Педагогический проект
методическая разработка по логопедии по теме

       Предлагаемая подборка игр, речевого материала и заданий, представленных в этом проекте, помогает ненавязчиво и эффективно, в виде игры автоматизировать нужные звуки в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка – детский сад №46»

Тема проекта:

«Развитие

мелкой моторики рук

 у дошкольников

с нарушениями речи».

Подготовила

учитель – логопед

Аверьянова Катарина Алексеевна

Г. о. Саранск

«Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

       

I. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

       Разработанный проект представляет собой систематизированный материал по развитию мелкой моторики, применяемый на индивидуально – подгрупповых занятиях с детьми, имеющими несложные речевые нарушения, направленный на формирование правильного звукопроизношения.

       Предлагаемая подборка игр, речевого материала и заданий, представленных в этом проекте, помогает ненавязчиво и эффективно, в виде игры автоматизировать нужные звуки в речи. А также совместные действия со сверстниками и педагогом снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно пробуждает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики. Применение данного материала помогает сократить время при постановке и автоматизации звуков, способствует развитию речи в целом, устранению проблем в дальнейшем развитии и обучении детей.

 

  II. АКТУАЛЬНОСТЬ:                   

               Речь является важнейшей психической функцией человека.                                            Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.                        

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е. И. Исенина, JI.В. Янтакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений рук.

       В научной литературе существует точка зрения, «…что управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи. Движения стимулируют созревание центральной нервной системы, в частности, созревание двигательного анализатора. В свою очередь, прогресс в развитии двигательного анализатора, являющегося аппаратом межанализаторного синтеза, сказывается на общем прогрессе функций мозга ребенка».

        Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

       Дети, имеющие речевые нарушения, особенно нуждаются в совершенствовании ручной моторики, которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

III. ГИПОТЕЗА

Систематическая и целенаправленная работа, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи.

IV. ЦЕЛЬ:

           Преодоление речевых нарушений у детей с простой и сложной дислалией, при помощи проведения специальных занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук.

V. ЗАДАЧИ:

  1. Используя изученную методическую литературу, практический опыт   сформировать  рекомендации  по  эффективному  использованию  упражнений и игр, подборки речевого материала,  направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.
  2. Определить систему работы по развитию мелкой моторики руки и автоматизации звуков.
  3.  Развивать мелкую моторику рук у детей, имеющими несложные речевые нарушения.
  4. Овладеть приемами самомассажа и расслабления.
  5. Скоординировать движения обеих рук.
  6. Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.
  7. Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.
  8. Исправлять нарушения звуковосприятия и звукопроизношения.
  9. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.  

VI. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  1. Дети, имеющие несложный речевой диагноз;
  2. Учитель-логопед;
  3. Родители.

VII. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Развитие мелкой моторики рук, которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.
  2. Сокращение расстояния до достижения желаемого результата (правильного звукопроизношения).
  3. Одновременное развитие мелкой моторики рук и автоматизация поставленного звука.

VIII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы.
  2. Эффективная подборка речевого материала, игр.
  3. Интерес детей к занятиям.

XI.Реализация проекта проходила в три этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь)

  1. Изучение специальной методической литературы по теме исследования;
  2. Подбор диагностического материала;
  3. Подбор и изготовление игр, игровых упражнений, речевого материала;
  4. Разработка картотеки пальчиковых игр;
  5. Создание предметно-развивающей среды;
  6. Проведение родительского собрания

II этап – основной (октябрь –… до конца рекомендуемого времени обучения)

  1. Пальчиковые упражнения, как компонент индивидуальных занятий, направленных на формирование правильного звукопроизношения;
  2. Несложный массаж и самомассаж; (приложение 1)
  3. Упражнения с прищепками, четками, мячом – ёжиком, счётными палочками; (приложение 2)
  4. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений; (приложение 3)
  5. Упражнения на развитие и совершенствование динамической
    координации движении;
     (приложение 4)
  6.    Упражнения на ритмическую организацию движений, переклю-
    чаемость;
     (приложение 5)
  7.    Упражнения с предметами; (приложение 6)
  8. Пальчиковые игры и упражнения, которые одновременно рассчитаны на развитие мелкой моторики рук так и на автоматизацию поставленного звука. (приложение 7)

III этап – заключительный (по мере окончаний занятий)

  1. Диагностическое обследование уровня сформированности звукопроизношения и навыков развития мелкой моторики;
  2. Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями;
  1. Размещение материалов проекта на сайте ДОУ.

XII. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Уровень развития мелкой моторики и артикуляционного аппарата  по окончанию моей проектной деятельности  стал выше. При работе над звукопроизношением, во время автоматизации поставленных звуков заметно сократилась длительность работы, движения пальчиками способствовали более быстрому запоминанию стихов. Дети проявляли желание и интерес, выполняя упражнения на развитие мелкой моторики рук. У них  возросла речевая активность в целом. Особенно стало приятным, что родители стали единомышленниками с детьми и педагогом, и с удовольствием разучивали и закрепляли «рассказывание» стихов руками.

XIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беззубцева  Г.В., Андриевская  Т.Н.  Развиваем  руку  ребенка, готовим  ее  к  рисованию  и  письму. – М. 2003г.
  2. Коноваленко  В.В., Коноваленко  С.В.  Артикуляционная  и  пальчиковая  гимнастика. – М. 1998г.
  3.  Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей.– М.: АРКТИ, 2007.– 88 с.
  4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008 - 128с.
  5. Цвынтарный  В.В.  Играем  пальчиками – развиваем  речь. – М. 2003г
  6. Интернет источники.

Состояние звукопроизношения у детей на момент начала работы и на момент её окончания.

Приложение 1.

На начальном этапе, когда идет только знакомство ребёнка  с артикуляционным аппаратом, перед постановкой звуков, параллельно с артикуляционной гимнастикой рекомендуется использовать несложный массаж и самомассаж. Например:

«САМОМАССАЖ  ПУЛЬКАМ»

Катание пульки между большим и другими пальцами, На каждую строчку — один пальчик» а смена рук — после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую (!)        1-й — 2-й

Каждому пальчику я нарисую,        1-й — 3-й

Пальчики, как озорные мальчишки, —        1-й — 4

Целых четыре весёлых братишки.        1-й — 5-й

Смена рук

Пятый братишка — на голову ниже,        1-й — 2

Только умишком и он не обижен,        1 — 3-й

Даже такое порою бывает:        1-й — 4-й

Маленький всем четверым помогает!        1-й — 5

МАССАЖ «ПРИЖИМАЮЩМЙ»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку — нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге

мизинец

Да споткнулся на пороге.

безымянный

«Видно, очень мало сил

средний

Я на зиму накопил»,—

указательный

Так подумал и пошёл

большой

Он на поиск диких пчёл.

большой

Все медведи — сладкоежки,

указательный

Любят есть медок без спешки,

средний

А наевшись, без тревоги

безымянный

До весны сопят в берлоге.

мизинец

«МАССАЖ ПОДУШЕЧЕК ПАЛЬЦЕВ РУК»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха — разминание подушечки одного пальца

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей, 

Голубей и глухарей

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

Приложение 2.                       

«УПРАЖНЕНИЕ С ПРИЩЕПКАМИ»

Берём бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!)

Левая рука                          

5            4              3          2

Вот проснулся, встал гусёнок,

Левая рука                          

5            4              3          2

Вот проснулся, встал гусёнок,

2              3           4          5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

   5          4          3         2

- Дай, хозяйка, корма мне

2              3         4       5

Раньше, чем моей родне!

«УПРАЖНЕНИЕ С МЯЧОМ-ЁЖИКОМ»

Разминочные упражнения с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту

                      

Я мячом круги катаю,                                 между ладоней

Взад-вперёд его гоняю.                               смена рук

Им поглажу я ладошку,                               соответственно

Будто я сметаю крошку.                                   смена рук

И сожму его немножко,                                    соответственно

Как сжимает лапу кошка.                            смена рук

Каждым пальцем мяч прижму                    соответственно

И другой рукой начну.                                 смена рук

А теперь последний трюк:                        переброс мяча из руки в руку

Мяч летает между рук.

«УПРАЖНЕНИЕ С БУСАМИ»

Понадобятся бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина большего размера или другого цвета. Ребёнок берёт за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, так же перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны. Бусины перебираются на ударные слоги,

Заяц и ёжик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Центральная бусина

Встретились — и разбежались они.

Быстро бежали поди догони!

Не догонишь!

«УПРАЖНЕНИЕ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ»                                                                                                Нужны 4 счётные палочки. Они раскладываются на столе перед ребёнком, который берёт их одноимёнными пальцами, от указательных — к мизинцам. Пара пальцев берёт одну папочку. На каждую строчку — по одной палочке

Очень длинный клюв у цапли,        2-й        — 2-й  

Вы длинней найдёте вряд ли.        3-й        — 3-й

Клювом меряться пришли        4-й        — 4-й

Аисты и журавли.        5-й        — 5-й

Приложение 3.

Упражнения и игры для развития

и совершенствования ручной моторики

Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол),

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нес сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» держа пальцы вверх, соединить копчики пальцев левой и правой руки.

«Магазин» руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы рас положить» горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой. затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук. соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, в кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять скачала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

 

Приложение 4.

Упражнения на развитие и совершенствование динамической
координации движении.

«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Дети сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

«Пальчики здороваются» — кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах («Веселый оркестр»).

«Катаем лодочку» — пальцы обеих рук сложены вместе, плавные движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

«Веселые маляры»—движения «кистью» влево - вправо, вверх-вниз.

«Погладим котенка» — плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.

Приложение 5.

Упражнения на ритмическую организацию движений,

переключаемость.

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме), слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь—кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

 «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.

«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель. (Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе).

 «ЛАДОНЬ - КУЛАК»

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись-открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая — прямая, затем смена

одновременно правая рука распрямляется, а левая — сжимается в кулак.

Один кулак — одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь — ладошка и кулак.

И всё быстрее делай так!

Приложение 6.

Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».

Приложение 7.

