Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ОНР "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

 Кошелева Татьяна Алексеевна

Представлен авторский конспект НОД учителя-логопеда  с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий  в подготовительной группе с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой НОД с элементами оздоровления по формированию лексико-грамматических категорий

в подготовительной группе с КРС

«Путешествие по временам года»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе.

Задачи: 

1.  Продолжать учить выделять характерные признаки разных времён года.

2. Развивать диалогическую речь детей – самостоятельные ответы на вопросы.

3. Формировать лексико-грамматический строй речи - упражнять в подборе признаков, антонимов, образовании и употреблении родственных слов.

4. Приобщать детей к восприятию художественного слова, классической музыки; воспитывать чувство эмоциональной близости с природой, умение видеть её красоту.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук, работать над речевым дыханием.

6. Развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление.

Предварительная работа: Наблюдения за погодой и состоянием живой природы; чтение произведений о временах года; рассматривание картин и иллюстраций; отгадывание и заучивание загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о временах года и сезонных явлениях в природе. Изготовление поделок и аппликаций из природного материала, рисование.

Оборудование: Пейзажные картины о временах года; запись фрагментов классической музыки  А. Вивальди «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; карточка-схема с кроссвордом, маркер;  разноцветные прищепки, силуэтные изображения фигур для игры с прищепками (солнышко, дерево, снежинка, птичка, травка); «Чудо-валик»,  грецкие орешки по количеству детей, массажный мяч.

Ход НОД:

I. Дети входят, встают в круг.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Логопед: - Здравствуйте, ребята,                Видеть вас сегодня

                  Здравствуйте, друзья!                Очень рада я!

- Давайте  вместе поздороваемся со всеми. 

Все: Здравствуй, солнце золотое!         Поднимают ладони вверх              Здравствуй, небо голубое!                    и смотрят на них.

Здравствуй, вольный ветерок!             Покачивают поднятыми вверх руками.

Здравствуй, маленький дубок!             Показывают «дубок».

Здравствуй, утро!                                   Протягивают правую ладонь вправо.

Здравствуй, день!                                  Протягивают левую ладонь влево.

Нам здороваться не лень!                   Прижимают ладони к груди и            

                                                                 протягивают их вперед.

(Т. Сикачева)

Пальчиковая игра «Здравствуй, пальчик»

II. Логопед: - Сегодня я приглашаю вас совершить необычное путешествие по временам года. Занимайте свои места.

Работа с кроссвордом «Отгадай загадку»:

- Вы загадки отгадайте, время года называйте.

В наш кроссворд слова вставляйте.

(Звучит фрагмент  музыки А. Вивальди «Зима»)

Она пришла такая снежная,                       То оттепель пошлёт непрошено,

Укрыла белыми одеждами                         То забросает всех порошею.

Леса, поля, дома и улицы.                          Она художница прилежная,

То тихая, то вихрем кружится,                   Всё разрисует  в царство снежное,

То ласкова – всем очень нравится,             Развесит кружева из инея,

То злющая – за нос кусается,                      Такая сказочно красивая.      (Зима)

Логопед: - И наша первая остановка – «Зима». Выставляется картина о зиме. Ребёнок  записывает слово «зима» в кроссворд. 

Игра « Подбери признаки» с «Чудо валиком»:

- Чудо-валик передайте,

Зима какая? Называйте!

Дети передают валик по кругу и подбирают признаки к  слову «зима»

Предполагаемые ответы детей: «Зима  морозная, вьюжная, снежная, холодная, белая, пушистая» и т.п.

Логопед: - Продолжаем путешествие. Угадайте, какая же следующая остановка? (Звучит фрагмент  музыки А. Вивальди «Весна»)

Загадка о весне:

Светает рано по утрам,                                           Звенят под крышами капели.

Проталины и тут, и там.                                          Медведь с еловой встал постели.

Ручей шумит, как водопад.                                   Всех солнышко тепло ласкает.

Скворцы к скворечнику летят.                            Кто это время года знает? (Весна)

Выставляется картина о весне.

Ребёнок записывает слово «весна» в кроссворд.

 Продолжение игры « Подбери признаки» с «Чудо валиком»:

- Чудо-валик передайте,

Весна какая? Называйте!

