проект "Наш веселый язычок" во 2 младшей группе
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Удальцова Светлана Анатольевна

Данный проект  - это  система занятий  логопеда  и воспитателя группы с детьми 2 младшей группы  по развитию речи (как профилактика возникновения речевых нарушений и работа с детьми, имеюшими незначительное недоразвитие речи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «НАШ ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»

ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

ЗАДАЧИ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ВЫРАБОТКА ДИКЦИИ, РАБОТА НАД ПРАВИЛЬНЫМ СЛОВОПРОИЗНОШЕНИЕМ И СЛОВЕСНЫМ (ФОНЕТИЧЕСКИМ) УДАРЕНИЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПА РЕЧИ И КАЧЕСТВА ГОЛОСА, РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ;

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ – РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА, РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ, СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, РЕЧЕВОГО СЛУХА, СРЕДСТВ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ТЕМПА РЕЧИ, СИЛЫ ГОЛОСА, ДИКЦИИ).

ЦЕЛЬ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В КОРРЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.

ВИД:  РОЛЕВО-ИГРОВОЙ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: ДОЛГОСРОЧНЫЙ (В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА).

УЧАСТНИКИ: ДЕТИ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ, РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛИ, ЛОГОПЕД.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, СОЗДАНИЕ РЕЧЕВОГО УГОЛКА В ГРУППЕ И КАРТОТЕКИ РЕЧЕВЫХ ИГР «ИГРОТЕКА», АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ.

2012-2013 учебный год

Описание проекта

1 этап: подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи:

  1. Обследовать речь детей младшего дошкольного возраста и выявить детей с речевыми нарушениями, выявить уровень речевого развития детей  младшего дошкольного,
  2. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития (анкетирование),
  3. Установить контакт с родителями детей, согласовать воспитательное воздействие на ребенка (родительское собрание),
  4. Начать сбор методических пособий и материалов для «Игротеки» и речевого уголка.

2 этап: основной (практический):

Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему воздействия на речь детей младшего дошкольного возраста,
  2. Составление  системы игр и упражнений для  папки «Игротека», речевого уголка,
  3. Вовлечение родителей в коррекционный процесс (участие родителей в семинарах-практикумах, родительских собраниях, консультациях, общих и индивидуальных беседах),
  4. Создание информационного стенда «Уголок логопеда».

3 этап: заключительный (контрольно-диагностический):

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми,
  2. Проанализировать эффективность работы логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей,
  3. Наметить задачи на следующий учебный год,
  4. Презентация проекта для педагогов ДОУ

Используемая литература:

  1. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», Москва. «Просвещение», 1981г.
  2. Н.В. Дурова «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить».
  3. Журнал «Логопед» № 2, 2910г. «Дыхательные упражнения в игровой форме», с.41-45.
  4. Е. Косинова «Уроки правильной речи», Библиотека Ильи Резника, «Эксмо», Москва, 2004г.
  5. Картотека «Сборник артикуляционных сказок», составитель Матыкина И.А., Владимир, 2011г.
  6. Картотека «Стихи и загадки, используемые при выполнении артикуляционных упражнений». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
  7. Картотека «Сборник игр на развитие речевого дыхания». (собственный сборник, ресурсы Интернета)
  8. Картотека «Сборник игр на развитие слухового внимания, речевого слуха, фонематического слуха». (собственный сборник, ресурсы Интернета)


Предварительный просмотр:

дата

Логопедическое занятие

Работа воспитателя с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Работа в речевом уголке

1 ЭТАП  - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ)

сентябрь

Обследование речи детей млад. группы;

Заполнение речевых карт, сводной таблицы результатов логопедического обследования на начало учебного года

Сбор анамнестических данных,

анкетирование родителей для выявления уровня их компетентности  в вопросах речевого развития -  «Речевое развитие ребенка»

родительское собрание (информирование родителей о состоянии речи – общий анализ; знакомство с задачами на учебный год)



















Ознакомление с результатами логопедического обследования,

Обсуждение задач и содержания  проекта

Сбор материала для речевого уголка (зеркало, полочка, герои – лягушка-Квакушка, Веселый язычок, домик Веселого язычка),

Картотека артикуляционных упражнений

2 ЭТАП  -  ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)

октябрь

1. Знакомство с веселым язычком, его домиком, развитие речевого внимания и речевого дыхания.

2. основные движения ОАА (движения языка вперед-назад, облизать губы), развитие речевого дыхания. Знакомство с лягушкой квакушкой.

3. основные движения ОАА  (открываем-закрываем рот), развитие речевого дыхания и внимания. Игры с лягушкой- квакушкой

4. развитие речевого внимания и речевого дыхания.

