Педагогический процесс путём сенсорного развития , совместно детьми младшей и средней группы на тему " Наша Весёлая Аппликация " .
презентация к уроку по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Пунсукова Екатерина Дамбиевна Воспитатель ДОУ .

Цель: Вызвать у детей интересс к художественному искусству, путём сенсорного развития раскрывая талант детей в создания работ по аппликации ,с разной 

материализацией :( бумага, ткань, природный материал:-дерево ,шишки, листья ,ветки ,камешки, пластилин ,глина, пуговицы, пластмасса , картон,полиэтилен ,железная-

ткань,резина) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx67.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бурятский республиканский педагогический колледж

Кафедра дошкольного образования

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

Выполнила студентка                       Моторина Ольга Владимировна

III курса 1181 группы                               __________(подпись)                        

Специальность:                           44.02.01 Дошкольное образование

Научный руководитель                              Андреева Ю. М.

                                                     _________(подпись)
Заведующий кафедрой:                               Хабинова С. А.

                                                         __________(подпись)  Работа защищена

«02» июня 2021 г                                    Оценка___________

Улан-Удэ

2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития дошкольников в  процессе продуктивной деятельности…………………………………………….7

1.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………….7

1.2. Роль продуктивной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………12

 Глава 2.Опытно-экспериментальное изучение сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности………16

2.1.Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………16

2.2Организация развития сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами аппликации…………………………………22

        Заключение………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………25

Приложение…………………………………………………………………27

Приложение А. Примерный перспективный план по аппликации в младшей группе…27

Приложение Б. Анкетирование для родителей…..33

Электронные ресурсы………………………………………………………...28

                                   

Введение

ФГОС ДО говориться о том, что художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.[24; 27]

Актуальность исследования заключается в том, что одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Развитая мелкая моторика рассматривается как один из целевых ориентиров-социально–нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. [1]

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается на протяжении дошкольного возраста, именно к 6 – 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
      В.А. Сухомлинский   писал, что истоки способностей и дарования детей   находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.[19]
      Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, Н.А. Рокотовой, Е.К. Бережной указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Анализ психолого-педагогических исследований, проведенных Л.В. Антаковой- Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским показал связь интеллектуального развития и моторики пальцев. А так же зависимость уровня развития речи детей от степени сформированности тонких движений рук.       Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её главного отдела-мозга. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается и на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат. Дело в том, что память, внимание, эмоции, языковой аппарат и кончики пальцев тесно связаны между собой, ведь центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центрами движения. Упражнения для развития мелкой моторики приносят тройную пользу ребёнку. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений рук.

 Важным условием реализации задач дошкольного образования, обеспечения его качества в соответствии с ФГОС является организация развивающей предметно – пространственной среды. Как показывают исследования О.А Зажигиной, Е.В.Полозовой, М.Н. Ильиной, Н.Е. Малаховой и других особое значение для развития детей имеет использование нестандартного оборудования или материалов, предположенных разными технологиями, программами. [8;15]

Однако, как показывает практика работы дошкольных образовательных организаций, у педагогов и родителей не всегда достаточно времени и творчества для организации соответствующей предметно – пространственной среды и разработке на основе ее игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Цель исследования: развитие у детей младшего дошкольного возраста восприятия сенсорных эталонов детей через продуктивные виды деятельности.

Объект исследования: педагогический процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: занятия аппликацией как средство сенсорного развития.

Задачи исследования:

-выявить связь проявления сенсорного развития и продуктивной деятельностью дошкольников;

-выявить проявление сенсорной  культуры дошкольников в процессе продуктивной деятельности;

-выявить уровень продуктивной деятельности дошкольников, его зависимость от уровня  сенсорного развития детей;

Гипотеза исследования предполагается, что использование аппликации будет способствовать сенсорному развитию у детей младшего дошкольного возраста более эффективно если:

- будет разработана система занятий аппликации;

- будет пополнена предметно-пространственная развивающая среда необходимыми материалами для занятий аппликации;

- будет установлено близкое сотрудничество с семьей;

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы.

-эмпирические: проведение психолого-педагогического эксперимента, анкетирование.

Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили труды А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддъякова о аппликации; исследования Ф. Фребель, М. Монтессори о сенсорном развитии младшего дошкольного возраста

База исследования: МБДОУ Детский сад № 84 "Снегурочка"


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание . Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет. Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим - подготовительным - этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами - образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

 Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как М. Монтессори, Ф.Фребель, О.Декроли, и известных представителей дошкольной педагогики и психологии, как Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Л.А.Венгер, сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития, приобретает статус одной из важнейших сторон воспитания дошкольников.

В конце XIX - начале XX в. эта проблема привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихееву. Каждый по-своему подходил к решению задач сенсорного воспитания. Например, Е.И. Тихеева верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, много 6 внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств.

В каждом детском возрасте стоят свои задачи сенсорного развития, и решение их лежит в разработке и использовании наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и   действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др.

Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть формирование ощущений, обогащение ребенка разнообразными впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно продолжать знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов различных форм, текстур и оттенков цвета. Психологи выделяют младший дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка главенствующую роль начинает играть именно предметная деятельность.

Для интеллектуального, сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста наиболее полезны любые «орудийные» игры с использованием наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка активно развивается, когда он играем с предметами различной геометрической формы, размера, текстуры поверхности. Это могут быть различные «колокольчики, колпачки, кольца, кубики» Игра подобными предметами непосредственно связана с восприятием – малыш мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями предметов.

Среди всех психических процессов в младшем дошкольном возрасте главная роль принадлежит восприятию: «поведение и сознание целиком определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас»

Ребенок в младшем дошкольном возрасте легко сравнивает хорошо знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. К примеру, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как «домик», а круглый – «мячик». Это означает, что у ребенка есть представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со свойствами предметов, ребенка «необходимо знакомить в конкретных практических действиях. В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает совершать действия в уме, зачастую способен без внешних проб подбирать нужные детали, например, для пирамидки или матрешки.

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает «ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования» . Следует создать для ребенка младшего дошкольного возраста условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, брать предметы разной формы и величины. К третьему году жизни ребенок умеет выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливает представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины предметов.

Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок в исследуемом возрасте интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями. У ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Младший дошкольник стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата, ему нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Для этого целесообразно использовать такие игры и игрушки, действиями с которыми предполагают наличие образца:

- фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машину, слоника, собачку и пр.); - всевозможные мозаики или пазлы; - кубики или простые конструкторы  Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основного полноценного развития.                                                                                                                                              Начиная с 3 лет, основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая такого рода системой, «ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение»  Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенсорные эталоны – «это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д.» . Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком в младшем дошкольном возрасте. Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Поэтому освоение ребенком сенсорных эталонов позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Таким образом, восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.

1.2. Роль продуктивной деятельности в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Продуктивные виды деятельности детей - это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит: разные способы собирания конструкций, поделки из пластилина или специальной глины, выполнение  аппликационных работ, мозаики, изготовление разных поделок,   макеты.

Они играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством  воспитателей. Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей

Целенаправленная продуктивная  деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Итак, продуктивные виды деятельности весьма значимы для дошкольника, как средство сенсорного развития, они способствуют всестороннему развитию его личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, памяти, восприятия), раскрывают их творческий потенциал. В процессе продуктивной деятельности формируется такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности, совершенствуется познавательная активность и социальная мотивация ребенка дошкольного возраста.

Продуктивно-творческая деятельность предполагает применение приемов и принципов операций творческого процесса, направленных на активизацию эмоционального отношения детей к средствам художественного конструктивного выражения.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными  стандартами-условиями).

Продуктивные виды деятельности, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста, одновременно обладают широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития дошкольников. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемным изображении. Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде.                                                                     Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности.


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Диагностика уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Изучив теоретические основы сенсорного развития у детей мы приступили к опытно-экспериментальной работе, которая строилась в три этапа.

Целью первого этапа контактирующего эксперимента является опытно-экспериментальная работа по выявлению сенсорного развития у детей младшего  дошкольного возраста.

