Логопедическое занятие на тему: "Звук [с]"
план-конспект урока по логопедии по теме

Фронтальное логопедическое занятие на тему: "Звук [с]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_s.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Примечание

1. Организация начала занятия.

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите, в какой замечательный лес вы пришли! Какое же у нас сейчас время года? Правильно, а осень какая?

 – Пока я вас ждала, я нашла эту красивую веточку. Давайте рассмотрим её: какие на ней листья? Ребята, разве можно встретить поздней осенью зелёные листья? да это просто волшебство! Посмотрите, на одной веточке листья с разных деревьев, а на зелёных листьях – загадки. Отгадаем их!?


2. Развитие зрительного внимания.

– Ребята, это необычные загадки: они с цветными отгадками. Кто из вас отгадает загадку, должен совместить свою отгадку с соответствующим силуэтом.

– А что такое силуэт?


– Будьте очень внимательны


Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.


Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса. Кто же это?


Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.


Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.


Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

– Молодцы, ребята! Ой, что это такое, что за звук?


3. Дыхательная гимнастика «Дует ветер».

Дифференциация носового и ротового дыхания.

– Сейчас и мы с вами превратимся в ветерок.

Я подую высоко,

(руки поднять вверх, встать на носки, подуть)

Я подую низко,

(руки перед собой, присесть и подуть)

Я подую далеко,

(руки перед собой, наклон вперёд, подуть)

Я подую близко

(руки положить на грудь и подуть на них)


4. Артикуляционная гимнастика.

– А дорогу в нашем лесу нам укажет зайка. Дима, какое ты знаешь стихотворение о зайке?

– Ребята, посмотрите, какая в нашем лесу замечательная языковая полянка! Сейчас мы поиграем с язычком.

«Лягушки улыбаются»

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

«Лопатка»

Язык спокойно положу и под счёт его держу.

Один, два, три, четыре, пять – язык можно убирать.

«Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем,

А теперь раздвинем губы – посчитаем наши зубы.

«Горка»

Вот так горка! Что за чудо! Выгнулся язык упруго;

Кончик в зубы упирается, бока кверху устремляются.

«Песенка ослика»

Иэ-иэ-иэ-иэ-иэ-иэ-иэ

– Молодцы, ребята.


5. Характеристика звуков [с].  

– Ребята, скажите, какой звук помогают нам произносить выполненные упражнения?

– Этот звук поётся? Воздух проходит свободно?


– А что мешает ветерку?  

– Значит, этот звук какой: гласный или согласный?

– Звук [с] звонкий или глухой?


6. Развитие мимической мускулатуры.

– Ой, ребята, посмотрите, сколько животных встречают нас здесь. Кто же там?

 

– Какие это животные?



– Скажите, волк по характеру какой?

– Лиса? Заяц?


– Покажем их: лису, волка, зайца

– Мы знаем, что у каждого животного есть детки и дом. Сейчас мы поиграем с мячом: я называю животного и, тот, кому попадёт мяч, называет детёныша и место жительства

– Волк; лиса, белка, заяц, медведь


7. Автоматизация звука [с] в слогах.

– Ребята, посмотрите, кто это притаился? Ой, а что это у неё в лапах?

– Поможем мышке: из множества имеющихся звуков нам нужно выделить звук [с]. Приготовили ладошки.

– Молодцы. А ещё у мышки есть слоги, проговорим их чисто для неё.

са-со-су            ас-ус-ос

сы-сы-са           су-со-со

са-са-са – хитрая лиса

со-со-со – катим колесо

   ус-ус-ус – у Сони много бус

   ас-ас-ас – мы купили квас

      аска-аска – у Сони маска

      оска-оска – у Сони соска

      иска-иска – у сони миска

      уска-уска – у Сони блузка

8. Логоритмическая разминка.

Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности

Осенним днём лесной тропой звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок,

За мамой-лисицей крался лисёнок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

За мамою-белкою скакали бельчата,

За мамой-зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат;

Все мамы и дети напиться хотят.




9. Автоматизация звука [с] в словах.

– Ребята, а сейчас давайте угостим наших зверей чаем. Только вот чашки им нужно дать такие, на которых нарисованы картинки со звуком [с].

– А пока наши лесные друзья отдыхают, мы с вами поиграем в игру «Измени слово». Я называю слово, а вам нужно заменить первый звук на звук [с]: мода, бок, дом, лук.

