Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Агапова Анжелика Васильевна

Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  индивидуального коррекционного занятия

для ребенка 6 – 7 лет.

Тема:  Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.

Программное содержание:

Образовательные:

-   закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах и предложениях;

 -   закрепить навыки образования существительных с уменьшительно - ласкательными

    суффиксами;

-   продолжать учить образовывать существительные, обозначающие название профессий;

-   закрепить умение определять наличие и место звука [р] в словах;

-   формировать навык самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно - развивающие:

- развивать речевое дыхание, фонематический слух, общую, мелкую  и артикуляционную моторику, целостное восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать логопеда,  усидчивость и интерес к занятию,коммуникативные навыки.

Оборудование:

Воздушные шары;«Письмо» от артистов цирка; картинки для артикуляционной гимнастики; звуковая дорожка; разрезная картинка «Автобус» из 6 – 7 частей; карточки с цифрами 2 и 3; «Сухой бассейн»(миска с горохом, игрушки со звуком [р]); игрушка слон, три «тумбы» (разноцветные кубики); картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова; компьютер; мультимедийная презентация «Цирк»; зеркало; мяч, счетные палочки.

Предварительная работа: С родителями: повторение упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата;

С воспитателями: беседа  с детьми о профессиях людей.

Логопед: упражнения на развитие дыхания, артикуляции, постановка звука[р]; автоматизация изолированного звука – звуковая дорожка, упражнение на развитие фонематического слуха «Улови звук».

Словарная работа: дрессировщик, барабанщик, трубач, гармонист.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический; сюрпризный момент – письмо от артистов цирка, создание проблемно – игровой ситуации, художественное слово, показ практического действия с использованием иформационно – компьютерных технологий, дидактические игры и упражнения: «Сложи картинку», «Звуковая дорожка»,  «Сухой бассейн»,  «Большой – маленький», «Бывает -  не бывает», «Определи место звука в слове».

Ход занятия:

I. Вводная часть

Эмоциональный настрой

1.Сюрпризный момент:

Логопед: Здравствуйте гости! Мы рады вас видеть.

Логопед: Анечка обрати внимание, как много здесь воздушных шариков. Они яркие, красивые.

Посмотри, один шарик взлетел вверх, а шарик не простой – волшебный.

На ниточке письмо

Интересно от кого?

Нет здесь адреса на нем?

Давай посмотрим, что же в нем?

Логопед открывает письмо:

Гости цирка приглашают,

Видеть нас, с тобой желают!

Будет скоро представление,

Нам с тобой на удивление!

II.Основная часть

  1. Артикуляционная гимнастика:

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Аня, какие животные выступают в цирке?

Аня: В цирке выступают лошади, носороги, коровы, тигры, кенгуру.

Давай, вместе с ними выполним гимнастику для язычка.

Ребенок смотрит на картинку и выполняет упражнения.

Упражнение «Бегемотик»

Бегемотик рот раскрыл, подержал, потом закрыл.

Упражнение «Лягушка»

         Тянуть губки прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Упражнение «Хоботок»

          Хоботок слонёнок тянет, он вот-вот банан достанет.

          Губки в трубочку сложи и слоненку покажи.

Упражнение «Лягушка» - «Хоботок»                       

         Свои губы прямо к ушкам, растяну я, как лягушка.

        А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.

Упражнение «Вкусное варенье»

       Знает это весь народ: любит мишка вкусный мёд.

           Упражнение «Лошадка»

      Я лошадка Серый бок, Цок – цок – цок.

     Я копытцем постучу, Цок – цок – цок.

    Если хочешь – прокачу! Цок – цок – цок.

             

Логопед: Молодец Аня, ты правильно выполняла все упражнения.

2.Дидактическое упражнение «Сложи картинку» .

Развитие целостного восприятия

Логопед: Аня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление.

Логопед: Как ты думаешь, на чём можно поехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк. (Ребенок собирает из частей картинки - автобус.)

- Так на чём мы поедем?

Ребенок: На автобусе.

3. Изолированное произнесение звука. Развитие речевого дыхания.

Логопед:  Завели мотор!  Поехали! Сначала доехали до первого цветочка, потом до второго и до цирка. А теперь тебе надо на одном дыхании произнести звук

 «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [р].  Использование «звуковой дорожки».

4. Характеристика звука [р] по акустическим признакам.

Логопед: Какой звук ты произнесла? (р). Дай характеристику звуку,  какой он ?

Ребенок:  Согласный, твердый, звонкий, обозначается,  синим цветом, буквой «Р».

5. Автоматизация звука.

1)  в слогах

Логопед: Аня мы с тобой в цирке (Презентация к занятию слайд 1). Как ты думаешь, какие артисты работают в цирке? Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. (Слайд 2)

- Они знают цифры: назовут им цифру, и собачки лают столько же раз.

