Постановка звука "Р"
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Пашковская Ольга Петровна

 

Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях;

Формирование подражания звука;

Закрепление словаря по теме « Транспорт»

Расширять представления об окружающем мире , актуализировать имеющиеся знания;

Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира;

Развивать психические функции ребёнка, память, внимание, эмоционально- волевую сферу;

Обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

Формировать грамматический строй речи;

Учить образовывать глаголы с помощью приставок

Коррекционные задачи:

Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;

Формирование правил ротового выдоха;

Развитие фонематического слуха и голоса;

Воспитательные задачи:

Формировать самосознание ребёнка уверенность в собственных силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №11 «Машенька»

Открытое индивидуальное НОД  «Путешественники»

в старшей группе ОНР 2-3 уровня (6-7лет)

Тема: « Постановка звука  Р»

Учитель-логопед:   Пашковская О. П.

Цель:

Образовательные задачи:

Формирование понятия  о механизме образования звука  и его акустических особенностях;

Формирование подражания звука;

Закрепление словаря по теме « Транспорт»

Расширять представления об окружающем мире , актуализировать имеющиеся знания;

Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира;

Развивать психические функции ребёнка, память, внимание, эмоционально- волевую сферу;

Обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

Формировать грамматический строй речи;

Учить образовывать глаголы с помощью приставок

Коррекционные задачи:

Развивать и совершенствовать артикуляционную моторику;

Формирование правил ротового выдоха;

Развитие фонематического слуха и голоса;

Воспитательные задачи:

Формировать самосознание ребёнка уверенность в собственных силах.

Ход игровой деятельности.

  1. Организационный момент.

Сегодня мы с тобой будем путешественники, а своё путешествие мы начнём на транспорте.

Логопед вносит макет: автомобиля легкового.

Звукоподражание: ж-ж-ж; т ж – т ж- т ж;

  1. Развитие пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая игра  « Игра машина »

Правая и левая рука выполняет движения на массажном коврике.

Поедем, мы поедем в далёкие края, сегодня путешествует вся моя семья.

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик папочка

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик я вот и вся моя семья!

По порядку ребёнок поднимает пальчик на коврике.

3. Развитие артикуляционного праксиса (2-3 минуты)

Массаж язычной мускулатуры. Использование пиктограмм, щётки

(логопед использует детскую зубную индивидуальную щётку)

Игра: «Ехала машина»

 Использование детской зубной щётки и пиктограмм с изображением  движений .

 « Машина»

А) Гигиенический массаж.

 Логопед: « Поедем мы, поедем в далёкие края»

 Логопед выполняет массаж детской щёткой.

 «Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

По дороге она скользила,

В дождик быстро угодила.

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап,

Ехала в отпуск- вот так!

Направление движения (поглаживающий  массаж щёткой по продольным мышцам, от корня или средней части языка к кончику)

 Лёгкое поглаживание продольных мышц языка.

Б) «Встречное движение машин»

Массаж по поперечным мышцам языка из стороны в стороны зигзагообразно, поглаживание. Логопед выполняет движения. Ритмичное надавливание проведение щетиной зубной щётки.

В)  Поглаживание языка: «Скользкая опасная дорога»  Из стороны в сторону, выполняет движения щёткой.  Поглаживающий  массаж щёткой.  По продольным  мышцам, от корня или средней части языка к кончику.

Г) «Потягивание троса,  у машины».  

Ребёнку предложить  выполнить упражнение « Грибок». 

Логопед произносит текст и выполняет массаж  языка  при помощи щётки.

Рос грибок на толстой ножке,

посредине той дорожки.

 Открыть рот широко. Проводить щёткой  постукивающий массаж.  Вибрирующий  массаж (постукивающий, от корня к кончику).

Ехала машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

По дороге она скользила,

В дождик быстро угодила.

Кап-кап-кап,

Кап-кап-кап,

Ехала в отпуск - вот так!

4.Артикуляционная гимнастика для губ.  Логопед вносит  пиктограммы  звук( а) в улыбке   положение губ , звук ( у) положение губ трубочка ), звук  ( о) положение губ вытянутый овал, звук  ( ы ) положение  губ как при произношение  выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, звук ( и) положение губ в улыбке, звук ( э) положение языка находится в глубине рта.  Очень важно  напоминать ребёнку о правильном положении артикуляции. Логопед произносит: «В отпуске всегда ехать весело, распоёмся друзья эта песенка моя»

А-У-О-Ы-И-Э

5.Мимические упражнения.

Логопед вносит пиктограммы (Изображение контура  лица ребёнка радостного, хмурого, удивленного).

