Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий "Весенняя полянка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ильина Ксения Андреевна

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий, позволит детям уточнить,систематизировать и активизировать словарь по лексической теме "Весна". Поможет детям  научится расслабляться и быть добрее к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennyaya_polyanka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Весенняя полянка»

Педагогическая деятельность в коррекционных образовательных учреждениях (логопедическое занятие)

Харитонова Ксения Андреевна

учитель-логопед

МАДОУ №145

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- Формировать грамматический строй речи дошкольников.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Учить детей подбирать и согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме единственного и множественного числа..

Коррекционно-развивающие:

- Активизировать и обогащать словарь по теме «Весна».

- Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.

- Упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов)

Коррекционно-воспитательные:

- Познакомить детей на занятии с элементами устного народного творчества.

- Воспитывать чувство взаимопомощи.

- Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников, применяя на занятии различные компоненты здоровьесберегающих технологий.

- Воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

- Воспитывать интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Оборудование: картинки снежинок, прищепки, макет солнышка, дерево из картона, картинки птичек, картинки тучек, шнурки, аромолампа, салфетки, тарелочки, мяч, картон зеленый с нарисованным контуром круга, клей, кисточки, кукурузная крупа, тряпочки.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Посмотрите какой сегодня чудесный день! А не прогуляться ли нам с вами до весенней полянки?

Психогимнастика. Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Логопед. Дети, сегодня светит яркое, ласковое солнышко. И прежде чем мы отправимся в путь, давайте подарим друг другу теплые, добрые улыбки, такие же, как это солнышко.

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и приветливы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

А теперь мы отправимся к нашей полянке! Пойдём этой тропинкой.

Основная часть. Закрепление лексической темы «Весна».

Физкультурно-речевая гимнастика. .

Логопед. Дети, давайте мы с вами «прошагаем» небольшое стихотворение о весне.

Та-ет сне-жок,

Цве-тёт лу-жок,

День при-бы-ва-ет,

Э-то вес-ной бы-ва-ет.

 Но что это? Это зима нас не пускает, засыпала тропинку снежинками.  Давайте соберём снежинки и придумаем красивые слова о весне(солнечная, ласковая, весёлая). Снежинки лежали у нас на ладошке но совсем не растаяли. Давайте позовём солнышко.

Закличка «Солнышко». Развитие общей моторики.

Солнышко ясное, нарядись! 

(хлопки по плечам скрестив руки

на груди

Солнышко красное,

(покажись! хлопки в ладоши)

Платье алое надень, 

(хлопки по коленям)

Подари нам красный день! 

(хлопки над головой)

Вносится картина-изображение весёлого солнышка без лучиков.

- Ребята, пока солнышко к нам добиралось, оно раздарило все лучики, давайте поможем солнышку. (Дети прикрепляют прищепки желтого и красного цвета на картинку солнышко) - Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

- Ребята, солнышко пригревает и птички снова вернулись к нам и звонко поют.

Проводится игра «Кто лишний? ».

Проходят к фанерному дереву, на нем прикреплены картинки птичек (ворона, воробей, синица, журавль). Почему?

- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая? (перелётная)

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (ласточка, перепел, цапля …)

- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:

  1. Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)
  2. Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
  3. Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
  4. У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
  5. А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
  6. Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Птичка»:

Птичка-птичка 

  - водим - пальчиком по ладошке.

Вот тебе водичка!

  - барабаним пальчиками по ладошке.

Вот тебе крошки на моей ладошке


стучим пальчиками по ладошке.

Давайте покажем, как птички клюют зёрнышки своими клювиками.

(На столе лежат на большом подносе зерна и расставлены маленькие тарелочки и прищепки по количеству детей, ими дети собирают зерна, имитируя клюв птичек)

- Ребята, где светит солнышко, и летают птички? (В небе)

- Когда солнце светит небо, какое? (Голубое)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь!

Ты же знаешь, это…

                         (дождь)

Логопед предлагает детям сделать дождинки: в нарисованной тучке сделаны дырочки, в которые дети вставляют шнурки.

- Даже, несмотря на то, что прошёл дождь настроение у нас не испортилось! Ведь у природы не бывает плохой погоды!

И поможет нам сохранять хорошее настроение – упражнение! Ребята, рассаживайтесь так, чтобы вам было удобно. Мы будем вдыхать приятные весенние запахи и слушать замечательное музыкальное произведение П. И. Чайковского «Песнь жаворонка». Дышите полным дыханием. Вспомните, как весело и радостно вам было сегодня на прогулке, как задорно вы смеялись и улыбались ласковому солнышку. Представьте свой образ в этом приятном настроении, окруженный самыми приятными звуками и яркими красками. Продолжайте дышать полным дыханием. А теперь мысленно посылайте струю выдыхаемого воздуха прямо в этот образ. Не торопитесь! Представьте, что вы вдыхаете и выдыхаете через этот образ. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох… Открывайте глаза! Как приятно быть всегда в хорошем весеннем настроении! (Сеанс ароматерапии в сочетании с музыкотерапией; продолжительность – 5 минут.)

- Когда пройдет дождь, на земле появляется вот что:

Шел, шагал молютка гном!

Шел в кафтанчике своем.

Пел он песенку свою –

Про зелёную … (траву)

- Логопед предлагает сделать зеленую лужайку (дети комкают зеленую салфеточку и складывают в обруч)

Физминутка.

Логопед. Сейчас, дети, ненадолго превратимся в косолапых мишек и выполним упражнение «Весна идет! »

На сосну взобрался мишка.

(Имитация соответствующих движений.)

Сверху даль ему видна.

(Ладонь приставить «козырьком» ко лбу.)

Смотрит на холмы и крыши:

(Руки поднять над головой,

получится «крыша».)

Не идет ли к нам весна?

(Ходьба на месте.)

За деревней, за долиной,

(Посмотреть влево, посмотреть вправо.)

Где прозрачен небосвод,

(Показать руками небо.)

Клин увидел журавлиный,

(Сомкнуть кончики пальцев рук, вытянутых

перед собой.)

Закричал: «Весна идёт! »

(Вскинуть руки вверх - в стороны.)

- Очень хорошо! А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

Для игры используется яркий мяч. Педагог кидает мяч со своим предложением, а ребенок возвращает говоря наоборот.

Короткие дни – длинные дни. Птицы улетают – птицы прилетают. Бледное солнце – яркое солнце. Дождливый день – солнечный день.  Грустное настроение – веселое настроение. Низкое небо – высокое небо.

- Молодцы!  А чего не хватает на вашей полянке, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился … (Одуванчик.)

Логопед  предлагает посмотреть на картинку-одуванчик из пшеничной крупы.

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

Одуванчик желтый, как… (солнце, лимон)

Круглый, как …(мячик, шарик)

Мягкий, как …(вата, подушка)

Пушистый, как …(котёнок)

Хрупкий, как…(вазочка)

- Вот какой удивительный цветок!

На столах у детей лежит зеленый картон, с нарисованными кружочками, дети намазывают кружочки клеем и насыпают пшено.

Логопед сопровождает объяснение примерным показом.

Поделки раскладываются по полу, под «дождевыми облаками» и рядом с «травкой».

- Ребята, мы с вами сейчас видим столько много цветов, а в руках у нас нет ни одного. Почему? (Потому что они украшают нашу жизнь.)

Мы не будем рвать цветы-

Это капли красоты!

Пусть они растут, цветут,

Радость нам они несут!

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...