Инновационная образовательная деятельность
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Маньковская Лариса Николаевна

Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи детей на материале стихов о природе на этапе автоматизации звуков в самостоятельной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

                       Инновационная образовательная деятельность

Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи детей на материале стихов о природе на этапе автоматизации звуков в самостоятельной речи.

                         

                     

                                  Основные цели деятельности:

1. Работа над общими речевыми навыками:                                                                                          

- развитие интонационной выразительности, способности изменять голос по   силе, высоте и тембру, с использованием стихотворного материала;

- совершенствование чёткой дикции;

- выработка правильного темпа речи.

2. Коррекция звуковой стороны речи, включающая следующие разделы:

- автоматизация и дифференциация свистящих звуков ;

- автоматизация и дифференциация шипящих звуков;

- дифференциация свистящих и шипящих звуков;

- автоматизация и дифференциация сонорных звуков.

3. Обогащение словарного запаса по лексическим темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» с  использованием  встречающихся в стихотворениях: эпитетов – существительных ( «пришла зима серебристая»), эпитетов – существительных (зима – « чародейка», «волшебница»), глаголов в переносном значении («дремлет лес»), слов – родственников («снег», «снежок», «снежная», «снеговик», «снегопад»); синонимов ( снежная буря, метель, пурга, вьюга, буран); антонимов ( «плетётся рысью как – нибудь» - « летит кибитка удалая»).

4. Развитие грамматического строя речи:

- использование в речи имён существительных в единственном и множественном числе;

- знакомство детей со способами словообразования («листопад», «принакрылась», «поехать»);

- совершенствование согласования имён прилагательных и имён существительных («зима серебристая», «поле чистое»);

- употребление в речи простых и сложных предлогов («ёлка стояла в платье зелёном», «вышел на просторы погулять мороз»).

       

           5. Обучение связному высказыванию, а именно:                                  

- умению поддерживать беседу;

- диалогической речи, умению отвечать на вопросы предложениями из 4-7 слов;

- навыкам связной речи при составлении рассказов-описаний о временах года на материале картин и стихотворений;

- умению рассказывать о своих чувствах и чувствах поэтов;

- умению составлять рассказ из личного опыта о переживаниях, связанных с прочитанным стихотворением и с  увиденным;

- умению правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения, творческой речевой деятельности.

      Речевой стихотворный материал используется как на индивидуальных так  и на подгрупповых логопедических занятиях в зависимости от уровня речевого и психического развития детей.

                               Зима.

Автоматизация и дифференциация свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)

                        Здравствуй, гостья зима!

Здравствуй, гостья зима! Просим милости к нам

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас,- где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,- пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит!

И. Никитин

- О чём люди просят зиму? Боятся ли люди зимы? Подбери слова-родственники к слову «зима».

                     Заметает зима белый путь.

Заметает зима белый путь.

Хочет в мягких снегах утонуть.

Ветер резвый уснул на пути,

Не проехать в лесу, не пройти….

        С. Есенин

- Почему в лесу нельзя проехать зимой? Что сделали зима и ветер в лесу? Подбери слова- родственники к слову «снег».

                        Синичка у окна.

- Синичка, синичка! скажи мне, о чём                    

Ты тинькаешь звонко под нашим окном?

О том, что зима наступила опять

И в форточку сало пора выставлять.               Н. Красильников

-Каких зимующих птиц  ты знаешь? Как нужно помогать птицам зимой? Подбери слова-родственники к слову  «кормушка».

            Сова.

Спит сова на старой ели-

Все в лесу ей надоели.

Снег засыпал стайку сосен-

Это вовсе вам не осень.

Зима, зима в права вступила,

Вот сова и загрустила.

                                               О. Крупенчук

- О каком времени года идёт речь в стихотворении? Чем покрыты сосны в лесу? Почему загрустила сова? Подбери слова-родственники к слову  «сова».

                                              Зимняя ночь.

Искриться тихая дорога, теряясь в сонном далеке.

Над голубой вершиной стога луна в январском ободке.

Молчат леса. Не вскрикнет птица, в траве у края борозды

Таится рыжая лисица, темнеют заячьи следы.