Цель второго этапа - является анализ методического сопровождения и календарно-тематического планирования за текущий учебный год.

Целью третьего этапа констатирующего эксперимента - анализ предметно-пространственной развивающей среды у детей младшего возраста.

Программа экспериментальной работы включала в себя:

-определение критериев и уровней сенсорного развития

-диагностические обследования каждого ребенка с целью выявления уровня сенсорного развития

-обработка и анализ полученных результатов;

-разработка на их основании рекомендаций для коррекционной работы с данной категорией детей.

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ Детский сад №84 "Снегурочка" с детьми младшего дошкольного возраста. В данном исследовании

принимали участие 16 детей в возрасте от 3-х до 4-х лет. 8 в экспериментальной группе и 8 в контрольной.

 Анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в  соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников (щетинные кисти для клея; пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем; розетки для клея; подносы для форм и обрезков бумаги; цветная и обычная бумага; картон цветной и белый)

Оборудование  соответствует возрастным особенностям детей с учетом требований антропометрии, психофизиологии восприятия цвета, формы, величины.  Острые и режущие предметы (карандаши, ножницы)  должны находятся  в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах.

Среда организована так что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, находились либо в поле зрения ребенка, либо доступны,  что бы ребенок всегда мог их  взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Выставочные места  должны быть  доступны для обзора детям.

В группе  оборудован уголок изобразительной деятельности, в котором можно проводить индивидуальную работу с детьми или в небольших подгруппах. Хозяин уголка – это игрушка, например, игровой персонаж художник Тюбик. Эстетика уголка сочетаться с рациональностью и удобным размещением материала и оборудования для изготовления аппликаций и не создавать детям трудности в пользовании им. Уголок отвечает всем гигиеническим требованиям, в том числе по освещённости. В нём расположено оборудование: Мальберт, на которой развешивают плоские наглядные пособия, в том числе иллюстративный материал.

Набор материалов для аппликации разнообразен и имеется в достаточном количестве, чтобы ребенок мог выбрать материал, наиболее полно отвечающий реализации задуманного, наиболее выразительно передающий замысел. Поэтому, например, для изготовления поделки детям представляется разная по цвету и по фактуре бумага (матовая, бархатная, глянцевая, тонкая, рыхлая, плотная и др.).

Диагностика проводилась в индивидуальной форме, по следующим методикам:

Уровни сенсорного развития каждого из детей:

- высокий уровень –3  выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым;

- средний уровень – 2 выполненных задания;

- низкий уровень – 1 выполненное задание.

-Методика №1 Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).

Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

-Методика №2. Собери цветок (4 цвета Стребелевой Е. А.)

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.                                                                            Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки, называя цвета.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

Низкий уровень: 1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

Средний уровень:2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

Высокий уровень:3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

-Методика №3 «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

Низкий уровень: 1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

Средний уровень: 2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

Высокий уровень: 3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

     Таблица 1. Результаты, полученные в ходе проведения у детей младшего дошкольного возраста констатирующем этапе в экспериментальной группе

Имя ребенка

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Уровень

Анита. М

С

 С

С

С

Артем. К

С

 Н

Н

Н

Соня. Е

В

 Н

С

С

Дарья. С

В

 Н

Н

Н

Ринчин. Б

Н

 Н

Н

Н

Дима. Д

С

 С

В

С

Андрей. А

В

 Н

Н

Н

Варя Г.

В

 Н

С

С

Итоги: Высокий уровень: 0%   Средний уровень: 50%  Низкий уровень: 50%

Таблица 2. Результаты, полученные в ходе проведения у детей младшего дошкольного возраста констатирующем этапе в контрольной группе

Имя ребенка

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Уровень

Арсений. С

С

В

В

В

Артем. В

В

Н

Н

Н

Василиса. К

Н

Н

Н

Н

Аня. К

С

С

С

С

Елизавета. П

В

С

Н

С

Батор. Ц

С

Н

С

С

Тамир. Н

В

Н

С

С

Родион. Л

С

Н

Н

Н

Итоги: Высокий уровень: 12%   Средний уровень: 50%  Низкий уровень: 38%

Рисунок 1. Результаты, полученные в ходе проведения у детей младшего дошкольного возраста констатирующем этапе.

