Предупреждение нарушений темпа речи у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Кудреватова Ольга Викторовна

В сообщении раскрывается работа по предупреждению нарушений темпа речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_narusheniy_tempa_rechi_u_doshkolnikov_s_onr.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

       Одним из выразительных средств  устной речи является её темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчёркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произношения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

  Принято считать нормальным темпом речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга – возбуждения и торможения.

  Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них ещё слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью.

  У 80% дошкольников в период активного формирования фразовой речи наблюдаются повторения, перестановки, спотыкания, нечёткости звукопроизношения и фразового оформления мысли. Подобное состояние речи на определённом этапе их развития является естественным. Со временим под влиянием воспитательного воздействия окружающих, совершенствования речевых движений детская речь выравнивается и её несовершенства исчезают бесследно.

  Физиологические несовершенства детской речи (в том числе и запинки) могут проявляться у детей при различных неблагоприятных факторах (болезни, травмы, неправильные педагогические приёмы).

  У детей с отклонениями в речевом развитие нередко наблюдаются и речевые запинки. Неумение сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, ясно произнести тот или иной звук – всё это может быть причиной нарушения плавности и темпа речи, т. е. быть причиной необходимых пауз, спотыканий повторений.

  Задерживающиеся физиологические несовершенства речи часто наблюдаются у детей в тех семьях, где родители сами говорят очень неорганизованно, быстро, проглатывая

или смазывая окончание слов или целые слова во фразе.

  В большинстве перечисленных случаев такие явления с возрастом исчезают. Однако в силу разных причин у детей может возникать патологии нарушения темпа речи: либо чрезмерное его ускорение, либо чрезмерное его замедление.

     Работа по предупреждению нарушений темпа речи включает:

  1. работу над физиологическим дыханием;
  2. работу над речевым дыханием;
  3. работу над темпом и ритмом;
  4. работу над текстом;
  5. логопедическая ритмика.

  Эти задачи реализуются на фронтальных и индивидуальных занятиях, занятиях по логопедической ритмике.

1. Работа над физиологическим дыханием.

  Упражнения направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

   Дыхательные упражнения: изображать раздувание углей в печке, в костре; дуть на горячий чай, молоко; дуть на больное место на руке; сдувать ватку; надувать щёки и медленно выдыхать воздух через губы, сомкнутые зуб на кончик языка и др.

Дыхательные упражнения на координацию ротового и носового дыхания; на выработку нижнерёберного типа дыхание при активном участие диафрагмы.

а) вдох ртом, выдох носом;

б) вдох ртом, выдох ртом;

в) вдох носом, выдох ртом;

г) вдох носом, выдох носом.

2. Работа над речевым дыханием. 

  Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. На выдохе нужно произнести слова (3-5). Произносить их плавно, связывая их. Работу начинать с формирования коротких фраз по картинкам и предъявляя требования повторить ещё раз сказанное на одном выдохе.

3. Работа над темпом и ритмом – выполнение артикуляционных упражнений под счёт («Качели», «Часики» и др.).

а) произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких

фраз, чистоговорок) под отбиваемый рукой такт, прошагать, прохлопать.б) упражнения на ускорения и замедление темпа проговаривания («паровозик» разгоняется и тормозит: говорить медленно, быстрее, очень быстро, помедленнее, совсем медленно. Можно сочетать с имитацией руками движения паровозных колёс.

в) упражнения на медленный и быстрый темп проговаривания (показывают картинки с «черепахой» и «самолётом»).

4. Работа над текстом – заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на речевых особенностях разных персонажей. Материалом для работы могут быть сказки, стихи, рассказы.

5. Логопедическая ритмика. Нормализация темпа движений помогает сформировать правильный речевой темп. Этому способствуют занятия по логопедической ритмике. Для выработки ритмичности движений большое влияние оказывает музыка.

  Ходьба и маршировка в различных направлениях с поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки.

  Указанные упражнения сочетаются со счётными упражнениями, помогающими контролировать темп выполняемых движений и облегчающими детям удерживать нужный в речи темп.

  Выполнение ритмических упражнений для рук, ног, туловища. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками.

Литература:

1. Волкова Л. С.   «Логопедия»    М.  1989 г.

2. Филичева Т. Б.  «Основы логопедии»  М.  1989 г.

3. Правдина О. В. «Логопедия»   М.  1973 г.

4. Селивёрстов В. И.  «Заикания у детей»   М.  1994 г.

5. Селивёрстов В. И.  «Речевые игры с детьми»  М.  1994 г.

6. Власова Т. Т.  Пфафенродт А. Н.  «Фонетическая ритмика»  М.  1996 г.

7. Волкова Г. А.  «Логопедическая ритмика»  М.  2002 г.

8. Дедюхина Г. В.  «Работа над ритмом в логопедической практике»  М.  2006 г.

9. Темникова В. Э.  «Логопедические игры с чистоговорками»   М.  2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений темпа речи.

Здесь рассказывается об этапах преодоления нарушений темпа речи(брадилалия, тахилалия)....

Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Письмо - сложный вид психической деятельности....

Нарушения темпа речи

Брадилалия и тахилалия с ее разновидностями (объединяемые общим названием «нарушения темпа речи») относятся к сложным и не до конца изученным речевым нарушениям. В проблеме изучения ...

Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях до...

14 сентября 2020/Нарушение темпа речи (тахилалия):характеристика,методика логопедической работы.

Опыт учителя-логопеда в работе с дошкольниками,имеющие нарушение тахилаля....

18.09.2019г Нарушение темпа речи(брадилалия):характеристика,методика логопедической работы.

Опыт работы учителя-логопеда с детьми,имеющими нарушение "брадилалия"....

Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"

   Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Он  же  одновременно...