                                                                                             Т. Белозёров

- Какими словами поэт передал тишину зимней ночи? Чьи следы темнеют вдоль дороги? За кем ночью охотится лисица?

                                             Зимушка-зима

По дороге шла прямой, шла зима с морозами.

Шла зима к себе домой – снег стелила розовый.

За зимою две метели снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели, и кидали хрустали.

                                                                                                А. Прокофьев

- С чем приходит к нам зима? Какой снег стелет зима в стихотворении? Подбери синонимы к слову «метель». Какую погоду приносят метели?

                                                 Новый год      

Новый год проспал под ёлкой лето, осень и весну,

Весь зарос её иголками, закатился под сосну.

Дед Мороз порою зимнею еле соню отыскал,

Долго тряс и звал по имени, да насилу растолкал.

И по снегу, по искристому  к нам идёт сама зима.

И со звёздами лучистыми Новый год несёт сама.      

                                                                                                   О. Крупенчук

-Сколько месяцев Новый год проспал под ёлкой? По какому снегу идёт зима? Почему зима дарит людям лучистые звёзды под Новый год?

                                              Зимний праздник

Ясный день, замечательный воздух! Забирайте коньки – и на лёд!

Встретим там новогодний наш отдых, чтоб потом вспоминать целый год.

На санях хорошо! На коньках хорошо! И с горы хорошо прокатиться!

Но сейчас веселей, в десять раз веселей,

Возле ёлки играть и кружиться.

                                                                                                Н. Соконская

- Любишь ли ты гулять в морозный зимний день? О каких зимних детских забавах идёт речь в стихотворении?

                                                       Ёлка

Ёлку мы убрали сами, звёздочку повесили.

Мы придём, расскажем маме, как  нам было весело.

                                                                                              Л. Некрасова

-О чём хотят рассказать дети маме? Какой приближается праздник? Найди в стихотворении слова-действия.

     Автоматизация и дифференциация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)

                                            Снегирёк и я

Снегирёк, снегирёк, сядь на варежку, дружок.

Снег хрустит, мороз всё злей, но с тобою – нам теплей!

                                                                                             Н. Красильникова

- Какие птицы прилетают к нам зимовать? Почему? Найди  в стихотворении слова-родственники.

                                            Снежок

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики, сегодня- посмотри!-

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами, как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая весёлых белых мух.

                                                                                          З. Александровна

-Какой зимний день ты представляешь после чтения этого стихотворения? С чем автор сравнивает лужи, снегирей, снег?

                                           

                                             Воробей

Чуть живой. Не чиркает даже. Замерзает совсем воробей

Как заметит подводу с поклажей, из- под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком, бедный, и летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным оттого, что так трудно ему!

                                                                                            Н.Рубцов

- С каким чувством поэт пишет о воробье? Найди выражения, в которых эти чувства переданы. Каких ещё зимующих птиц ты знаешь? Как можно помочь птицам пережить зиму?

             Дифференциация свистящих и шипящих звуков

                                                    Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратился в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпка, нос, метла.

Но солнце припечёт слегка-

Увы! – и нет снеговика.

В. Егоров

- Расскажи, как лепят снеговика. Почему может растаять снеговик? Какие детские зимние забавы ты знаешь?

                                             

                                               Снежинки

Снежинки пуховые, весёлые живые!

Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном

И землю устилаете блестящим серебром.

                                                                                      А. Липецкий

- С чем в стихотворении сравниваются снежинки? Подбери слова-родственники к слову «снежинка». Чем покрывают землю снежинки? Почему снежинки называют пуховыми? Подбери слова-родственники к слову «пух».

                                                  Зима

Белый  снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни короткие, солнце светит мало.

Вот пришли морозы и зима настала.

                                                                              И. Суриков

- Как ложится первый снег на поля? Чем принакрылся заснеженный лес? Что делает лес в начале зимы? Как светит солнце зимой?

                                          Новый год

У лохматой ели белки хоровод водили свой,

А теперь мы украшаем ёлку разной мишурой.

Дедушка Мороз придёт, нам подарки принесёт,-

Очень – очень праздничный праздник Новый год!