А теперь замените последний звук в слове: Рим, лев, нож, голод


10. Массаж «Лиса»

– Молодцы, ребята, справились с заданием! А поиграть хотите? Но сначала отгадайте загадку:

Рыжая плутовка, хитрая, ловкая.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт.

– Конечно, это лиса.

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки и бока совсем немножко.

Ну, красавица-лиса! До чего же хороша!


11. Автоматизация звука [с] в предложении

– Ребята, скажите, о ком говорят: днём спит, а ночью охотится?

– Сейчас мы с вами выучим чистоговорку:

В саду темно, все спят давно,

Одна сова не спит, на суку сидит.


12. Развитие мелкой моторики рук 

Аппликация из геометрических фигур «Сова»      


13. Итоги занятия. Оценка деятельности детей

– Ой, ребята, а вот и наша веточка. Что же в ней необычного?

– Эта веточка подарила нам замечательную прогулку, мы погуляли в осеннем лесу, повстречали зверей.

– Дима, кто запомнился тебе?

– А Кристине кто понравился?

– Лиза, какие игры тебе запомнились?

– Молодцы, ребята. Эта прогулка у меня оставила великолепные воспоминания. А эту волшебную веточку мы подарим нашим мамам с добрыми словами:

1, 2, 3, 4, 5

(загибают пальцы, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём

(загибают пальцы, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесём

(сжимают и разжимают кулачки).











– Сейчас осень

– Поздняя осень


– На ней кленовые, берёзовые, дубовые листья. Они жёлтые, красные, оранжевые, зелёные

– Поздней осенью очень трудно найти зелёные листья

– Да, мы любим загадки







– Силуэт – это контурное очертание предмета.



– Это белка



– Это лиса




– Это медведь


– Это заяц



– Это ёж



– Это волк











Дети выполняют гимнастику вместе с логопедом








– Первым зайка прискакал, про дорогу рассказал, язычком всё показал.


























– Звук [с]



– Нет. Этот звук не поётся

– Преграда из зубов


–  Этот звук согласный


– Этот звук глухой





– Мы встретили волка, зайца, ежа, лису, белку, медведя

– Это дикие животные, потому что они живут в лесу

– Волк сердитый, злой

– Лиса умная, хитрая. Зайка пугливый, трусливый





– Волк живёт в логове, у него рождаются волчата



Дети находят мышку

– Это конверт




з, с, ф, т, с, п, з, н, с, з, с

















Идут по кругу


Идут, громко топая

Крадутся на носочках

Приседают, медл. двигаются вперёд

Идут вперевалку


Скачут вприсядку

Скачут на прямых ногах

Идут на четвереньках

Лицом в круг, делают движение языком – «лакают»






Дети выполняют задание самостоятельно





– Сода, сок, сом, сук


– Рис, лес, нос, голос






– Это лиса






Дети выполняют массаж вместе с логопедом













Так говорят о сове



Дети повторяют чистоговорку хором, затем несколько человек проговаривают самостоятельно








– На ней листья с разных деревьев


Звучит фонограмма




















Проведена предварительная словарная работа


















































Дети держат зеркала в руках





















Дети

проверяют глухость-звонкость звука










Дети мимикой показывают страх, хитрость, злость



Дети отвечают полными предложениями




















































































Коллективная работа









Дети перечисляют задания, выполненные во время прогулки












Дети берут веточку и уходят в группу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р и Рь".

В прикрепленном файле находится: подробный конспект для проведения логопедического занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе на тему "Звуки Р и Рь". Занятие пос...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Звук [К]», проведенного с детьми старшей группы....

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки Х – Х`. Буква Х»....

Конспект группового логопедического занятия по теме "Звуки (с) - (ш)"

В создании организационного момента использовалось пальчиковая гимнастика. А также в ходе заняти применялась игра "Чудесный мешочек" , которая помогла детям закрепить названия цвета, формы и способств...

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Л-Л"

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему "Звуки Л-Л\'"...

открытое логопедическое занятие на тему:"Звук Ш. Лексическая тема: "Посуда" (ООД для детей с ОНР),

Целью данного занятия является  уточнение правильного произношения звука Ш в слогах.словах.Решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательная:упражнять детей  в определении звука в слога...