Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Мальцева Вера Александровна

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Автоматизация звука Ш  в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные: 

  1. закрепление правильного произношения звука Ш  в  слогах, словах и предложениях;

коррекционно-развивающие: 

  1. развивать подвижность речевого аппарата
  1. развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
  2. развитие мелкой моторики рук, дикции.

коррекционно-воспитательные: 

  1. воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки по программе И.В. Скворцовой; индивидуальные зеркала; тетради, карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

  Раз, два, раз, два – на занятие пора,                                  

  Раз, два, три,  раз, два, три – слушай, думай и смотри,

  На вопросы отвечай, хорошо запоминай.

2. Основная часть.

А. Работа у доски.

1)  Вспомним буквы.  ( а, у, о, ы)  Мы  увидели буквы, а произнесли звуки.  Отгадайте по губам какие звуки я хочу произнести.  (беззвучная артикуляция гласных звуков). Это звуки гласные. Они  тянутся, поются.

2)  Ребята,  вас приветствует веселая змейка: ш-ш-ш-ш. Поздоровайтесь и вы: ш-ш-ш-ш.  Что делают губы и язычок,  когда мы правильно произносим «шипелочку»?

3)  Веселая змейка  приготовила для нас новые картинки

Назовите их. ( мешок, мишка, шишка,  лес)

Поиграем в  игру  «Топни – хлопни»  Хлопните в ладоши, если услышите звук

Ш в слове, топните, если звука Ш в слове нет.

Какая картинка лишняя? Почему?  

(Картинка   «лес»  лишняя, потому  что в   слове  «лес»  нет звука Ш.)

Какой  звук есть во  всех названиях картинок?

4) Послушайте правильно ли я  произношу звук Ш в слове. (Игра «Строгий учитель»).

Если правильно  улыбнитесь и дружно скажите «да», если неправильно – нахмурьтесь  и строго произнесите  «нет».

Это фыфка, сыска, хыхка, шишка.

5) Молодцы! Мы сегодня на занятии будем стараться правильно произносить звук Ш в словах и предложениях.

Б. Работа за столами.

Раз, два, три, четыре, пять – а теперь тихонько сядь.

Чтобы правильно произносить «шипелочку» надо тренировать язычок.

Чок, чок, чок – тренируйся язычок!

6) Сопряженная гимнастика  языка и пальчиков, самомассаж лица, кинезиологические упражнения

Мальчик с пальчик рано проснулся – потянулся, умылся, причесался.

(имитация движений)


п\п

Текст

Движение губ, языка

Движения пальчиков.

 1

Приготовил завтрак

«Блинчики»

Хлопки руками.

2

Выпил горячего чая

«Чашечка»

пальцы рук переплетены "корзинкой".

3

Отправился на прогулку

язык движется вверх-вниз, вверх-вниз.

имитация ходьбы пальчиков в  заданном темпе.

4

Подошел к опушке ровной-ровной, гладкой-гладкой.

ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе.

5

На опушке - большое дерево.

язык высовывается и напряженно тянется к носу.

локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

6

На дереве дятел.

Произнесение звука Д при  приоткрытом рте.

Пальцами правой руки стучать по ладони левой и наоборот.

7

 А по деревом грибы.

Упр. «Грибок»

Правая рука «шляпка», указательный пальчик левой руки « ножка»

8

Собрал  полную корзинку грибов

Упр. «Чашечка»

пальцы рук переплетены "корзинкой".

9

Тяжело нести. Позвал лошадку.

Упр. «Лошадка»

Имитация движений езды на лошади

10

Приехал к домику


 Широкий язычок лежит на верхней губе.

Пальчики «домиком»

11

 Зашел по ступенькам. Постучал в двери.

Нажал на звонок

Упр. «Ступеньки»

Движения ладошкой «ступеньки»,   «Постучать»  указательным пальчиком

12

 Дверь открыл дедушка.

Вот с такими вот усами, вот с такою бородой,  вот с такими вот бровями, вот в таких больших очках

Самомассаж лица.

Самомассаж лица.

13

 Дедушка строго спросил: «Где ты был?»

Повторение всех движений

Повторение всех движений

  1. Веселой змейке очень понравился наш мальчик с пальчик.

Она запела свои песенки.

Произнесем правильно  песенки веселой змейки: ша-шо-ши-шу.

Пальчики соедините   – песенки произнесите. ( Упр. «Пальчики здороваются» с  проговариванием слогов)

  1. А теперь игра «Веселый поезд»

Называние картинок  по  карточкам. Смена карточек.

Уточнение значения названий картинок.

  1. Раз, два, три, четыре, пять –  мы с мячом идем играть.

     Игры с  разными мячами.

      Грамматические упражнения с названиями  «вагончиков»

  1. «Назови ласково»
  1. «Один - много»
  1. «Посчитай до 5»

Физкультминутка.

10)  Раз, два, три, четыре, пять –   за стол садимся мы опять.

Работа со скороговоркой.

  1. Послушайте скороговорку.
  2. Подумайте  какую картинку можно нарисовать  в тетради к этой скороговорке.

    Шел, я шел, мешок нашел.

    А в мешке том шишки-

    Всем привет от Мишки.

  1. (Схематический рисунок в тетради – мешок, шишки, Мишка)
  2. Полные ответы на вопросы. Что ты нарисовал? Что мы нарисовали?

( Я нарисовал Мишку. Мы нарисовали мишку и т.д.)

  1. Заучивание скороговорки.

   Произнесение скороговорки как сердитый медведь, как веселая белочка,

   как трусливый заяц.

  1. Игра «Выступает народный артист…»

Произнесение скороговорки  громко, четко, выразительно

ИТОГ.