                                                                                                В. Руденко

- Где росла ёлка? Кто радовался ёлочке в лесу? Чем украшают ёлку перед праздником? Что приносит Дед Мороз детям на праздник?

       

                                           Метель

Кружится и хохочет метель под Новый год:

Снег опуститься хочет, а ветер не даёт.

И весело деревьям и каждому кусту:

Снежинки,  как  смешинки, танцуют на лету!

                                                                                           А. Кондратьев

- Что делает метель под Новый год? Что не даёт опуститься снегу на землю? Какое настроение у деревьев и кустов? С чем сравниваются снежинки?

                              Что та делаешь, зима?

- Что ты делаешь, зима? Строю чудо - терема!

Сыплю снежным серебром,  украшаю всё кругом.

Закружится карусель, залихватская метель!

Постараюсь, чтоб с утра не скучала детвора,

Чтобы ёлка разожглась, чтобы тройка пронеслась!

У зимы не счесть забот: скоро праздник Новый год!

                                                                                              А. Фархади

- Какие заботы у зимы перед Новым годом? С чем сравнивается метель? Подбери синонимы к слову «метель».

                                         На катке

Мчалась речка  голубая в изумрудных берегах.

И звенела и журчала, греясь в солнечных лучах.

Прилетел мороз трескучий, он на реченьку дохнул,

Струйки светло – голубые льдинкой бледной затянул.

А пошёл дышать морозец резким жгучим холодком –

Всю – то реченьку покрыло, намостило синим льдом.

И быстрее тройки борзой по льду саночки летят,

Режут, режут лёд зеркальный да полозьями скрепят.

                                                                                                       С. Фруг

- Что делала речка в солнечных лучах? Кто затянул речку льдинкой голубой?  На чём можно кататься по льду? ОбЪясни, что такое полозья у санок.

 Автоматизация и дифференциация сонорных звуков (л, ль, р, рь)

                                               Зима пришла

Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.

Утром глянули в окно там волшебное кино:

Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд

И папахи на дома нахлобучила зима.

                                                                                         В. Фетисов

- Что сделала за ночь зима?  С чем сравнивают снег, заснеженные дома?

                                                   Вы узнаёте зиму?

                                                                                       

Кругом глубокие снега, куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга. Вы узнаёте зиму?

Застыли реки подо льдом, застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром. Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы, нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры! Вы узнаёте зиму?

Мы принесём густую ель на праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней. Вы узнаёте зиму?

                                                                                        Т. Шорыгина

-Расскажи о признаках зимы по опорным словам: «снег», «пурга», «лёд», «сугробы». «лыжи», ёлка». Подбери к каждому слову признаки.

                                                  Наша ёлочка

В просторном светлом зале мы ёлочку убрали.

Приветливо и ярко огни на ней горят.

А Дед Мороз на праздник принёс игрушек разных,

И шутками и песнями он веселит ребят.

Летят, летят снежинки, пушинки  - холодинки,

И весело кружатся, и падают на мех.

Мы Новый год встречаем, танцуем и играем,

И ёлочки нарядной звучит весёлый смех.

                                                                                              А. Штерн

-Как горят огни на новогодней ёлке? Как веселит ребят Дед мороз на празднике? Найди в стихотворении слова – действия. Что делают дети возле новогодней ёлки?

                                                      Ёлка

Ёлка стояла в платье зелёном.

Холодно стало ёлке зимою.

Пришёл к ней румяный Мороз, платок белоснежный принёс.

И ёлка платок не снимала, до самой весны в нём стояла.

                                                                                                            Е. Филимонова

- Во что одел Дед Мороз ёлку, чтобы ей не было холодно зимой? Найди в стихотворении слова – признаки.

                                             На санках

В тёплых шубах и ушанках снежной зимнею порой

Детвора на быстрых санках вихрем мчит с горы крутой.

На ветру ребячьи лица разгорелись кумачом.

Пусть колючий снег пылится, пусть мороз сердитый злится,

Всё ребятам нипочём!