5. развитие речевого внимания и речевого дыхания.











1. Вспомнить про веселого язычка, его домик, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания: «поезд», «спать пошли».

2. Работа в речевом уголке: закреплять движения языка вперед-назад, упр. на развитие речевого дыхания ротового выдоха) «подуем на пушинку».

3. Работа в речевом уголке: закреплять движения рта: открывать и закрывать, упр. на развитие речевого дыхания (ротового выдоха) «подуем на пушинку».

4. закреплять движения ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания: «часы», «подуем на шарик».

5. Закреплять движения языком и ртом, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания: «кто в домике живет?», «подуем на шарик»









Буклет «Органы речи. Основные движения. Основа правильной речи – речевой слух, фонематическое восприятие, подвижность ОАА»

Статья в уголок логопеда «Особенности речи детей 3-4 лет

Консультация «Планирование  и проведение индивидуальной работы в речевом уголке с детьми, имеющими речевые нарушения и по желанию детей с нормальной речью»

«Заселить» речевой уголок героями,

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр.

ноябрь

6. развитие речевого внимания и АА (движения губ в улыбке, открытие и закрытие рта), игры с лягушкой-квакушкой.

7.  развитие речевого внимания и речевого дыхания.

8. развитие речевого внимания и речевого дыхания.

9. развитие речевого внимания, фонематического слуха и АА (улыбка, открытый рот).
























6. закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот, упр. на развитие речевого внимания «лягушка и лягушата».

7.закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот, упр. на развитие речевого внимания «колокольчик» и на развитие речевого дыхания «дуем на мячики».

8. закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот, упр. на развитие речевого внимания «колокольчик» и на развитие речевого дыхания «дуем на мячики».

9. закреплять движения губ в улыбке, открывать и закрывать рот,   упр. на развитие речевого внимания «барабаны».














Буклет «Артикуляционная гимнастика»

Семинар-практикум «проведение арт. гимн. дома»,

Выставка методической литературы по теме

Консультация «Проведение арт.упр. в группе»,

Памятка «Основной комплекс арт.гимн.»

Знакомство с методлитературой по теме.

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр.

Выставка рисунков «герои речевого уголка»

декабрь

10. развитие речевого внимания  и АА (высовывать и убирать язык).

11. развитие речевого внимания, фонематического слуха и АА (открываем и закрываем рот).

12. . развитие речевого внимания, фонематического слуха и АА (облизать губы)

Уточнение произношения гласных и согласных  звуков раннего онтогенеза – А, О У, И, Э, Ы, П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, Й, К, Г, Х.

Составление альбома «Арт.гимн. в картинках»,












10. закреплять движения языка, упр. на развитие речевого внимания «учим говорить правильно».

11. закреплять движения языка (открываем и закрываем рот), упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «колокольчика».

12. закреплять движения языка (оближем губы), упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «лошадка и поезд»

Подбор картинок для альбома.

Статья в уголок логопеда «Ребенок говорит плохо или не говорит. Почему?»

Консультация по составлению альбома, его использование в индивидуальной работе в речевом уголке

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр.

Уточнение движений ОАА при произнесении гласных звуков в играх «Веселые звуки».

Пополнение материала речевого уголка альбомом.

январь

13. развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания.

14. развитие речевого внимания и речевого дыхания.

15. развитие речевого внимания и АА(улыбка, оближем зубы, открываем и закрываем рот).

Панно «Звуковой дворик. Кто как кричит?»

13. упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «большие  и маленькие машинки», речевого  дыхания «дуем на бабочку».

14. . упр. на развитие речевого внимания  «рыбки», речевого  дыхания «дуем на бабочку».

15. закреплять движения языка, губ, упр. на развитие речевого внимания «кто как кричит?»

Подбор картинок для панно.

Статья в уголок логопеда «Когда идти к логопеду?»,

Тест для родителей.

Консультация по составлению панно, его использование в индивидуальной работе в речевом уголке.

Пополнение материала речевого уголка панно.

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр

февраль

16. развитие речевого внимания и АА (острый язычок).

17. развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания.

18. развитие речевого внимания и АА (движения языком вправо-влево).

19. развитие речевого внимания и речевого дыхания.







16. . закреплять движения  острого языка , упр. на развитие  речевого внимания «слоны и ослики».

17. . закреплять движения  острого языка, упр. на развитие речевого внимания и фонематического слуха «утки и утята», речевого  дыхания «дуем на карандаш».

18. закреплять движения   языком вправо-влево, острого язычка, упр. на развитие речевого внимания «телефон».

