Предметно-развивающая среда дошкольного логопедического пункта ГБОУ д/с № 2150.
статья по логопедии на тему
Предметно-развивающая среда
дошкольного логопедического пункта ГБОУ д/с № 2150.
Учитель-логопед Балашова Г. В.
Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи.
Каждый специалист, работающий в детском саду, это знает.
- Важнейшим принципом функционирования такой среды является принцип научности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.
- В соответствии с принципом гармонизации психофизического развития предметно-развивающая среда должна способствовать реализации режима двигательной активности, т.е. быть фактором, формирующим устойчивость детского организма к умственному утомлению, выполняющего общеукрепляющую и здоровьесберегающую функцию. Я стараюсь проводить динамические паузы несколько раз в течение занятия. Паузы для психофизической разгрузки провожу на ковре (дети сидят или лежат на подушках - цветах). Логопедический кабинет достаточно просторный и позволяет проводить подвижные речевые игры, предполагающие свободное передвижение.
- Кроме соблюдения рационального двигательного режима, детям необходимо обеспечить щадящий зрительный режим. Для этого мы изготовили пособие "Облачко", суть которого в тренировке глазных мышц.
С целью изменения удаленности объекта восприятия, мы чередуем упражнения с раздаточным материалом, лежащим на столах (ближнее зрение) с работой на доске ( дальнее зрение). Будучи выпускницей дефектологического факультета МГОПИ, я всегда помню о методе "обходного пути", стараюсь создавать условия для переключения внимания детей, использовать и зрительное, и слуховое, и тактильное восприятие.
В коррекционном уголке находятся образцы тканей для развития тактильной памяти, в "Мастерской букв" буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Во время занятий по формированию фонематических представлений применяются объёмные колокольчики, звучащие колокольчики, ватные шарики и каштаны (для обозначения мягкости и твёрдости согласных), схема для описания характеристики звука дополнена поролоновыми и пластмассовыми квадратами. Звуковички Тим и Том служат зрительной опорой во время игры "Подарки Тиму и Тому", направленной на различение твердых и мягких согласных звуков. Дидактическое пособие "Ручеек" с гладкой поверхностью "ручья" и выпуклыми "камешками"- пуговицами помогает моим маленьким ученикам в преодолении твердой атаки гласных, заучивании гласных звуков, развитии слуховой памяти и слухового внимания.
- Наглядные схемы используются при формировании навыков монологической формы связной речи в процессе ознакомления дошкольников со структурой описательных, повествовательных рассказов и рассказов - рассуждений.
- Так, для того, чтобы показать детям модель построения рассказа - описания, я располагаю картинку с изображением того предмета, который о котором нужно рассказать, называю его. Затем, ставлю картинки-символы различных органов чувств, в том числе и ладонь, для описания признаков этого предмете. Предложение, завершающее рассказ – описание, в котором дети говорят о своём отношении к предмету, я обозначаю вопросительными знаками и располагаю их по кругу. Это позволяет продемонстрировать трёхчастность композиционного построения описательного рассказа и возможность начать описание с любого признака. Главное – ничего не забыть!
- При организации коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете я старалась создать условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность на речевое и психическое развитие наших воспитанников.
- В составе детей, посещающих логопункт, есть мальчики и девочки с ОНР с 3 уровнем речевого развития, дошкольники с ФФН, поэтому в уголке «Путешествие в страну Сочиняйку» находятся пособия, созданные по методике В.К. Воробьёвой для детей с тяжёлыми нарушениями речи, игры и пособия Т.А. Ткаченко, а также многофункциональные игры и пособия Н.В. Нищевой, сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Три поросенка» для магнитной доски, игрушки, куклы, помогающие мне в работе над монологической и диалогической речью детей.
- В уголке «Играем и учимся» находится большое количество наглядного материала, который служит моим помощником в обогащении словарного запаса дошкольников, в совершенствовании их лексико-грамматического строя.
- Уголок «Мы познаем мир звуков» содержит наглядные и тактильные опоры, зрительные модели для формирования навыка артикуляционного уклада звуков речи, разного вида схемы, изготовленные для постановки и автоматизации звуков родного языка.
- Также в моём кабинете собраны буквари и азбуки разных авторов для обучения чтению.
На стене висит плакат с кармашками, в которые вставляются буквы - «Логопедическое царство – звуковое государство», иллюстрирующий сказку о короле Мякише и короле Твёрдыше.
«Слоговое лото», «Слоговое домино» Л.М. Козыревой помогает детям овладеть навыками чтения в игровой форме.
В работе по повышению педагогической компетенции родителей большим подспорьем для меня являются материалы, собранные для консультаций, семинаров, семинаров - практикумов и круглых столов, библиотека популярной литературы по логопедии.
Надеюсь, что коррекционно – развивающая среда, созданная в моём кабинете, позволит вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_logopunkta_2150.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда
дошкольного логопедического пункта ГБОУ д/с № 2150.
Учитель-логопед Балашова Г. В.
Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. Каждый специалист, работающий в детском саду, это знает.
- Важнейшим принципом функционирования такой среды является принцип научности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.
- В соответствии с принципом гармонизации психофизического развития предметно-развивающая среда должна способствовать реализации режима двигательной активности, т.е. быть фактором, формирующим устойчивость детского организма к умственному утомлению, выполняющего общеукрепляющую и здоровьесберегающую функцию. Я стараюсь проводить динамические паузы несколько раз в течение занятия. Паузы для психофизической разгрузки провожу на ковре (дети сидят или лежат на подушках - цветах). Логопедический кабинет достаточно просторный и позволяет проводить подвижные речевые игры, предполагающие свободное передвижение.
- Кроме соблюдения рационального двигательного режима, детям необходимо обеспечить щадящий зрительный режим. Для этого мы изготовили пособие "Облачко", суть которого в тренировке глазных мышц.
С целью изменения удаленности объекта восприятия, мы чередуем упражнения с раздаточным материалом, лежащим на столах (ближнее зрение) с работой на доске ( дальнее зрение). Будучи выпускницей дефектологического факультета МГОПИ, я всегда помню о методе "обходного пути", стараюсь создавать условия для переключения внимания детей, использовать и зрительное, и слуховое, и тактильное восприятие.
В коррекционном уголке находятся образцы тканей для развития тактильной памяти, в "Мастерской букв" буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Во время занятий по формированию фонематических представлений применяются объёмные колокольчики, звучащие колокольчики, ватные шарики и каштаны (для обозначения мягкости и твёрдости согласных), схема для описания характеристики звука дополнена поролоновыми и пластмассовыми квадратами. Звуковички Тим и Том служат зрительной опорой во время игры "Подарки Тиму и Тому", направленной на различение твердых и мягких согласных звуков. Дидактическое пособие "Ручеек" с гладкой поверхностью "ручья" и выпуклыми "камешками"- пуговицами помогает моим маленьким ученикам в преодолении твердой атаки гласных, заучивании гласных звуков, развитии слуховой памяти и слухового внимания.
- Наглядные схемы используются при формировании навыков монологической формы связной речи в процессе ознакомления дошкольников со структурой описательных, повествовательных рассказов и рассказов - рассуждений.
- Так, для того, чтобы показать детям модель построения рассказа - описания, я располагаю картинку с изображением того предмета, который о котором нужно рассказать, называю его. Затем, ставлю картинки-символы различных органов чувств, в том числе и ладонь, для описания признаков этого предмете. Предложение, завершающее рассказ – описание, в котором дети говорят о своём отношении к предмету, я обозначаю вопросительными знаками и располагаю их по кругу. Это позволяет продемонстрировать трёхчастность композиционного построения описательного рассказа и возможность начать описание с любого признака. Главное – ничего не забыть!
- При организации коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете я старалась создать условия для сознательно – регулируемой деятельности детей, которая несла бы в себе направленность на речевое и психическое развитие наших воспитанников.
- В составе детей, посещающих логопункт, есть мальчики и девочки с ОНР с 3 уровнем речевого развития, дошкольники с ФФН, поэтому в уголке «Путешествие в страну Сочиняйку» находятся пособия, созданные по методике В.К. Воробьёвой для детей с тяжёлыми нарушениями речи, игры и пособия Т.А. Ткаченко, а также многофункциональные игры и пособия Н.В. Нищевой, сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Три поросенка» для магнитной доски, игрушки, куклы, помогающие мне в работе над монологической и диалогической речью детей.
- В уголке «Играем и учимся» находится большое количество наглядного материала, который служит моим помощником в обогащении словарного запаса дошкольников, в совершенствовании их лексико-грамматического строя.
- Уголок «Мы познаем мир звуков» содержит наглядные и тактильные опоры, зрительные модели для формирования навыка артикуляционного уклада звуков речи, разного вида схемы, изготовленные для постановки и автоматизации звуков родного языка.
- Также в моём кабинете собраны буквари и азбуки разных авторов для обучения чтению.
На стене висит плакат с кармашками, в которые вставляются буквы - «Логопедическое царство – звуковое государство», иллюстрирующий сказку о короле Мякише и короле Твёрдыше.
«Слоговое лото», «Слоговое домино» Л.М. Козыревой помогает детям овладеть навыками чтения в игровой форме.
В работе по повышению педагогической компетенции родителей большим подспорьем для меня являются материалы, собранные для консультаций, семинаров, семинаров - практикумов и круглых столов, библиотека популярной литературы по логопедии.
Надеюсь, что коррекционно – развивающая среда, созданная в моём кабинете, позволит вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....
Работа логопедического пункта ГБОУ детский сад № 251.
Работа учителя-логопеда Ермонины Елены Андреевны на логопункте ДОУ....
Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен учителю - логопеду для оснащения как группового речевого уголка ,а также в виде консультации для родителей массовых групп....
Предметно-развивающая образовательная среда логопедический группе "Мичээр"
Эффективность коррекционно–воспитательно–образовательной работы в логопедической группе во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Л.С. Выготский писал: «След...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
Учителям-логопедам рекомендуется периодически обновлять предметно-развивающую среду в логопедических пунках. Это позволит сделать логопедические занятия интересными, комфортными, эмоциона...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
Учителям-логопедам рекомендуется периодически обновлять предметно-развивающую среду в логопедических пунках. Это позволит сделать логопедические занятия интересными, комфортными, эмоциона...
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...