По результатам методики было выявлено, что высокий уровень у 4 детей-12% детей мало кто понимает и разбирается в теме, средний уровень 6 детей-50% дети среднего уровня больше поняли и усвоили тему, низкий уровень 5 детей- 38% детей не точно знают и разбираются в данной теме

2.2 Организация развития сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами аппликации

Следующим этапом формирующего эксперимента явился анализ методического сопровождения и календарно-тематического планирования занятий учебный год у детей младшей группы

Примерный перспективный план по аппликации в младшей группе (см. Приложение А)

 

Для выявления компетентности родителей в вопросах аппликация как средство сенсорного развития  детей было проведено  анкетирование. В анкетировании приняли участие  16 родителей. Родителям предлагалось ответить на 9 вопросов анкеты, (см. Приложение Б). Результаты анкетирования занесены в таблицу

По результатам анкетирования можно сказать, что родители принимают участие в обучении детей занятиям аппликации, занимаются с детьми дома, делают разные аппликации, развивая мелкую моторику рук.

 Примерный перспективный план работы с родителями в младшей группе

Месяц

Мероприятие

Форма работы

Сентябрь

«Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»

Родительское собрание в форме круглого стола

Октябрь

«Значение сенсорного воспитания»

 «Мы играем»

Консультация

Оформление альбома группы по теме

Ноябрь

Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи

«Дидактические игры по ознакомлению с цветом, формой и величиной»

Семинар-практикум

Выставка для родителей

Декабрь

«Как научить ребенка самостоятельно играть в д/и

Открытый НОД «Сенсорный куб»

Январь

«Мы любим рисовать и лепить»

Семинар-практикум

Февраль

«Чему научились наши малыши»

Родительское собрание (калейдоскоп

Март

«Играем дома»

«Рисуем вместе с мамами и папами»

Консультация

Конкурс

Апрель

«Сенсорное развитие через дидактические игры»

С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?»

Изготовление папки-раскладушки

Беседа с родителями

Май

«Наши достижения»

«Пуговица»

Изготовление фотоальбома

Родительское собрание с открытым показом интегрированного занятия

         


Заключение

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течение эксперимента, помогла в решении задачи, которую я ставила в начале своей работы. У детей младшего дошкольного возраста хорошо развито сенсорное восприятие, умело действуют с   бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях с взрослыми, но и в самостоятельной деятельности.

Развивая творческую инициативу детей, необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать способы изображения, тему и выразительные средства.

Таким образом, приобщив ребенка к продуктивным видам деятельности, мы сможем помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.

  В процессе данного исследования был изучен процесс использования занятий по аппликации в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие   сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. систему обследовательских действий, систему эталонов которыми овладевают дети.                


Список использованной литературы

1. Федеральный Государственный Стандарт (приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.)

2. Федеральный закон РФ от 29.12.2012г.№273-Ф3(в ред. От 03.02.2014г.) «Об образовании в РФ»

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г.№26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет ,2016

5. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников - Мн.: БрГУ, 2007ова. -  М.: Академия, 2016. -  416 с.  (- С.413-14)

 6.Вайнерман, С.М.  Сенсорное развитие  дошкольников  на занятиях по изобразительному  искусству  [Текст]  /С.М.  Вайнерман,  А.С.  Большов,

7.Гусакова, М.А.  Аппликация [Текст]  /  М.А.  Гусакова.  -   М.: Просвещение,  2017.  -  128 с.  (- С.5-29)7.   изобразительному  искусству  [Текст]  /С.М.  Вайнерман,  А.С.  Большов,

8. Козлова, С.А.  Дошкольная  педагогика  [Текст]  /  Т.А.Куликова 2017

9.  Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2016.

10. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-С Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада /Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 128 синтез, 2017. - 125 с

11. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., исп. и доп. - М.: Просвещение                                                                                                          

12. Сакулина, Н.П. и Т.С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 2017 год.

13. Сарова С.П. Аппликация в детском саду. - М.: Проспект.-2016.-298с

14. Ю.Р.  Силкин. -  М.: ВЛАДОС, 2018. -  224 с. (- С.46)4.  

15. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение. 2018. - 364с.                                                                                                          

16. Мозаика-С Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе детского сада /Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 128 с.

 17. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., исп. и доп. - М.: Просвещение 2018                                                                                                     

18. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 2019

 

Электронные ресурсы

1 .https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Freferat-na-temu-applikaciya-kak-vid-produktivnoj-deyatelnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-4257126.html&cc_key=

2.  https://fgos.ru/

3 .https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fknowledge.allbest.ru%2Fpedagogics%2F2c0a65625b3bd79b4c43b89421206d36_0.html&cc_key=

                             


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение. А  Примерный перспективный план по аппликации в младшей группе

Сентябрь

Неделя

Тема

Цель

Раздаточный материал

2

Шарики и кубики на полочке

Формировать навыки наклеивания. Упражнять в различении геометрических фигур по форме. Развивать чувство ритма.

Листы бумаги с наклеенными полочками, бумажные квадраты и кружочки, клей, кисть для клея, клеенки, салфетки.

4

Красивая салфетка

Учить составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны маленькие кружки другого цвета.

Квадратные салфетки из бумаги; большие и маленькие кружки, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисти, салфетки.

                                Октябрь

2

Гриб

Совершенствовать умение составлять аппликацию и наносить клей на детали. Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений.

Альбомный лист бумаги, заготовки из цветной бумаги: трава, детали гриба; клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

4

Солнце в тучках

Учить детей создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру круга и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки бумаги на картон. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Салфетки желтого и белого цветов, лист голубого картона,  клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

                                    Ноябрь

2

Улитка

Учить собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации; доводить изделие до нужного образца с помощью карандаша.

Половина альбомного листа, детали, вырезанные из цветной бумаги: 3 круга разного размера и овал (примерно такого же размера как и маленький круг), карандаши, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

4

Котик играет с клубком

Учить наклеивать изображения предметов, состоящих из трех частей, создавая несложный сюжет. Доводить изделие до нужного образца с помощью карандашей.

Тонированные листы бумаги, детали аппликации, вырезанные из бумаги; карандаши, ножницы, клей, кисти для клея, тряпички, клеенки-подкладки.

                                   Декабрь

        1        

Мороженое

Учить детей  располагать предметы на листе бумаги в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Учить наносить клей на детали аппликации и наклеивать их на лист бумаги.

Половина альбомного листа, вырезанные из цветной бумаги 3 небольших шарика мороженого и вазочка; клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

3

Платок для матрешки

Продолжать учить детей наносить клей на детали аппликации и наклеивать их на лист бумаги. Учить составлять узор на треугольном платке, чередуя геометрические фигуры. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Вырезанный из цветного картона светлого тона  платок треугольной формы; маленькие геометрические фигуры разных цветов, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка

                                    Январь

1

Снеговик

Закреплять умение создавать композицию из отдельных деталей, создавать единый образ, располагать композицию на листе бумаги. Развивать воображение, творчество. Закреплять знания о круглой форме предметов, о различии предметов по величине.

Лист картона синего или серого цвета, 3 кружка разных размеров, салфетки, клей, кисточки для клея клеенки-подкладки, карандаши.

3

В лесу

Показать детям, что аппликацию можно создавать из засушенных листьев. Учить соотносить предмет с его формой. Продолжать учить сопровождать слова стихотворения соответствующими тексту движениями. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Альбомный лист, на котором нарисованы контуры двух разных по форме и по цвету листьев; засушенные листья соответствующих форм и цветов; листья из цветной бумаги; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

                                         Февраль

1

Одеяльце

Продолжать учить детей наносить клей на детали аппликации и наклеивать их на лист бумаги. Учить составлять на квадратном одеяльце узор из кругов, чередуя их по цвету. Учить громко и четко произносить слова песни. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Вырезанные из цветного картона светлого тона квадраты; 9 маленьких кругов двух цветов, вырезанных из цветной бумаги; клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

3

Летящие самолеты

Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений. Развивать творчество, воображение и самостоятельность. Воспитывать любовь к родителям.

Половина листа ватмана, на котором внизу нарисованы или наклеены силуэты домов, а вверху – облака и солнце; вырезанные самолеты; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

                                     Март

1

Мимоза

Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание ее порадовать.

Половинка альбомного листа, на котором наклеены вырезанные из цветной бумаги веточка и листья мимозы; желтые салфетки; клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

3

Рыбки в ручейке

Учить детей составлять коллективную композицию. Продолжать учить аккуратно, наносить клей на детали и приклеивать их на лист картона. Развивать мелкую моторику пальцев, внимание. Дорисовывать необходимые детали аппликации.

Лист ватмана, тонированный в голубой цвет; вырезанные из бумаги разных цветов рыбки, водоросли и камни; карандаши, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

                                                Апрель

1

Машенька

Закреплять умение изображать предмет способом соединения и наклеивания нескольких деталей. Формировать навыки наклеивания изображения, украшения силуэта мелкими деталями по замыслу. Развивать воображение и фантазию, образное мышление.

Листы бумаги, бумажные детали для аппликации, карандаши, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

3

Тюльпан

Продолжать учить детей создавать аппликацию из отдельных деталей. Познакомить с частями растений.

Альбомный лист, вырезанные детали (стебель, лист, цветок тюльпана, трава); клей, кисти для клея, клеенки.

                                        Май

1

Скоро праздник придет

Воспитывать любовь к своей малой родине. Учить составлять композицию определенного содержания из готовых фигур, самостоятельно находить место деталей в аппликации. Продолжать учить аккуратно намазывать детали аппликации клеем.

Ватман, на котором нарисована улица с небольшими домиками, дети, идущие по улице; флажки и шарики, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисти для клея, клеенки-подкладки

3

Домик для зайчика и петуха

Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей. Продолжать учить аккуратно наносить клей на деталь и приклеивать ее.

Половинка альбомного листа, вырезанные из цветной бумаги квадрат, треугольник, маленький прямоугольник, маленький круг; клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.


Приложение. Б  Анкетирование родителей  

Содержание вопроса

Результат

1.

Знаете ли вы что такое творчество?

А) Да

90%

Б) Нет

10%

В) Затрудняюсь ответить

2. 

Есть ли у вашего ребёнка творческие способности?

А) Да

64%

Б) Нет

34%

В) Затрудняюсь ответить

3. 

Выражает ли ваш ребёнок свои эмоции и впечатления в своем творчестве?

А) Да

10%

Б) Нет        

18%

В) Затрудняюсь ответить

72%

4.

Занимаетесь ли вы с ребёнком совместной творческой деятельностью?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

5.

Считаете ли вы что у вашего ребёнка есть особые творческие способности?

А) Да

90%

Б) Нет

10%

6.

Принимаете ли вы участие с детьми в творческих конкурсах учреждения?

А) Да

90%

Б) Нет

10%

В) Затрудняюсь ответить

7.

Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?

А) Да

45%

Б) Нет

10%

В) Затрудняюсь ответить

45%

8.

Глядя на работы, выполненные вашим ребёнком, замечаете ли в них прогресс?

А) Да

82%

Б) Нет

18%

В) Затрудняюсь ответить

9.

Тему для творческой деятельности ваш ребёнок выбирает сам?

А) Да

100%

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми средней группы по теме «Наши глаза»

Конспектобразовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми средней группы по теме«Наши глаза» с использованием современных (социо-игровой, деятельностной, личностно-ориентиро...

Педагогический проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей....

Проект по сенсорному развитию через дидактические игры в средней группе по теме «Мы познаем мир»

Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и лично...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по аппликации в средней группе по теме «Наша Армия»

Целью данной деятельности является формирование представлений об окружающем мире.Совместная деятельность реализует следующие задачи: воспитательные, образовательные, коррекционно - развивающие....

Конспект занятия по развитию речи в младше - средней группе на тему: «наши куклы - врачи»

Цель: учить детей составлять самостоятельно короткий рассказ, слушать рассказы других детей; пополнять словарный запас медицинской терминологией; закрепить правильное произношение звука [a] протяжно и...