  Предложить ребёнку выполнить упражнения.

« Улыбнулись, нахмурились, удивились»

6.Ариткуляционная гимнастика для языка.

Отгадай загадку ,на каком транспорте мы поедем путешествовать  дальше.

« Носит обувь из резины, а питается бензином?»

(Автомобиль). Внести картинку автомобиля.

Автомобиль проедет  около дороги, где растут грибы.

Использование пиктограмм.

 7. Артикуляционная зарядка (по пиктограммам).

Логопед предлагает выполнить зарядку для языка.

 « Зарядка для путешественника»

  Логопед: « Остановимся в лесу, я грибочки соберу».

Упражнение «Грибок».

Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, «приклеить» язычок к нёбу, следить ,чтобы при этом рот был широко открыт. Выполнить упражнение  4-5 раз.

 Логопед: «Отдохну и поскучаю выпью я варенье с чаем».

 Упражнение «Вкусное варенье».

Описание упражнения: Улыбнулись, открыть по шире рот, облизать языком  верхнюю губу ,а затем нижнюю губу. Выполнить упражнение 4-5 раз.

 Упражнение «Качели»

Описание упражнения. Логопед называет имя ребёнка, с которым проводит занятие.

Сядем Миша на качели

И взлетим мы выше ели.

Даже солнышка коснулись, а потом мы в лес вернулись.

Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт « два»- поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.

Упражнение « Гармошка».

Логопед: Чтоб в лесу мы не скучали, на гармошке поиграли.

Описание упражнения:  улыбнулись, широко открыли рот,

 « приклеили» язык в домике к « потолку»  ( к нёбу). Не опуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5раз.

8.Работа над развитием  пальчиковой гимнастики. 

Продолжаем наше путешествие. Отгадай загадку « Что за птица? Песен не поёт, гнезда не вьёт. А груз и людей везёт (Самолёт).  Логопед предлагает выложить  ребёнку самолёт из палочек.   В своей работе использует набор счётных палочек.

Предлагает так же попробовать выполнить на примере артикуляционной гимнастики для языка. « Заведём мотор». Упражнение выполняется от упражнения  «  Грибок»

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, « приклеить» ( присосать ) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом  рот был широко открыт.  Логопед: « Заведём сейчас мотор и отправимся в полёт».

Логопед использует  для вибрации языка  ребёнка ватные палочки.

Подражание вибрация, с помощью ватных палочек

9. Работа над развитием правильного  дыхания. 

(Логопед следит за выполнением сильного ротового выдоха, а также следит, чтобы ребенок не надувал чрезмерно щёки).

Отработка дыхания. Устроим бурю в океане.

 Логопед вносит 2 стакана  с водой и соломку для ребёнка и для показа.

Логопед: «Сели мы  в теплоход и отправились вперёд».

10.Развитие фонематического слуха:

Хлопни когда услышишь звук  Р., среди других звуков.

Опознавание  звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам

У-А-Р-Ш-К-С-Р-Г-О-И-Р-В-Э-Р

Выделение звука Р. в слогах:

БУ-аР-КО-Ры-га-уР-пу-Ры-хо-уР-па

Пора нам возвращаться домой. Логопед вносит пиктограммы для игровой ситуации.

11.Образование глаголов с помощью приставок.

Жила-была  маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу Мише. Давай  расскажем вместе, как машина ехала в гости.

 Игра: «Добавь словечко!»

Машина из гаража……выехала и по дороге ….. поехала. Яму …. объехала и к реке ….. подъехала. Речку по мосту ….. переехала, с моста……съехала, дальше поехала. Ехала-ехала и  в гости ……приехала.

12. Итог игровой деятельности.

На каком транспорте мы сегодня путешествовали? Что тебе особенно понравилось? Ты сегодня молодец!

Материал:

  1. Пиктограммы  с изображением:

1. гараж и дорога (из гаража выехала).

2. прямая дорога (машина  по дороге поехала).

3. на дороге яма (яму объехала).

4. дорога, ведущая к реке (Машина к реке подъехала).

5. мост  через речку (речку по мосту  переехала).

6. мост  и действие машины (с моста съехала) .

7. дорога извилистая (дальше поехала).

8.прямая дорога и домик с маленьким грузовичком (ехала-ехала и в гости, приехала).

  1. Карточки.

Заборчик  – экран для логопеда, который прикрывает  рот во время произношения звуков.  У-А-Р-Ш-К-С-Р-Г-О-И-Р-В-Э-Р

                     БУ–аР–КО–Ры–га-уР-пу-Ры-хо-уР-па

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"

Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...

Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"

Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого ...