Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида
Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект подгрупповой НОД
по формированию лексико-грамматических категорий
с детьми временной речевой группы
на тему:
«Братцы - карандаши»
учитель – логопед ГБДОУ д/с № 35
Давыдова Татьяна Николаевна
Санкт-Петербург
2012
Тема: Братцы – карандаши.
Цель: Совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Совершенствование навыка согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже (именительный, винительный, родительный, творительный).
- Закрепление цветов (цвета спектра, чёрный, белый, коричневый, серый).
- Развитие зрительного восприятия.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие мелкой моторики рук (игры с мячом).
- Развитие дыхания.
- Формирование творческого воображения.
- Активизация знаний об окружающем мире.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание у детей умения слушать друг друга, общаться друг с другом.
Принципы:
- Дифференцированный подход в работе при определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности.
- Поэтапное формирование устной речи на основе постепенного усложнения синтаксического стереотипа (однословное предложение
->развернутое высказывание).
Оборудование: картинки (белая, синяя, зелёная, жёлтая и разноцветная) с изображением пейзажа, карандаши, волшебный чемоданчик, волшебная палочка, панно «Осень» и «Зима» на ковролине, тучи со снежинками на развитие дыхания, лабиринты для игры с мячиком на развитие мелкой моторики рук.
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, в моем кабинете я нашла волшебный чемоданчик и волшебную палочку. Я не знаю, что в нем. А вы хотите узнать?
Дети: Да, очень хотим.
Логопед: Тогда я предлагаю прикоснуться волшебной палочкой к волшебному чемоданчику и открыть его (выполняют действие вместе с логопедом).
Ой, а там живет сказка. Хотите ее узнать?
Дети: Да.
2. Работа по сенсорному воспитанию (закрепление цветов и ориентировка в пространстве) и формированию грамматического строя речи (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).
Логопед: Тогда слушайте.
Жили-были на свете четыре братца-карандаша. Звали их так: Красный, Синий, Желтый и Зеленый (выставляются карандаши).
Любимым их занятием было рисовать.
В чемоданчике есть картинка (выставляется белая картинка с изображением пейзажа).
Вот взялся за работу Зеленый карандаш и нарисовал картину (выставляется зеленая картинка с изображением пейзажа).
А на ней зеленое дерево, зеленое солнце, зеленая трава, зеленое озеро, зеленый забор, зеленая туча, зеленый дождь, зеленые птички, зеленые облака.
- Ха-ха-ха, – засмеялся братец Синий карандаш. – Где же ты видел зеленое озеро? Смотри, сейчас я нарисую правильную картинку (выставляется синяя картинка с изображением пейзажа).
И он нарисовал синее дерево, синее солнце, синюю траву, синее озеро, синий забор, синюю тучу, синий дождь, синих птичек, синие облака.
- Ха-ха-ха, – засмеялся братец Желтый карандаш. – Не бывает синего солнца и синих деревьев. Лучше посмотрите мою работу. – И он нарисовал еще одну картину (выставляется желтая картинка с изображением пейзажа).
- Полюбуйтесь моим желтым деревом, желтым солнцем, желтой травой, желтым озером, желтым забором, желтой тучей, желтым дождем, желтыми птичками, желтыми облаками!
- Нет, так у нас ничего не получится, – сказал старший братец Красный карандаш, – не может быть зеленого озера и зеленого солнца. Не бывает синего дерева, синего солнца и синей травы. Никто никогда не видел желтой тучи. Я думаю, нам надо всем вместе дружно взяться за работу и нарисовать новую картину.
Так они и сделали. А еще они пригласили своих друзей порисовать вместе с ними. И вот какая красивая разноцветная картина у них получилась!
Желтые листья и желтое солнце, зеленая трава, синее озеро, красный забор, серая туча и серый дождь, коричневый ствол и коричневый дом, черные птички и белые облака.
Логопед: А теперь ответьте на вопросы по сказке. Не забывайте отвечать полными ответами.
- Как звали братцев?
Дети: …Красный карандаш, Синий карандаш, Зеленый карандаш, Желтый карандаш
Логопед: Что нарисовано на картине Зеленого братца?
Дети: …зеленый дом, зеленая трава…
Логопед: Что вы видите на картине Синего братца?
Дети: …синий дом, синюю траву…
Логопед: Чем предлагал полюбоваться Желтый карандаш?
Дети: …желтым домом…
Логопед: Чего на свете не бывает?
Дети: ...зеленого озера…
Логопед: Какая картинка вам понравилась больше всего? Почему? Расскажите, что на ней нарисовано (работа с панно по временам года).
Ребята, а вам картинка братцев-карандашей ничего не напоминает?
Дети: Напоминает нашу картину «Осень».
Логопед: Скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Логопед: Будет ли правильным оставить нашу картину без изменений?
Дети: Нет.
Логопед: Давайте вспомним основные признаки зимы.
Дети: Стало холодно, идет снег…
Логопед: Вот и у нас идет снег (работа над дыханием с использованием снежинок).
Подуйте на снежинки так, чтобы пошел настоящий снег (дети дуют на снежинки).
3. Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Веселятся две снежинки
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Выполнение действий по тексту.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Логопед: А что можно слепить, скатать из снега?
Дети: Комки, снежные шары…
Логопед: Вот и мы с вами покатаем снежные шары
(игра с мячом и лабиринтом – работа над развитием мелкой моторики рук с использованием мячей).
С холодного неба снежинки слетают,
Летят и на солнышке зимнем сверкают.
5. Закрепление изученного материала.
Логопед: А теперь изменим нашу картину так, чтобы на ней был виден наш снег (работа с панно «Зима»).
Какая стала картина?
Дети: Зимняя, снежная…
Логопед: Каким словом можно назвать зиму ласково?
Дети: Зимушка.
Логопед: Посмотрите на картину еще раз и скажите, что здесь можно назвать зимним?
Дети: Зимнее дерево, зимнее солнце…
6. Итог.
Логопед: Чем мы сегодня занимались?
Что понравилось?
Ответы детей.
- Оценка работы каждого ребенка.
- Домашнее задание: раскрасить белую картинку с изображением пейзажа цветными карандашами так, как сделали это братцы-карандаши вместе со своими друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматического строя речи (подготовительная группа) Тема «Кто где живет?»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ• Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.• Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».• Формировать практические навыки правиль...
Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"
Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР....
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Фрукты - сад»
Конспект занятия...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР 3 уровня «В лес с Красной Шапочкой»
Коррекционно-образовательные задачи:Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды» - существительные, прилагате...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".
Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня «Путешествие с героями сказки «Снежная Королева»»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.Задачи: Коррекционно-образовательные:Закрепление представлений о зиме, ее приме...