                                                                                                          Н.Беляков

-Как одеваются дети зимой для прогулки? Как мчатся дети на санках с крутой горы? Почему детям не страшен мороз? Найди в стихотворении слова – признаки.

                                                  Снегурочка

У подъезда на площадке собрала я снег лопаткой.

Хоть немного снега было, я снегурочку слепила,

В коридор поставила  - а она растаяла.

                                                                                                         Ю. Шигаев

- Из чего девочка слепила снегурочку? Почему снегурочка растаяла?

                                                     Мороз

Опали с берёзы последние листья, мороз незаметно подкрался к окну,

И за ночь своею волшебною кистью волшебную нарисовал он страну.

Теперь у меня не кончается утро, и зимняя сказка приходит к нам в дом.

Цветут-расцветают кусты перламутром, а ели укрыты густым серебром.

А вдруг это чудо на солнце растает? Мороз его чутко хранит от тепла.

И долго жар-птица над лесом летает, раскинув два белых лучистых крыла.

                                                                                                                    П.Киричанский

-Какую волшебную страну нарисовал мороз ночью на окне? Найди в стихотворении слова-признаки и слова-действия.

                                               Холодно

Нынче белые метели поразмяться захотели,

И сугробы забелели - сотни белых  медвежат.

И звенят от стужи ели, люди валенки надели.

В небе звёзды посинели и от холода дрожат.

                                                                                       М. Сергеева

- С чем в стихотворении сравниваются сугробы? От чего посинели звёзды в небе? Найди в стихотворении слова-действия.

                                               Дед Мороз

Он к бровям моим прирос, он залез мне в валенки.

Говорят, он –Дед Мороз, а шалит, как маленький!

Он испортил кран с водой в нашем умывальнике.

Говорят, он с бородой, а шалит, как маленький.

Он рисует на стекле пальмы, звёзды, ялики.

Говорят, ему сто лет, а шалит, как маленький!

                                                                                          Е. Тараховская

- Расскажи, как шалит Дед Мороз? Найди в стихотворении слова-действия.

                                       Морозный день

Трещит мороз, застыли речки.

Дрожат берёзки у реки.

У нас тепло. В горячей печке потрескивают угольки.

Сгорят они, и скоро, скоро в уютном комнатном тепле

Растают тонкие узоры на разрисованном стекле.

                                                                                            П.Образцов

-Какая погода на улице за окном? Что потрескивает в горячей печке? От чего могут растаять морозные узоры на окне?

                                                   Белый дед

Дед Мороз проспал в постели, встал, сосульками звеня:

-Где вы, вьюги и метели? Что ж не будите меня?

Непорядок на дворе- грязь и лужи в декабре!

И от дедушки в испуге на поля умчались вьюги.

И метели налетели, застонали, засвистели

Белым снегом замели.

                                                                                     Н. Артюхова

-Кого зовёт на помощь Дед Мороз? Что делают вьюги и метели зимой? Почему зимой земля должна быть покрыта снегом? Найди в стихотворении слова- действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационно-образовательная деятельность " айболит" с использованием презентации

Образовательная деятельность ,направленная на изучение африканских животных, их особенностей окраски и строения....

Инновационно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" Воронеж-город воинской славы!"

Патриотическое воспитание детей является неотъемлемой частью нашей культуры и важным аспектом образовательной деятельности....

Инновационно-образовательная деятельность с детьми на тему" Вода -неотъемлемая часть нашей жизни"

Интегрированное занятие с детьми,позволяющее развивать инициативу и творческие способности!...

" Инновационно-образовательная деятельность,как неотъемлемая часть современной педагогики"

Современный ребенок совсем другой,нежели несколько десятков лет назад.И задачи педагогики должны ставиться и меняться в ногу со временем....

Проект программы инновационной деятельности по реализации инновационной образовательной проектной инициативы.

: «Развитие познавательной активности детей средствами исследовательской деятельности в процессе реализации ФГОС  дошкольного образования»...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений докольников"

Тема недели "Детский сад"Упражнение Аквагимнастика - "Детский сад"Детский садик, Детский садик!(По поверхности воды из лодошек изображаем крышу)Малыши туда спешат!(Ходьба пальчикам...