работа с загадками. Звуко – буквенный анализ слов.

Взлетает вверх, как легкий пар.

Зовут его воздушный … (Шар)

Он высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей.

И питается он листьями,

Листьями деревьев. (Жираф)

(Детям показываются картинки с изображением отгадок на загадки – шар, жираф) .

-Какой первый звук в этих словах? Ш – Ж.

Два ученика выходят к доске, записывают слова и подбирают к данным словам соответствующую схему.

- Ребята давайте вспомним правило правописания ЖИ – ШИ (обращают внимание на стенд)

13.Работа с предложениями.

-Ребята, составьте предложения из данных слов- отгадок: шар, жираф.

(Мама мне купила большой, красный шар. Жираф живет в Африке.)

Запись предложений в тетрадь. Разбор предложений по членам.

- О чем говориться в предложении? Это подлежащее, подчеркивается одной чертой. Сказуемое подчеркивается двумя чертами. Остальные слова в предложении – второстепенные члены, подчеркиваются волнистой линией.

14 Работа с текстом по перфокартам.

(Детям раздаются перфокарты с текстом) .

- Перед вами текст. Вставьте в слова пропущенные буквы Ш или Ж.

После до-дя боль-ие лу-и. Мы на-ли е-а под ёлкой, принесли домой в ко-ёлке. Рань-е

всех чи-и встают. В небе кру-ит кор-ун. Стер-ень каранда-а кро-ится. Умно-ение мо-

но заменить сло-ением. Дер-ите голову вы-е, ды-ите глуб-е.

15 Итог занятия.

-Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?

-Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?

-Вы сегодня хорошо потрудились. Со всеми заданиями справились. Молодцы!

Домашнее задание: 

Раскрась детали рисунка, обозначенные слогом ЖА – розовым цветом, слогом ША- голубым, слогом ЖУ – зеленым, слогом ШУ – желтым, слогом ЖИ – красным, слогом ШИ – оранжевым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...