Логопед: Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее  цифре количество раз:

пра - 2       дры – 3     бро – 2       тро – 3

пру - 3      дро - 2        бра - 3        тру - 2

- Молодец!

2) в словах

Упражнение «Сухой бассейн»

Логопед:  На арене выступает дрессировщик. (Слайд 3). Но животные от него спрятались. Давай поможем найти их. Называя игрушку четко произноси звук [р].

Аня: тигр, корова, поросенок, жираф, носорог, зебра.

Дидактическая игра «Большой – маленький» с мячом

Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Логопед:  На арене выступает фокусник. (Слайд 4) Он пытается показать фокус:

большие предметы превратить в маленькие. Поможем  ему?

- Да.

Логопед: Большое ведро, а маленькое … ведёрко,

Ребенок образует существительные при этом четко проговаривает слова выделяя звук [р].

помидор – помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка, коробка – коробочка, роза – розочка.

3) в предложениях

Логопед: На арену цирка выходит клоун. (Слайд 5). Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка). Клоун смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить.

 Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.

 Игра «Бывает, не бывает»:

 – Дровами рубят топор.

 – Сахар грызёт Иру.

 – Дорога едет по грузовику.

 – Градусник несёт врача.

 – Крышка накрыта ведром.

 – Забор красит Рому.

Ребенок исправляет деформированные предложения, выделяя в словах звук [р].

Логопед: Как ты думаешь, получилось исправить ошибки.

Аня: да, получилось.

6. Развитие фонематического слуха. Образование существительных, обозначающих названия профессий.

Логопед:

- Во время представления громко играет цирковой оркестр. (Слайд 6)

Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. (Слайд 7)

Дидактическое упражнение «Назови слова со звуком [р]».

- Назови инструменты, в названиях которых есть звук [р]: барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка.

Аня: Барабан, труба, гитара, гармошка.

- Молодец! Правильно назвала инструменты! Как назовем человека, который играет на барабане? (барабанщик). Играет на гитаре? (гитарист).  Как назовём человека, который играет на гармошке?  Скажи, пожалуйста, полным ответом. (Гармонист) (слайд 8).

7. Динамическая пауза.

Согласование речи и движений «Гармонист» (слайд 9).

Логопед:      Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки!

Головой слегка качаем,

Руки кверху поднимаем!

А потом их опускаем.

На гармошке мы играем!

(Имитация движений)

8. Развитие звукового анализа.

Д/и «Определи место звука в слове»

Логопед: Наше  представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. (СЛАЙД 10)

- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [ р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.

Логопед показывает картинку, ребёнок ее называет, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу. (картинки: ромашка, комар, рыба, баран, топор, корова).

Аня: В слове рыба звук [р] в начале слова.

9. Упражнение в правильном произнесении звука [р].

Логопед:

- Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями. (Слайд 11)

Ра – ра – ра – радуется детвора.

Ры – ры – ры – шары в руках у детворы.

Ру – ру – ру – в цирке тигры, кенгуру.

Ра – ра – ра – до свидания, детвора.

Ра – ра – ра – артистам отдыхать пора.

Ребёнок проговаривает чистоговорки за логопедом.

10. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Выложи букву Р»

Логопед:

-Прощаясь, артисты подарили нам счетные палочки, давай  с тобой выложим букву Р.

Ребенок выкладывает из счетных палочек букву Р.

III.Заключительная часть

 Итог занятия:

Логопед:  Пора возвращаться в детский сад. Автобус нас ждет, заводи мотор, мы отправляемся в путь (звуковая дорожка). Изолированное произношение звука [р].

Вот мы и на месте.

- Аня, скажи, выступление каких артистов тебе понравилось? Отвечай, пожалуйста, полным ответом.

Аня: Мне понравилось выступление слона, клоуна.

- А какой звук мы брали с собой в цирк?

Аня: Брали с собой звук [р].

Логопед: Правильно звук [р]. Артисты цирка на память подарили тебе книжку – раскраску.

-Молодец, Анечка ты сегодня старалась на занятии, четко произносила звук [р].

Чтобы ты не забыла как правильно произносится звук[р], я для тебя приготовила домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Чтобы, твои язычок, губы и зубы не забыли свое место, когда ты произносишь звук(р), дома покажи маме, упражнения которые мы выполняли.

2. Принеси на следующее занятие картинки со звуком [р].

3.Выучи чистоговорки:

Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.

Тры – тры – тры – шары в руках у детворы

Тра – тра – тра – до свидания, детвора.

Пра – пра – пра – артистам отдыхать пора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...

Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект НОД «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках с использованием мнемотехники»

Конспект НОД «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках с использованием мнемотехники»...

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах"

quot;Индивидуальное занятие по автоматизации звука Л в слогах, словах"...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах".

Конспект занятия "Автоматизация звука [Л] в слогах, словах". Цель: автоматизировать звук изолированно, словах. Развитие фонематического слуха....