Главные вкладки

    Театрализованная игра как средство коррекции речи у дошкольников.
    материал по логопедии по теме

    Ягодкина Юлия Николаевна

    Доклад на РМО музыкальных руководителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra.docx30.28 КБ

    Предварительный просмотр:

           В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

          Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению ОНР мною используется такой эффективный метод, как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ   РИТМИКА.
         Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

         Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
        Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

            В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
    К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования.
    • Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
    • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
    • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
    • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
    • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
    • В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
            Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.  

    С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический  отклик. Дети  старшего дошкольного возраста с ОНР  на логоритмических занятиях раскрепощаются, развитие речи происходит более эффективно, так как слово и музыка, а еще и игра организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает речь, адаптируют к условиям внешней среды.

     Огромное значение на логоритмических занятиях придается театрализованным играм, в которых дети выступают от имени героев сказок и песен.

         Позвольте вас спросить, как давно вы были в театре? В этом месяце? В прошлом году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама брала вас за руку и везла на детский утренник в ближайший театр? К большому сожалению, таких заботливых мам сейчас все меньше (хотя бы потому, что работать им приходится все интенсивнее), да и цены на билеты в театр нынче «кусаются». Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я проводила родительское собрание, на вопрос, заданный вам, а6солютнoe большинство отвeтило отрицательно (совсем никогда!).

    Почему я говорю о театре? Потому что в нашем саду  дети «бывают в театре» как минимум один раз в месяц, приходя в гости друг к другу на спектакли. Кроме того, использование театрализованной деятельности в детском саду и особенно в логопедических группах считаю оптимальным решением.

    Плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрaшена, вызывать у них живой не затухающий интерес.

    Театрализованная деятельность на логопедических занятиях создает оптимальные условия для коррекции речевых нарушений у детей и повышения мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

    Вот лишь некоторые из задач, которые можно успешно решить в ходе работы над театрализацией:

    - пополнение и активизация словаря (за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков);

    - отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;

    - закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

    - совершенствование монологической и диалогической форм речи;

    - воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

    Используемые в нашем детском саду различные виды театрализованных игр отличаются художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты (каждый ребенок исполняет свою роль), в других действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Кроме тoгo, проводятся спектакли с использованием настольногo театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др.

    Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Его работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребенок, а вершина - то, чего он может достичь. Каждая грань - это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка - не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

    С чегo же начать педaгoгу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (поскольку от выбора произведения зависит успех постановки), но в то же время самый простой шаг - всегда можно воспользоваться paзpaботaнной программой, где определен круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

    К основным этапам работы относятся:

     - ознакомление с произведением, распределение ролей (с учетом    

    возрастной категории), для старших детей обязательно с учетом личных

    пожеланий;

    - разучивание текста, «подгонка» роли под определенного ребенка (замена слов с учетом звукового наполнения, упрощение фраз). Этого нельзя делать, когда читаем произведение целиком;

    - изготовление атрибутики (билетов, костюмов, афиш, декораций) по мере возможности самими детьми, с учетом возрастной группы, привлечением родителей;

    - подбор музыкального сопровождения, привлечение детей в старшем возрасте как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению; обсуждение - звучание кaкoгo инструмента подходит тому или иному герою;

    - репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, как заключительный момент общая игра-драматизация). Каждый специалист детского сада принимает участие в подготовке спектакля.

    Инструктор по физкультуре уделяет внимание физическим характеристикам героев (пластичности, походке, общей координации), закрепляемых в подвижных играх.

    Музыкальный руководитель работает над голосом героя (определение нужной высоты и тембра для каждого); подбирает соответствующие характеру и темпераменту действующегo лица музыкальные отpывки, ритмические упражнения с переключением внимания ( «как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в…»); прослушивает с детьми мелодии и обучает их самостоятельному музыкальному сопровождению.

    Воспитатель:

                . читает художественные произведения; пополняет словарь детей; проводит занятия по изобразительной деятельности (знакомит с цветом, формой, тактильными ощущениями, лепкой, рисованием, аппликацией и вырыванием по контуру из бумаги); пальчиковые игры и речь с движением для развития мелкой моторики;

    . обогащает словарь по данной и смежным темам (дикие и домашние животные и птицы, детеныши животных, время года, продукты питания, семья).

    Логопед проводит:

              . артикуляционную гимнастику, напрямую связанную с дикцией и воплощаемую в театральных формах ( «Покажите, как волк скалит клыки», «Как дышит собачка, высунув широкий язычок»);

     . упражнения для развития речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте проводится со звукоподражаниями);

     . логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (речь с движением - совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте);

     . коррекционно-развивающие игры:

    - на развитие памяти с расширением словарного запаса (подбор и запоминание определений), отгадыванием загадок;

    - слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, нарисуй по описанию);

    - логическое мышление: что сначала, что потом;

    - словоизменение и словообразование;

    - образование звукослоговой структуры («Прошагай, кто из героев быстрее доберется до леса» );

    - развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней), работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой;

       . упражнения для эмоционального развития у детей мимики, жестов с элементами пантомимы. Очень важно научить передавать мимикой страх, боль, испуг, сострадание;

    . театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединенных сюжетом, например: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»).

    Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом, что называется, «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются: и на прогулке, и в спальне). Может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

         

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. А.Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду. М: ТЦ «Сфера», 2003 год - 128 с.

    2. Л.В. Артемова Театрализованные игры дошкольников. М., 1991 год – 58 с.

    3. Т.В. Волосовец Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Институт общегуманитарных исследований, 2002 год – 256 с.

    4. Т.Н. Доронова Играем в театр. М.: Просвещение, 2004 год – 127 с.

    5. Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1998 год - 340 с.

    6. В.В., Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). - М.: Гном и Д, 2000 год – 2001 год

    7. М.Д. Маханева Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001 год - 128 с.

    8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших дошкольников М: «Владос» , 2003 год – 160 с.

    9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., 2000 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

    В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

    Опыт работы: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

    В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

    Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.

    Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....

    ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

    СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ:1-й слайд. ИГРА является основным видом деятельности дошкольника, необходимым для всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на весь ход пси...

    Музыкально театрализованная игра, как средство коррекции речи у дошкольников.

    Музыкально театрализованная игра, как средство коррекции речи у дошкольников....

    Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР

    Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР»Слайд 2Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в орг...