Для дошкольников, которым сложно заниматься одним видом деятельности на занятии (например: как на занятии по автоматизации звуков – на логопункте) мною была разработана подборка пальчиковых игр и упражнений, которые одновременно рассчитаны на развитие мелкой моторики рук так и на автоматизацию поставленного звука.

Автоматизация звука С.

с

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

 Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

«Зайцы»

Скачет зайка косой

(«зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой).

Под другою сосной

(«дерево» левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

Автоматизация звука З.

«Замок»

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).

Кто открыть его бы смог?

(повторение движений).

Потянули,

(пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону).

 Покрутили,

(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны).

«Козы»

Идет коза рогатая,

(«коза» правой рукой).

Идет коза бодатая. К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

 Колокольчиком звенит.

(«колокольчик»).

Автоматизация звука Ч.

«Пчёлки»

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) (На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей).

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:   Раз два, три, четыре, пять!         

("Улей" прижат к "ёлке". Дети заглядывают в "улей".Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

 Начинай считать опять.

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Мы закончили считать.

«Очки»

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

(Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко.

Колечки поднести к глазам.)

«Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,

из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)

Автоматизация звука Р и Р,.

«Тараканы»

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)

(Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими. )

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

(Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот". )

За буфетом под пакетом девять тараканов.

(Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов).

За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза)

(Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. ) И так далее.

 «Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз.)

«Рыбки»

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.)

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!” 

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

 (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

 А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

(Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

(Быстро качаем ладонями (дрожь).

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!»

( Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”         

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).  

«Дом и ворота»

 На поляне дом стоит

(«дом»).

 Ну, а к дому путь закрыт.

(«ворота»).

Мы ворота открываем,

(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

 В этот домик приглашаем.(«дом»).

«Кошка и собака»

 Вышла кошечка вперед,

(«кошка» правой рукой).

К нам идет, хвостом играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот

(«ворота»).

 Две собаки выбегают.

Автоматизация звука Л и Л,.

«Птички»

Птички полетели, («птички»)

 Крыльями махали.

(махи ладонями с широко расставленными пальцами).

 На деревья сели, («деревья»).

 Вместе отдыхали («птички»)

«Дерево»

 У дерева ствол,

на стволе много веток,

(Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх.)

А листья на ветках

зеленого цвета.

( Шевелить кистями и пальцами.)

Дифференциация сонорных звуков.

  «Поросята»

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок

целый день хвостом вилял,

(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок

спинку об забор чесал.

(Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

поросяток я люблю

"Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок

носом землю ковырял,

(Средние).

Этот толстый поросёнок

что-то сам нарисовал.

(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок –

 лежебока и нахал,

(Большие).

Захотел спать в серединке

 и всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

«Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко,

(«деревья» обеими руками).

Человеку пройти этот путь нелегко,

(«человечек» левой рукой).

Только корни двух елей однажды сплелись,

(«корни»).

Будто дерева два навсегда обнялись.

(«деревья»).

«Лодка»

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням)

Автоматизация изученных звуков.

«Ветер»

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти).

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.) (Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения).

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).

Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила).

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)

Автоматизация звука Ш.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение)

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх)

Автоматизация звука Ж.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

«Гости»

К Кате гости прибежали,

(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,

(соединяем большой и указательные пальцы)

Здравствуй Жанна,

(большой и средний)

Рад Серёжа,

(большой и безымянный)

Рада Снежана

(большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок?

 ( ладошки складываем вместе)

Может коржик

(показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок(2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку

(пальцем тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку

(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки

«Ножки»

Нарядили ножки

(поочерёдно поглаживать одной рукой другую)

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

(шагать пальчиками по столу)

Прямо по дорожке.

Вы шагайте - топайте,

(постукивать пальчиками)

По лужам не шлёпайте,

(погрозить пальчиком)

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

Дифференциация шипящих  звуков.

«Лягушка»

Две лягушки на дорожке,

(«лягушки» обеими руками).

 И у них озябли ножки.

«Кошка и мышка»

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;

затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,

как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;

кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно

 шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы

другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает,

Вмиг от кошки удирает.

«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) - вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

«Зайка и зеркало»

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные

Автоматизация звука Ц.

«Братцы»

Засиделись в избушке братцы.         (Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты).

Захотел меньшой прогуляться         (Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.)

Да скучно ему гулять одному.         (Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на   исходную позицию).

Зовет он братца вдвоем прогуляться. (Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды).

Да скучно им гулять двоим.                    (Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию).

Зовут братца втроем прогуляться.          (Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды).

Грустно старшим сидеть в избе.         (Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются  кончикам)и.

Зовут они братцев домой к себе.         (Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется).

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно .

Дифференциация шипящих и свистящих звуков.

«Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальцем вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальцем вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальцем дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? отпустим!(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

«Ёжик»

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки! (ёжик убегает в домик)

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет

 и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

где она взяла зерно.

 

«В домике»

  Стол стоит на толстой ножке,

(«стол»).

Рядом стульчик у окошка,

(«стул»).

Два бочонка под столом.

(«бочонки» обеими руками).

 Вот такой я видел дом.

(«дом»).

«Мышь»

Тихо в доме,

(«дом»).

Спит малыш.

Под полом скребется мышь. (мышь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...