ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШИХ И СРЕДНИХ ГРУПП.
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Хуснутдинова Фарида Халиловна.

 

     Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Согласно статистике, к 2050 году каждый второй ребёнок будет нуждаться в коррекционной помощи. Однако, не все дети могут попасть в логопедические группы. Поэтому им необходимо получить помощь в обычных группах детского сада. Каждый педагог должен уметь оказать такую помощь. В настоящее время никто не сомневается в том, что коррекционную работу с детьми надо начинать в раннем возрасте.  Для профилактики речевых нарушений в более раннем возрасте на протяжении нескольких лет в нашем детском саду проводим дополнительные логоритмические занятия в младших и средних группах (2 раза в неделю). Коллеги, думаю, вам будет интересно познакомиться с опытом моей совместной работы с музыкальным руководителем.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opyt_raboty.ppt602.5 КБ
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta_raboty_po_vzaimodeystviyu.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учителя-логопеда Хуснутдиновой Ф.Х. Музыкального руководителя Кабанцевой Л.Н. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» г. Югорск 2010г. Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра

Слайд 2

ТЕМА: «Интеграция деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя в целях профилактики речевых нарушений на логоритмических занятиях с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Основой всей жизни человека – ритм, данный каждому его природой, дыханием». К. Станиславский.

Слайд 3

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определённого речевого материала. Логопедическая ритмика – это эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. /Г.А. Волкова, 2003г./

Слайд 4

Задачи коррекционной работы: Развитие эмоционально-личностной сферы. Развитие артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи. Развитие сенсомоторных возможностей детей. ЦЕЛЬ: Оказать помощь детям с нарушениями речи в условиях обычного детского сада.

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: Принцип опережающего подхода. Принцип развивающего обучения. Принцип полуфункционального подхода. Принцип сознательности и активности детей. Принцип доступности и индивидуальности. Принцип постепенного повышения требований. Принцип наглядности.

Слайд 6

СТРУКТУРА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Реализация данных принципов происходит в процессе применения модели логопедической ритмики, предложенной Бабушкиной Р.Л., Кисляковой О.М., как наиболее эффективной в развитии творческого потенциала, коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей: Артикуляционная гимнастика ( формирование и развитие артикуляционного праксиса изучаемого звука в игровых упражнениях). Музицирование (вокальное, инструментальное). Дыхательно-артикуляционный тренинг. Речедвигательные игры и упражнения (игровой самомассаж, пальчиковые игры с предметами и без, речевые и ролевые игры). Танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастика, игроритмика). Эмоционально-волевой тренинг (вербальное и невербальное выражение эмоций, эмоциональное раскрепощение). Креативный тренинг.

Слайд 7

Модель коррекционно-развивающей деятельности Музыкальный руководитель Учитель-логопед Развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти Развитие фонематического слуха Развитие общей и мелкой моторики Совершенствование мелкой моторики Развитие чувства ритма, координации речи с движением Формирование ритмической структуры слова Музицирование: вокальное, инструментальное Арт. гимнастика: формирование артикуляторной базы РЕБЁНОК

Слайд 8

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Формирование и развитие артикуляционного праксиса изучаемых звуков в игровых упражнениях с забавным персонажем Весёлым Язычком.

Слайд 9

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ГОЛОСИЛКИ » Звук «А» - показать ладонь с широко расставленными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот Звук «О» - все пальцы собраны в кольцо, касаясь большого пальца. Имитация артикуляции звука «О» ВОКАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ Звук «У» - кисть сильно сжата в кулак. Губы вытянуты вперёд «узкой трубочкой». Имитация артикуляции звука «У». Звук «И» - губы растянуты в «широкую улыбку». Имитация звука «И» с выпрямленной ладонью на уровне груди. Звук «Э» - мягкие свободные руки подняты ладошкой вверх. Имитация открытого, не столь напряжённого рта как при звуке «А».