19. . закреплять движения   языком вправо-влево, острого язычка, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «выполни задание», «прокати карандаш».

Статья в уголок логопеда «Роль фонематического слуха. Игры для его развития»

Приобретение материала для речевого уголка по теме,

Выставка игр и методлитературы*  по теме

Консультация «Развиваем фонематический слух у детей младшего возраста. Игры и упражнения

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений

Пополнение речевого уголка играми на развитие фонематического восприятия

март

20. развитие речевого внимания и речевого дыхания

21. . развитие речевого внимания, фонематического слуха и речевого дыхания.

22. развитие голосового аппарата, речевого внимания и речевого дыхания.

23. развитие речевого внимания, фонематического слуха

Игра «фонематическая зарядка»

20. . закреплять движения   ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания  «телефон», «прокати карандаш».

21. . закреплять движения   ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания , фонематического слуха «будь внимателен», «прокати снежный ком».

22. . закреплять движения   ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания, голосового аппарата «дождик», «прокати снежный ком».

23. . закреплять движения   ОАА, упр. на развитие речевого внимания, фонематического слуха «молоточек»

Статья в уголок логопеда «Роль дыхания в процессе речи. Игры и упражнения на дыхание»,

Выставка игр и методлитературы по теме,

Приобретение материала для речевого уголка по теме

Консультация «Развиваем речевое дыхание. Игры и упражнения»

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений,

Развитие речевого дыхания

Пополнение речевого уголка играми на дыхание, «фонематическая зарядка»

апрель

24. . развитие речевого внимания и речевого дыхания.

25. . развитие речевого внимания, речевое дыхание  и АА (открывать и закрывать рот).

26. развитие речевого внимания, речевое дыхание  и АА (острый язычок, часики).

27. . развитие голосового  и  артикуляционного аппарата (покусаем язычок), речевого внимания.

28. . развитие голосового  и  артикуляционного аппарата (часики), речевого внимания.

24. . закреплять движения   ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «говорим правильно».

25. . закреплять движения   ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «лягушка и лягушата», «футбол».

26.  закреплять движения   ОАА, упр. на развитие речевого внимания и речевого дыхания «курица и цыплята».

27. .  закреплять   голосовой  и  АА, упр. на развитие речевого внимания  «животные», «заморозим руки».

28. закреплять голосовой и АА, упр. на развитие речевого внимания «будь внимателен»

Консультация «Речевые игры. Как играть в них дома»,

Выставка игр и методлитературы по теме

Обобщение  материала в папке «Игротека»

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений,

Развитие речевого дыхания

Пополнение речевого уголка новыми играми

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Май

29. развитие речевого внимания и голосового аппарата.

30. развивать фонематический слух, речевое внимание, АА и голосовой аппарат.

Обследование речи детей млад. Группы в конце года;

Заполнение речевых карт, сводной таблицы результатов логопедического обследования на конец учебного года,

Анализ и выявление динамики речевого развития

29. закреплять   голосовой  аппарата, упр. на развитие речевого внимания  «отгадать слово», «выполни задание».

30. .  закреплять   голосовой  и  АА, упр. на развитие речевого внимания  и фонематического слуха «кукушка и дудочка», «делай как я»

Анкетирование родителей о речевом развитии,

Родительское собрание «Итоги логопедического воздействия, планирование работы на следующий год»,

Индивидуальные беседы по вопросам родителей

Ознакомление с результатами логопедического обследования, анализ речевого развития детей, его динамика,

Планирование работы на следующий учебный год,

Презентация опыта на педсовете

Отрабатывание у детей основных движений ОАА перед зеркалом с использованием героев и картотеки арт.упр, развитие фонематического восприятия посредством игр и упражнений,

Развитие речевого дыхания и внимания.

Пополнение речевого уголка новыми играми

Презентация опыта работы по проекту на педсовете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка по нетрадиционной технике рисования "Веселая акварелька" младшая группа

План расчитан на полный учебный год из расчета 2 занятия в неделю....

Проект "Вместе весело расти!" (Младшая группа)

Цель проекта: создание положительной эмоциональной атмосферы общения между детьми, родителями и педагогами.Задачи:– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;– ра...

Проект "Веселый снеговик" младшая группа

Развитие любознательности, интереса к окружающему миру....

Спортивный праздник "Веселые финиши". Младшая группа

НоминацииФизкультурно - оздоровительные  технологии "Спорт - альтернатива  пагубным  привычкам "...

ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД. МЛАДШАЯ ГРУППА. ФЭМП

Увлекательное путешествие...

Спортивный досуг "Вместе веселее" для младшей группы совместно с родителями

Досуг разработан ко дню Матери. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов....