14 сентября 2020/Нарушение темпа речи (тахилалия):характеристика,методика логопедической работы.
статья по логопедии

Карпухина Инна Викторовна

Опыт учителя-логопеда в работе с дошкольниками,имеющие нарушение тахилаля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narusheniya_tempa_rechi.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Москва  ГБОУ Школа №1476

Учитель-логопед Карпухина Инна Викторовна

Нарушения темпа речи ( тахилалия): характеристика, методика логопедической работы

    В работе с детьми ОВЗ (особыми образовательными потребностями) дошкольного возраста, очень важно на раннем этапе формирования речи исключить устойчивое проявления речевой патологии. Хочу поделиться своим опытом использования методов логопедического воздействия при коррекции нарушения темпа речи.

  Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Причины- наследственность, экзогенные факторы (интоксикации, астения), психологические причины (подражание, воспитание). Может быть самостоятельным  нарушением у флегматичных лиц или с симптомом (у/о, ДЦП, дизартрия),а также национальной особенностью ,например, у жителей Прибалтики.

     Подробно остановимся на речевом нарушении  тахилалия. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи из-за преобладания процессов возбуждения. Может быть самостоятельным нарушением, может быть функциональной  тахилалией  (вторичное проявление заикания), а также переплетаться с дизартрией. Наблюдается следующая речевая симптоматика: быстрый темп речи, чтения и письма, расстройства речевого внимания, возможны запинки, проглатывания, персеверации, искажение структуры предложения, неясность произношения.

  Неречевая симптоматика выражается в  нарушении общей моторики, неустойчивом внимании. Наблюдается повышенная переключаемость, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной  памяти, нарушении вегетативной НС, эмоционально-волевой сферы (возбудимость), отклонения в поведении.

Существует классификация тахилалий:

  1. Баттаризм (парафразия) неправильное формирование фразы как следствие нарушения речевого внимания. Причины возникновения: психогенные, соматические, вредная привычка. Механизм проявления- происходит преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Проявляется недостаток  концентрации  речевого внимания, несоответствие темпа мышления и речи, перестановка слов, проглатывание, остановки, повторения, пропуски слов, смешения; расстройство правильного оформления мысли, аграмматизм, вставки в речь, нарушения буквенного состава.

2. Полтерн (спотыкание) – патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа несудорожного характера.

 Речевая симптомаика данной патологии –это запинки, малая понятность, расстройства в образовании звуков,  пропуски, перестановки, изменения, паузы, трудности в выборе слов, выпадения слов, фраз при пересказе, расстройства просодики, голос глухой, носовой оттенок, нарушения речевой моторики, аграмматизм, внутренний беспорядок мышления и неречевые симптомы.Также наблюдаются расстройства общей моторики (быстрая ходьба, резкие повороты, движения, гримасы), внимания неустойчивое, нелогичность мышления, поведения. Выделяют 4 формы: моторными (ускоренная речь и нарушение артикуляции), с сенсорными (трудности нахождения слов и  нарушение слухового внимания),а также с общими трудностями речи при достаточном словаре  со спотыканием и дополнениями.

 Направления коррекционной работы: воспитание медленного, спокойного, плавного дыхания и голосообразования, ритмичного чтения, речи, установки на речевое общение, общего слухового и речевого внимания.

Лого коррекция продолжается от 2,5 до 12 мес.

Этапы работы.  

1 этап - режим молчания, психотерапевтические беседы, снятие возбудимости, сопряженные, отраженные ответы;

2 этап - работа по усвоению медленного темпа (образец сопряженно, отраженно по  очереди), речевая зарядка (счет до 30-50),самостоятельная  речевая  работа, установка на замедление  всех психомоторных процессов;

3 этап-работа над редактированием мыслей, над адекватной фразой, пересказом текста, выполнение упражнения, в вариативности фразы, подражания.

4 этап -  работа над коллективным рассказом каждый включается в работу по сигналу логопеда, тренировки речи вне стен кабинета,  медленное чтение про себя.

5 этап - подготовка к публичному выступлению. 

Специфика работы при полтерне и баттаризме

1. Работа над целостными речевыми продукциями  -   пересказ, диалог, декламации, рассказ доклад, сообщение; сопряженно-отраженное проговаривание фраз, текста; работа над логическим ударением; драматизация; работа над выразительностью речи; чтение фразы по одному слову, по одной фразе; чтение через прорезь.

2. Воспитание  логического мышления- серии сюжетных картин, исключение 4 лишнего, придумывание вариантов сюжета.

3. Преодоление дефектов внутренней речи - составление рассказа, ответы на вопросы; пересказы; составление плана.

4. Развитие слуха и внимания- совместное чтение (чтение наизусть), работа над интонацией.

5. Работа над темпом речи- счет с движением, речь по слогам, проговаривание с отстукиванием, выделение смысловых частей в коротком тексте.

6. Работа вне логопедических занятий - закрепление навыков в спонтанной речи.