Взаимодействие логопеда с родителями
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Зелинская Галина Павловна

Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gale1.odt17.77 КБ

Предварительный просмотр:

              ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА  С РОДИТЕЛЯМИ

                                   

                               

                                                                Г.П. Зелинская

                                                                учитель-логопед  ГБОУ д/сад № 1951

 г. Москва

     Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

      Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в логопедических группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы, презентации, наглядная информация в родительских уголках, выпуск газеты и др.

      На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиями семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других — твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

     По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребенка родителям разъясняется сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком.

       Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

  1. развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;
  2. расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
  3. развитие диалогической и монологической форм речи.

На каждом из этих этаповодновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна илди несколько из этих целей

  и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.

     Основные задачи:

  1. Формирование навыка понимания речи.
  2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе,

знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики

  1. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.
  2. Формирование навыка  связной диалогической и монологической речи.
  3. Формирование и развитие  навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).

Формирование и совершенствование  звуковой стороны речи.

Актуальные рекомендуется выносить на родительске собрания, освещать в других формах взаимодействия с родителями.

Сроки же преодоления рчеевых недостатков зависят:

- от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном процессе.

      Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком, напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте — всему свое время.

       На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

     Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются «Не хочет заниматься дома»! Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении  к ребенку и в непонимании коррекционных задач. Консультация с логопедом, другими педагогами и специалистами может разрешить многие проблемы. Логопед (педагог) должен учитывать при этом темперамент, характер ребенка, лево-правополушарный тип, мальчик это или девочка, тип семейных отношениий т. д.

     У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то не сразу встал и побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и только потом ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

     Любое умение. Опыт приобретается путем проб и ошибок.. Как же помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку, сиюминутно требуя исправления. Порой можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания стараться делать на фоне общего одобрения. Если же без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.

     Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем  и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем не справедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример  с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из  родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не машет руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но   также нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.

     Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо  положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что малоэффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. В какой-то момент может быть нужно пойти на риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога, подсмеивания друзей и т. д.

     В общении с ребенком необходимо избегать слов нет, нельзя, императивных советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и главный путь — постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения  испортят его. При этом постараться использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец». Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.

     Доводы родителей, что с нами никто столько не возился», и ничего, выросли». Сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим  в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы эти занятия были успешными, необходимо:

     1.Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время нужно следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время нравится ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей. т. к. всегда находится «1000 неотложных дел» Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе  им может помочь известный факт, что на  исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.

  1. Для каждого возраста занятия должны  быть регламентированы:

     10-15 минут для детей младшей группы;

     15-20 минут — для детей средней группы;

     20-30 минут — для детей старшей группы.

К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать этого при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т. д.) И над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что    будем сначала делать — учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.

       4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего  и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори»!

        5. Текущую коррекцию проводить мягко и неавторитарно.

         6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, старатьсяреагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т. д). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником,  братом, сестрой.

        7.Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.

         8. Родителям — иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться  успехов.

     Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными. Осознанно и действенно участвовать  в процессе коррекции речи детей и их воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ, КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИВ УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ  «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприи...

Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей. «Успешные родители»

Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.Если вы не видите немедленного результата хорошего или плохого, будьте терпеливы и наблюдайте.  Дипак Чопра.Цель данной работы сост...

Взаимодействие логопеда и родителей старшей группы. Родителям старшей группы рекомендую.

Речевой материал для родителей детей  старшей группы. Закрепляем с  детьми дома....

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми"

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребенок поступил в группу детского сада. Встает задача поближе познакомиться с каждой семьей. Обследование семьи проводится комплексно: л...

Консультация для родителей "Взаимодействие логопеда с родителями детей, имеющих ТНР

Только совместная деятельность родителей и логопеда приносит наиболее эффективный результат в коррекционной работе. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!...