Слайд 10

Мячик мы катаем, «Голосилку» напеваем. «Длинный лучик приложи, звук подольше протяни…»

Слайд 11

«Игры со звучащими кубиками» «Игры с клавесами» «Игры с камушками» ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Слайд 12

«Игры с Орф-инструментами» «Есть оркестр у нас хороший, посмотри! Дружно, весело играют малыши!» (шумовые предметы) Игры с клавесами по ритмоформулам (с деревявянными палочками)

Слайд 13

ИГРОВОЙ МАССАЖ БАТ «НЕБОЛЕЙКА» Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать». «Руки вверх поднимай, тихо носиком вдыхай. Плавно руки опусти, «ФФФ…» на выдохе тяни» ( с использованием шумовых предметов) ДЫХАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «Поиграем животиками»

Слайд 14

Креативный тренинг Пластические этюды «Игры с платочками»

Слайд 15

Основные направления коррекционной работы на музыкальных занятиях: Формирование экспрессивной речи. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование артикуляционного уклада звуков. Развитие фонематического слуха. Развитие речевого слуха. Развитие дыхания. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование ритмической структуры слова.

Слайд 16

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пение – формирует экспрессивную речь, вырабатывает тембр и силу голоса. Музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики и звукоподражания. Музыкально-дидактические игры – развивают речевой, звуковысотный слух, внимание, память. Музыкально-ритмическая деятельность – развивает общую и мелкую моторику.

Слайд 17

Вокальная деятельность – детский фольклор, музыкальные голосилки, музыкальные чистоговорки (пропевание слоговых рядов с использованием артикуляторных жестов), игры-звукоподражания. Музыкально-ритмическая деятельность- составление ритмоформул, ритмика с элементами лечебной физкультуры, творческие задания (креативный тренинг), музыкально-дидактические игры с корригирующей направленностью .

Слайд 18

Элементы психогимнастики: Музыкальные игры на развитие внимания, памяти, мимические и ритмо-пластические этюды. Музыкальные задания, ориентированные на дошкольников с речевой патологией (автоматизация и дифференциация звуков). Музыкальные задания, формирующие представления у дошкольников о различных средствах музыкальной выразительности.

Слайд 19

Данные диагностики сформированности фонематического слуха у детей средней группы Конец года Начало года Данные диагностики звукопроизношения у детей средней группы

Слайд 20

Данные диагностики по развитию мелкой моторики у детей средней группы Конец года Начало года

Слайд 21

Данные диагностики музыкального развития детей средней группы Начало года Конец года

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ПОНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА  РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  И МУЗЫКАЛЬНОГО РАБОТНИКА

      Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Согласно статистике, к 2050 году каждый второй ребёнок будет нуждаться в коррекционной помощи. Однако, не все дети могут попасть в логопедические группы. Поэтому им необходимо получить помощь в обычных группах детского сада. Каждый педагог должен уметь оказать такую помощь.

     В настоящее время никто не сомневается в том, что коррекционную работу с детьми надо начинать в раннем возрасте. На этом этапе идёт подготовка артикуляционного аппарата. В этом возрасте необходимо выработать правильное речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звукообразование.

     Для профилактики речевых нарушений в более раннем возрасте на протяжении нескольких лет в нашем детском саду проводим дополнительные логоритмические занятия в младших и средних группах (2 раза в неделю).

      Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями.

     В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

     Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

     В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.  (Волкова, 2003).

Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах ХХ века логопедическая ритмика выделилась как наука.

Модель логоритмических занятий

 с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

      Изучив учебно-методические материалы по данной теме, нас заинтересовала модель логопедической ритмики, предложенная Бабушкиной Р.Л., Кисляковой О.М. Мы разнообразили её эффективными игровыми приёмами, здоровьесберегающими технологиями, разработали тематические планы и конспекты занятий, подобрали музыкальный и речевой материал с учётом возрастных и психо-физиологических особенностей детей, подобрали необходимое оборудование для занятий.

Как показывает многолетняя практика, данная модель логоритмических занятий является эффективной для развития творческого потенциала, коррекции разнообразных речевых и неречевых нарушений у детей.

  1. Артикуляционная гимнастика (формирование и развитие артикуляционного праксиса изучаемого звука в игровых упражнениях);
  1. Музицирование (вокальное и инструментальное);
  1. Речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный   тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые и ролевые стихи);
  1. Танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику);
  1. Эмоционально-волевой тренинг;
  1. Креативный тренинг.

1.  Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики – вызывание правильного произношения звуков, формирование яркого, акустико-артикуляционного образа корригируемого звука.

