Конспект НОД: "Построим дом. Обучение звуковому анализу".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект НОД: "Построим дом. Обучение звуковому анализу". Предназначен для обучения детей с ТНР в группе компенсирующей направленности. Позволяет закрепить умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова (звуковой анализ слова дым); учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определённым звуком в заданном месте (звуковой анализ слова сыр); учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым, учить подбирать слова с заданным звуком. Данный конспект может быть использован воспитателями детских садов в НОД по развитию речи для детей старших и подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Построим дом. Обучение звуковому анализу»
Цель: Закрепить умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова (звуковой анализ слова дым); учить детей находить в словах одинаковые звуки, учить детей называть слова с определённым звуком в заданном месте (звуковой анализ слова сыр); учить сравнивать по звуковому составу слова сыр и дым, учить подбирать слова с заданным звуком. Развитие мышления, внимания, памяти. Воспитывать чувства заботы, поддержки, сопереживания.
Оборудование: предметные картинки (сыр, дым); шапочки - звуки, указка, фишки для звукового анализа, Колобок, схемы слов СЫР, ДЫМ.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Продолжаем нашу сказку. Катится, катится Колобок и видит идёт строительство. Захотелось ему построить дом для себя, но вот с чего начинается строительство, Колобок не знает. Покажите мне озабоченность Колобка выражением ваших лиц. Теперь покажите, как вы выкладываете кирпичи: вы - каменщики, мешаете раствор: вы - подсобные рабочие, обтёсываете брёвна: вы – плотники; рубите брёвна, пилите доски - вы столяры, красите стены и крышу: вы- маляры. Дом готов. Покажите радость Колобка от того, что вы помогли ему построить дом.
2. «Добавь словечко». Колобок очень рад новому дому и хочет вам рассказать стихотворение, но забыл одно словечко. Вы внимательно слушайте и добавьте пропущенное словечко.
В декабре, в декабре
много снегу на дворе:
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом...
В каждом доме топят печки,
К верху ... идёт столбом.
3.Звуковой анализ слова дым. Вот и домик Колобка, а из трубы что идёт? (ДЫМ) Трое детей по очереди находят у доски звуки - фишки. От каждого, выходящего к доске ребёнка требуется "чтения" слова с указкой по схеме (в случае необходимости взрослый приходит на помощь), произнесения слова с интонационным выделением звука. (Д – ЫМ, Д – ЫЫ – М, ДЫ – М).
4.Игра со словом дым. Колобок тоже очень любит играть и приготовил вам свои игры.
а) Сначала вызвать менее подготовленных детей. Назвать их звуками д, ы, м. Вызвать к себе не по порядку: ы, м, д - дети должны встать правильно, так, чтобы получилось слово. Поставить фишки на схему: м, ы, д.
б) «Живые звуки». Вызвать наиболее активных детей. Назвать их по номерам звуков: 1, 2, 3 (дети в шапочках - фишках); вызвать к себе по звукам: д, м, ы.
5. Игра «Кто быстрее». Вспомнить и назвать слова, начинающиеся с того звука, которым кончается слово дым (проверить, поняли ли дети задание).
6. «Добавь словечко». Живёт – поживает Колобок в своём доме и стало грустно ему одному. Слышит Колобок кто – то шуршит в уголке. Оказалось это мышка. Теперь будет Колобку с кем играть и новые игры придумывать. Решили они чистоговорку придумать. Начало придумали, а закончить вам предложили.
ыр - ыр - ыр - мышки любят ...
(сыр).
Игра со словом сыр.
а) Менее подготовленные дети получают задание назвать звуки по порядку.
б) Более активные дети получают задания не по номерам звуков, а вызываются к доске и ставят фишки на схему по звукам вразбивку.
7. Физкультминутка.
Рубим дрова для печки.
8. «Сравни слова». Колобок: - Что – то никак я не пойму, чем похожи эти два слова СЫР, ДЫМ. Помогите мне.
а) Повторение звукового состава слова дым. Педагог или хорошо подготовленный ребёнок произносит слово, последовательно интонационно подчёркивая каждый звук, дети в группе называют эти звуки.
б) У детей карточки – схемы слов ДЫМ, СЫР. Нужно отметить на карточках одинаковые звуки. Только после того, как дети на местах справятся с заданием, вызвать ребёнка к доске. Лучше вызвать к доске менее активного ребёнка и помочь ему у доски выполнить задание.
9. Игра «Построим дом». Колобок: - У меня есть свой дом, а у мышки нет. Давайте построим дом для мышки. Сейчас я нарисую на доске дом, но не весь, а только стены. Вы будете называть части дома, которые нужно нарисовать, чтобы получился дом. Но называть можно только такие слова, в которых есть звук р, а те, в которых этого звука нет, называть не надо, я рисовать их не буду.
Дети называют слова: крыша, труба, двери, рама, крыльцо, забор и т.д. Далее Колобок предлагает детям сделать вокруг дома двор и посадить деревья. Можно предложить поставить в дом мебель, выполняя то же условие (со звуком р). Всё схематично рисуется на доске.
10. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте"Путешествие в страну Гласных звуков и букв"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подгот.группы с нарушениями речи...
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте "Королевство Читай-ка"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с нарушениями речи (подготовительная группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042628-1528434098.jpg)
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»
Цель:· Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;· Соверше...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042628-1528434098.jpg)
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»
Цель:· Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;· Соверше...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/05/picture-1112438-1549336780.jpg)
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»
Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-1239771-1586862101.jpg)
Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"
Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"...
Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)
Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...