Методические рекомендации для родителей на тему: "Пути стимулирования речевых проявлений у детей первых лет жизни"
статья по логопедии по теме

Симонова Ирина Анатольевна

Первые годы жизни — стартовая площадка для раскрытия возможностей малыша, что буквально с рождения  нужно заниматься с ребенком, развивая его мышление и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей на тему:

 «Пути стимулирования речевых

проявлений у детей первых лет жизни».

  1.                         В  вашей семье появился ребенок. Вы счастливы, окружаете его лаской и любовью, полны забот и волнений о здоровье малыша. Конечно, очень важно, чтобы ребенок не болел, правильно питался, чтобы ему было комфортно. Но не надо забывать, что первый год жизни — стартовая площадка для раскрытия возможностей малыша, что буквально с рождения  нужно заниматься с ребенком, развивая его мышление и речь. Разговаривайте с малышом глядя ему в глаза, «лицо к лицу», четко артикулируя, говорите просто, отдельными словами или короткими фразами, многократно их повторяя. Ребенок учиться говорить, когда слышит вашу речь и видит движения губ, язык при произношении звуков. Старайтесь общаться с маленьким, создавая подобие диалога, обращаться к нему с вопросами, делая паузы для ответа, повторяйте за ним звуки гуления и лепета. Развивайте слуховое восприятие малыша, давая ему слушать мелодичную музыку, пойте колыбельные песни. В доме должны быть обязательно звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, дудки,  свисточки, пищалки. Развивайте зрение ребенка. До трех месяцев малыш не различает цветов, поэтому над кроваткой повесьте черно- белые кубики и шары, а на спинку кровати , напротив малыша, контурное изображение улыбающегося лица. Обстановка в комнате должна быть яркой: воздушные шары, тряпичная кукла с большими глазами. В ручки малышу вкладывайте различные кусочки ткани, меха, перышки, тканные мешочки  с фасолью, крупами, для развития осязания. Разрешайте ребенку трогать абсолютно все- на пальчиках рук  должны быть кожные ощущения от предметов, разнообразных по материалам, структуре поверхности, температуре. Чем более ловкие пальчики у малыша, тем раньше и лучше он будет говорить. Играйте с малышом в «ладушки»,  «гуси — лебеди», «сороку- белобоку»,   «козу- рогатую», читайте русские потешки, самые простые сказки   стишки. Обязательно кормите малышы грудью и он будет здоров. Кроме того, при естественном вскармливании тренируются те же мышцы, которые потом учувствуют приговорении. Научите ребенка ползать: выкладывайте на животик, руку подставьте под пяточки, другую  под грудку, помогите двигаться вперед к улыбающемуся папе, яркой игрушке. Ползание- предпосылка для развития речи. При этом укрепляются мышцы, работают ручки, развивается мышление. На первом году жизни физическое и интеллектуальное развитие взаимосвязаны. Называйте предметы, окружающие малыша, повторяйте много раз названия, указывая на них. К девяти месяцам малыш будет сам показывать пальчиком на называемые предметы. К году ребенок произносит несколько первых слов: мама, папа, баба, дай, иди и так далее. Научите малыша звукоподражаниям «бух», «би-би», «тик-тик», «тик-так», «тук-тук». «Кто так говорит?» (мяу,му-му,ав-ав и т. д.) Попросите показать на картинке знакомый  предмет пальчиком, а потом спрашивайте: «Это кто? Это что?». Малыш смотрит вам в лицо, а вы , после вопросительной паузы отвечаете сами, потом  в эту паузу он сам вставит ответ. Из сложных слов малыш обычно повторяет слог: первый или ударный. Вслушивайтесь в его речь, хвалите за любую речевую активность как бы мало это походило на речь взрослых. В противном случае, если вы довольствуетесь жестами или мимикой ребенка, хорошо понимаете его без слов, а он все получает молча, то долго может  молчать и заговорит не скоро. К двум годам в активном словаре ребенка от 50 до 300 слов, он говорит маленькими фразами, задает  вопросы, повторяет за взрослым новые слова. После двух лет мышление ребенка становится речевым, а речь осмысленной, поэтому у неговорящего ребенка может вторично тормозиться развитие мыслительных процессов. Не ждите, пока ребенок» заговорит сам», не теряйте время. Если чувствуете свою некомпетентность в вопросах развития речи, не стесняйтесь обращаться к логопеду. Для развития речи очень полезна пальчиковая гимнастика. Развитие  тонких движений пальцев рук положительно влияет на  функционирование речевых зон коры головного мозга. Проще, говоря, мозг напрямую связан с работой пальцев и, делая зарядку для пальчиков, вы стимулируете клетки мозга. Чем больше вы будете разрабатывать пальчики, тем быстрее ребенок начнет говорить. Во время игр малыш учиться понимать смысл услышанного и улавливает ритм речи, повторяя стишки, кроха тренирует память. Усидеть на месте целых десять минут и при этом заниматься делом могут немногие, а в этой игре непоседа учится концентрировать внимание, что тоже очень важно. И наконец, подобные игры- еще один  способ близкого общения между мамой и ребенком или папой и ребенком, который приносит много положительный эмоций. Советы родителям: 1)Для игры выбирайте короткие стихи, которые хорошо запоминаются.2)Четко произносите слова, эмоционально их окрашивая.3)Движения пальцев должны быть несложными, чтобы малыш смог их повторить. Первое время вы сами  будете показывать упражнения, а ребенок будет только наблюдать. Но очень скоро малыш начнет сам повторять за вами необходимые движения.4)Начните с двух- трех потешек и постепенно добавляйте новые.5)Если в новой игре появляются неизвестные персонажи, расскажите ему о них и покажите картинки. Ребенок должен понимать о чем идет речь.6)Радуйтесь успехам малыша и не огорчайтесь, если у него что-то не получилось.7) Обязательно хвалите своего малыша даже за самые незначительные успехи. Только положительные эмоции могут привить ему любовь к занятиям! Упражнения для мелкой моторики всегда хорошо влияют на развитие малыша в целом. Вы вместе с крохой можете легко освоить эти полезные игры. Будьте уверены: ваш ребенок полюбит столь увлекательное занятие!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей на тему: "Как поддерживать активность и воспитывать самостоятельность у детей раннего возраста"

Данные рекомендации психолога адресованы родителям  тех детей, которые еще только осваивают навыки самостоятельности (ранний возраст). Родителям даны практические рекомендации, а также предложены...

Методические рекомендации для родителей по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые".

Домашние задания по автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Насекомые"....

Методические рекомендации для родителей для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда".

Домашние задания для автоматизации звуков [р] и [рь] у детей на материале лексической темы "Одежда"....

Методические рекомендации для родителей по теме “Космос”. Возраст детей 6-7 лет.

Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному? Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чу...

Методические рекомендации для родителей по теме “Космос” Возраст детей 6-7 лет

Методические рекомендации для родителей по теме “Космос”Возраст детей  6-7 лет...