Формирование артикуляционного праксиса у детей преддошкольного возраста следует проводить опосредованным путём, так как у них отмечается задержка в формировании контроля и управления органами артикуляции. Дети ещё не ощущают положения языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука. Поэтому артикуляционная гимнастика должна проводиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а опосредованным путём, путём вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы или звука, путём игротерапии. Опосредованная методика предполагает широкое применение в работе игрушек, сказочных  масок, звукоподражаний, фонограмм (с голосами птиц, животных, неречевых звуков), игр-рифмовок, игр-рассказов, сказок. На каждое занятие к малышам приходит забавный персонаж «Весёлый Язычок», который в игровой форме проводит с детьми артикуляционную гимнастику. Наш Весёлый Язычок очень полюбился ребятами и они всегда ждут новой встречи с ним.

     2. Музицирование – это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

     2.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата,  фонопедические упражнения, логопедические «распевки»,  песенный фольклор. Процесс развития вокальной, исполнительской культуры у детей с речевыми нарушениями является с одной стороны, одним из направлений формирования их художественной культуры, а с другой – средством коррекции голоса, артикуляции, дыхания. Наиболее эффективным приёмом считаем  использование на логоритмических занятиях логопедические «распевки», как коррекционное средство для развития чувства ритма, голоса, для формирования выразительной интонации (просодики) и правильной артикуляции звуков речи.

Осваивая артикуляцию гласных, полезно каждый звук показать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. В литературе последних лет описаны приёмы развития мелкой моторики у детей с речевой патологией. Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

     Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

     2.2.  Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях (шумовые инструменты, сделанные детьми вместе с родителями). Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. На занятиях используются различные игры с инструментами, с шумовыми предметами,  ритмическое и мелодическое сопровождение литературных и музыкальных произведений.

     3. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие  координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих движений к тонким, дифференцированным движениям.

     3.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг.

     Игры и игровые упражнения используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счёт, с музыкальным сопровождением, с опорой  на дирижёрский жест и образец педагога.

     3.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика.

     Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. На занятиях используются игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов (бельевые прищепки, верёвки, грецкие орехи, мягкие шерстяные клубки, платочки и др.).

     3.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует в первую очередь, речевому развитию детей.

     4. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные

 4.1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определённые группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентации, осознание схемы собственного тела.

     4.2. Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. В танцевальных композициях передаётся характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождаемые звуком (хлопками, притоптываниями). Для игрового оформления часто используются шумовые предметы, трещётки, ложки, кубики. Обучение малышей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач:

  1. Развитие внимания и памяти;
  2. Координация движений;
  3. Развитие мелкой моторики и т.д.

     5. Эмоционально-волевой тренинг.

     Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, грусти, удивления, злости, страха, спокойствия).

     Эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путём вовлечения ребёнка в общую игровую деятельность. Успешность выполнения игровых заданий  позволяет ребёнку преодолевать комплекс неполноценности.

     Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Игры на развитие мимики, пантомимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции.

Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функция речи.

     6. Креативный  тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлении, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребёнка.

     Занятия по логопедической ритмике  проводятся 2 раз в неделю в младших и средних группах в музыкальном зале и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет  25-30 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.

     Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитании.

 Комплексный подход  в профилактике речевых нарушений обеспечивает интегрированные связи между специалистами ДОУ – учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

     Итак, многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей.

     Для реализации поставленных задач была создана комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов, как условие речевого развития ребенка. Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности ДОУ как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого и музыкального развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летняя деятельность с детьми младшей и средней группы

Игра-эксперимент с бумагой для детей младшей группы позволит им в процеесе экспериментирования сравнить качества салфеточной и обычной бумаги и сделать в игровой форме соответствующие выводы. Игровая ...

коллективные работы с детьми младшей и средней группы по временам года

Коллективные работы детей - итоговое занятие полексическим темам...

"Здоровая спина". Занятия с детьми младших и средних групп I часть (12.05-15.05.2020).

https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8...

"Здоровая спина". Занятия с детьми младших и средних групп II часть (12.05-15.05.2020).

https://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8...

Педагогический процесс путём сенсорного развития , совместно детьми младшей и средней группы на тему " Наша Весёлая Аппликация " .

Цель: Вызвать у детей интересс к художественному искусству, путём сенсорного развития раскрывая талант детей в создания работ по аппликации ,с разной материализацией :( бумага, ткань, природный м...

Консультация для воспитателей "Как правильно организовать непосредственно образовательную деятельность (НОД) с детьми младшей и средней группы"

Введение «ФГОС ДО» внесло изменения в организацию непосредственно образовательной деятельности. Данная статья помогает понять разницу между «занятием» и «НОД&ra...

Беседа с детьми младшей и средней группы «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»

Дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимос...