формирование слоговой структуры слова
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Богданова Ирина Геннадьевна

Игры и гровые упражнения для развития слоговой структуры слова. В данном разделе помещены игры, направленные на развитие пространственных представлений, как предпосылки для развития слоговой структуры слова. и конспект занятия по развитию слоговой структуры слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование слоговой структуры слова

        Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова, рассчитана на 2 учебных года (старшая и подготовительная группа). Речевой материал подобран в полном соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной

          Первый год обучения детей 5-летнего возраста с ОНР в детском саду условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами и объемом изучаемого материала. Приступать к коррекции нарушений слоговой структуры слова целесообразно в начале 2-го периода обучения. Такие временные рамки обусловлены тем, что на фронтальных занятиях по формированию правильного произношения в 1-ом периоде изучены практически все гласные звуки 1-го ряда и звук «И», а на индивидуальных занятиях проведена работа по исправлению недостатков произношения йотированных гласных (как слогообразующих), мягкого согласного «Л» и их дифференциация.

            Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности дошкольника и характер нарушения слоговой структуры слова. Поэтому работу по формированию слоговой структуры слова целесообразно проводить индивидуально, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.

          Необходимо тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребенок не допускает в нем ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть «разбито» ребенком на 2—3 более простые и изученные слоговые структуры.

           Характерной особенностью является частая повторяемость видов работы на разном речевом материале с включением элементов новизны по содержанию и форме

Формирование пространственных представлений

          и оптико-пространственной ориентации

    Направления работы

  1. Практическое осознание схемы собственного тела и тела другого человека, асимметрии конечностей
  2. Освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом   ( Кукла  позади меня)
  3. Определение степени удаленности предмета от собственного тела / тела другого субъекта («Мишка сидит далеко от меня», «Мишка сидит близко от <Светы>»);
  4.  Выполнение, удержание, изменение, самостоятельное построение пространственно организованных движений и двигательных серий;
  5. использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров.

Игры и игровые упражнения

Задачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.

Вот какие мы

Ход игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.

Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот -впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у <Лены> впереди, что сзади?»

Наводим порядок

Ход игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.

Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.

Одеваем куклу

Ход игры. Перед детьми - кукла и предметы одежды для нее. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.

Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)*; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.

Зарядка для кукол

Ход игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.

Ладошки и следы

Вариант 1

Ход игры. У каждого ребенка - парные изображения вырезанных по контуру ладоней или ступней. На бумажной дорожке - отпечатки пар следов и пар ладоней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Правильно приложите ладошки/ступни к рисунку».

Вариант 2

Ход игры.У каждого ребенка - по одному изображению вырезанной по контуру ладошки или ступни. На бумажной дорожке - несколько левых и правых отпечатков ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите свою пару».

Вариант 3

Ход игры. На ковре в произвольном порядке разложены изображения вырезанных по контуру ладоней и ступней.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Найдите пару ладошек/ступней».

Вариант 4

Ход игры.На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая.

Инструкция: «Доберись до мишки по следам».

Вариант 5

Ход игры. На. полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод.

Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.

Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».

Кто где находится

Вариант 1. Освоение пространственного расположения предметов относительно сторон собственного тела.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции. Инструкции: «Возьми мишку, посади его впереди себя. Возьми куклу, посади ее позади себя»; «Расскажи, кто где находится». И т.д.

Вариант 2. Освоение пространственных отношений между предметами и телом другого субъекта.

Ход игры. Перед детьми - игрушки, например: мишка, кукла и др. Дети выполняют инструкции.

Инструкции: «Посади мишку впереди <Светы>, куклу - позади <Светы>»; «Расскажи, кто где находится».

Обезьянки

Вариант 1. Копирование движений руки.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 2. Копирование движений ноги.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

Вариант 3. Копирование движений обеих рук.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения:

а)         симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;

б)          несимметричные- одна рука в сторону, другая -на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д.

Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Сделайте как я».

\

Вариант 4. Копирование движений рук и ног.

Ход игры. Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая — в сторону, нога согнута в колене. И т.д. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Сделайте как я».

Далеко-близко

Ход игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Логопед расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от <Светы>».)



Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по теме

«Формирование и коррекция звуко-слоговой структуры слова»

Цели: Коррекционные

1. Учить определять ритмическую структуру одно-двух -, трех-, четырех звукового  слова.

2. Учить  образовывать сложные слова, путем сложения основ по данному образцу

3. Развивать фонематический анализ и синтез слов

4. Развивать слоговой анализ и синтез слов

5. Расширять и активизировать словарный запас.

6.. Учить изменять по падежам слова сложной слоговой структуры

7. Дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы

8. Развивать оптико-пространственную ориентацию

9. Учить ориентироваться в двухмерном пространстве

Психолго-педагогические:

10. Развивать слуховое внимание и память

11. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис

11. Формировать учебные навыки

12. Воспитывать коммуникабельность

 

Оборудование: Игрушка-инопланетянин,  разрезанная на 12 частей летающая тарелка, письмо с пропущенными гласными, стрелки  разных цветов, картинки-предметы сложной слоговой структуры, палочки, «речка», «камни», геометрические фигуры разных цветов, «звезды», «ракеты»

Ход занятия:

I. Орг.момент: - Кто это к нам прилетел?

-Инопланетянин.

  1. Основная часть: 1.Упражнение на изменение по падежам слов сложной слоговой структуры

  - Кого мы видим? - инопланетянина

- Кому дадим руку? – инопланетянину

  1. Кого мы видим? – инопланетянина

- С кем разговариваем? – с инопланетянином

- О ком разговариваем? – об инопланетянине

2.Упр.на фонематический синтез слов: чтение слов с пропущенными буквами

-У инопланетянина письмо, но оно написано на каком-то непонятном языке. Надо его прочитать.

П.М.Г.Т. С.Л.М.Л.СЬ Л.Т..Щ..  Т.Р.Л.К. Н.  М.Г.  .Л.Т.ТЬ.Г..РГ.Й

- Что это такое? Одни согласные, надо вставить гласные, тогда мы поймем о чем письмо.(читаем)

- Как зовут нашего друга? – Георгий или Гоша.

  1. Как звали бы вас если бы вы жили на этой планете? – Л.н., Д.н., К.т., С.ш.,.р.

3. Упражнение на умение ориентироваться в двухмерном пространстве.

Поможем Гоше собрать его летающую тарелку? Для этого нужно собрать все детали, двигаясь по зеленой стрелке. Куда направлена зеленая стрелка? – Направо. Значит, идем направо.

4. Упражнение на умение четко произносить двусложные слова из закрытых слогов в словосочетаниях. 

 - По дороге будем рассказывать Гоше о нашей планете. Вот картинки: дальний ельник, модный костюм, умный дельфин, мягкий бублик, сильный медведь, теплый компот, тонкий каблук, пустой карман, низкий тюльпан, Костин альбом, мясной бульон

  Покажите  Гоше картинку, на которой  

 -дальний                        дальний ельник

- сильный                       сильный медведь

- умный                          умный дельфин

- мягкий                          мягкий бублик

- модный                         модный костюм

5. Упражнение на умение определять ритмическую структуру одно-двух -, трех -, четырехзвукового  слова.

В космосе  нужно уметь пользоваться телеграфом, отстукивать ритм слов.

6. Упражнение на развитие оптико-пространственной ориентации. Двигаемся дальше по зеленой стрелке. Перед нами река, нужно построить мост по моей инструкции: возьмите желтый круг и красный квадрат, синий треугольник и красный круг, и т. д.

Молодцы, мост построен, можем переходить.

7. Упражнение на умение образовывать трехсложные слова с закрытым слогом, путем сложения основ по данному образцу.

Мы перешли реку, вспомним слова, которые «состоят из воды»     воду носит   - водонос

Воду возит  -  водовоз

С высоты вода падает  - водопад

Под водой лазает    водолаз

Воду льет     - водолей

Место, где животные воду пьют  -  водопой

Молодцы, идем дальше по зеленой стрелке.

8. Упражнение на слоговой анализ и синтез слов.

Вот на камнях написаны слова, в них нужно  поменять слоги местами и составить новое слово  РАДЫ – ДЫРА, БАНКА – КАБАН, СОСНА – НАСОС, ЧАЙКА – КАЧАЙ, НАШИ – ШИНА.

9. Упражнение на развитие фонематических представлений.

На полянке отдохнем, и стихи писать начнем. Что главное в стихах? - рифма. Что такое рифма? – это одинаковые окончания слов. Попробуем придумать рифмы к словам, изображенным на картинках

Ракета – комета, котлета, конфета, монета, кассета…

Луна – стена, спина, струна, видна, она…

Привет – обед, скелет, совет, свет…

(выбрать из данных картинок и придумать свои варианты)

10. Упражнение на развитие сомато-пространственной ориентации, слуховое внимание.

Игра «Наоборот»: я буду давать вам задание, а вы выполняйте его наоборот, я скажу: «Руки вверх», а вы будете их. Опускать. И т. д. Начинаем игру: «Руки вниз, руки назад, левую руку вверх, правую ногу вперед, откройте глаза, закройте, стойте криво, игра окочена»

Молодцы, куда пойдем дальше? - Налево, потому что стрелка показывает налево.

11. Упражнение на фонематический и слоговой синтез.

Перед нами звезды, а на них слоги, если их соединить получатся слова.  МА           РА           НА                ША

            У               ЛА           ШИ               ПА

(Маша, лапа, ура, уши, рама, наши, наша, Лара, рана, шина, Мара, Паша, мала, маши, лама)

Составим схемы этих слов.

12. Упражнение на слоговой анализ слов.

Вот ракеты. Нужно погрузить необходимые для полета предметы, но каждый в свою ракету по количеству слогов. Картинки: сок, булка, колбаса, будильник, лук, диван и т. д.

13. Упражнение на умение четко произносить слова сложной слоговой структуры и определять одушевленность и неодушевленность

Погрузим в грузовой отсек ракеты предметы, отвечающие на вопрос что? А в пассажирский - кто?

Парикмахер – парикмахерская

Строитель – строительство

Водопровод – водопроводчик

Часы – часовщик

Милиция – милиционер

14. Упражнение на зрительное внимание, конструктивный праксис

 Мы собрали части летающей тарелки, попробуем соединить их, чтобы Гоша мог улететь на свою планету.

  1. Итог занятия.

         Молодцы. Гоша дарит вам на память звездочки, но ему пора домой. Попрощаемся с ним. (Летающая тарелка собрана, загораются огоньки, «улетает»)

1.Кто это?

- Кого мы видим? - инопланетянина

- Кому дадим руку? – инопланетянину

- Кого мы видим? – инопланетянина

- С кем разговариваем? – с инопланетянином

- О ком разговариваем? – об инопланетянине

2.Письмо.

Как звали бы вас?

3.Двигаемся по зеленой стрелке

4.колючий кактус, ароматный тюльпан, прозрачный кувшин, разноцветный рюкзак, смелый матрос, рваный башмак, добрый доктор, праздничный флажок

5.Камушки: Поменять слоги местами

6.Река: строим мост

7.Вода: воду носит, воду возит, вода падает, под водой лазает, воду льет, воду пьют, лед колет, снег падает,
СЕЛИ

8.. Телеграф

9. Животные рассыпались

10. рифмы: комета, луна, привет

11 Наоборот

12.грузим в ракеты предметы по количеству слогов

13.В грузовой отсек - что, в пассажирский – кто

     Строитель-ство, водопровод-чик, парикмахер-ская, часы-вщик,милиция-онер

14. собираем летающую тарелку

ЛОГОПЕД

ТЕМА

ДАТА

N

Фамилия

должность

ДОУ

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование слоговой структуры слова у детей с недостатками слова-и фразообразования».

Современный образовательный процесс требует внедрения в практику новых перспективных педагогических технологий. В рамках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используется определённ...

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слова» Односложные слова»

конспект занятия по формирвоанию слоговой структуры слова...

Формирование слоговой структуры слова. Работа над словом.

Статья ориентирована на воспитателей, логопедов. Упражнения, приведенные в статье, могут использоваться воспитателем в образовательной деятельности, как отдельный элемент работы со словом, в форме игр...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...