Дети передают валик по кругу и подбирают признаки к  слову «весна».

Предполагаемые ответы детей: «Весна дружная, ранняя, поздняя, весёлая, красивая, тёплая, цветущая, долгожданная» и т.п.

Логопед: - И снова в путь. (Звучит фрагмент  музыки А. Вивальди «Лето»)

Отгадайте время года:                                         Землянику поспевай

Жаркая стоит погода,                                          Не ленись да собирай.

Рано солнышко встаёт,                                        В поле рожь шумит как море,

Днём и греет, и печёт,                                         Соловьи поют на зорях,

Речка манит нас прохладой,                                Травы сочные стоят,

В лес за ягодами надо.                                         Косари в луга спешат. (Лето)   

Выставляется картина о лете.

Ребёнок  записывает  слово «лето» в кроссворд.

Продолжение игры « Подбери признаки» с «Чудо валиком»:

- Чудо-валик передайте,

Лето какое? Называйте!

Дети передают валик по кругу и подбирают признаки к  слову «лето».

Предполагаемые ответы детей: «Лето жаркое, тёплое, солнечное, радостное, зелёное, весёлое» и т.п.

Логопед: - Наше путешествие продолжается. (Звучит фрагмент  музыки

 А. Вивальди «Осень»)

 Время года отгадай:                                   Птицы к югу улетают,

Собирают урожай,                                      Грибники в леса спешат,

Разноцветный лес красивый,                      Листья желтые летят,

Мокнут скошенные нивы,                         Ежик листья собирает,

Тучи по небу гуляют,                                  Свою норку утепляет.  (Осень)

Выставляется картина об осени.

Ребёнок  записывает слово «осень» в кроссворд.

Продолжение игры « Подбери признаки» с «Чудо валиком»:

- Чудо-валик передайте,

Осень какая? Называйте!

Дети передают валик по кругу и подбирают признаки к  слову «осень»

Предполагаемые ответы детей: «Осень холодная, хмурая, дождливая, серая, скучная, золотая» и т.п.

Пальчиковая игра с прищепками:

Логопед: - Сейчас я предлагаю вам составить небольшие зарисовки о каждом времени года. Но «рисовать» мы будем не красками, а разноцветными прищепками.

Дети делают свою «картинку» и загадывают другим загадки.

Картинка о зиме - «Снежинка»:  С неба звездой, в ладошку водой.

Картинки о весне - «Трава»: Что не сеяно родится?

«Птичка»:  Кто два раза на свет родился:

                    В первый раз гладкий, во второй раз мягкий?  

Орешковый массаж «Птичка- невеличка»:

Птичка ветки собрала,                              Дети показывают из пальчиков птичку,

Птичка гнездышко свила.                         из ладошек делают гнездышко.

И снесла яичко                                            Логопед кладет грецкие

Птичка-невеличка.                                      орехи в «гнездышки».

Птичке помогайте -                                 Дети катают орешки между

Ручки развивайте.                                        ладошками по часовой стрелке.

Упражнения «Птенчик»  (на стимуляцию движений нижней челюсти)

Логопед: - И вот в гнезде  появился птенчик.

                   Разевает птенчик рот —

                   Маму-птичку он зовет.

                   Ищет: Где же птичка,

                  Птичка-невеличка?

Дети выполняют следующие движения:

  1. опускают челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка
    к подбородку;
  1. открывают рот с поворотами головы вправо-влево.

Картинка о лете - «Солнышко»: В синем небе круглый мяч,

                                                         Он и светел и горяч.

Картинка об осени - «Жёлтые листья на дереве»: Весной вырастают,

                                                                                осенью опадают.

Логопед: Хорошие картинки у вас получились. А сейчас я предлагаю вам придумать слова – родственники к вашим картинкам.

Игра: «Подбери родственное слово» (по вопросам логопеда):

«Снег»:  - Как зовут внучку Деда Мороза?  (Снегурочка)

- Назовите зимующую птичку, название которой произошло от слова снег.   (Снегирь)

- Кого можно слепить из снега?  (Снеговика, снежную бабу)

«Солнце»: - Какой зайчик может бегать в комнате по потолку и по стене?  (Солнечный)

- Назовите солнце ласково. (Солнышко) 

 «Дерево и листья»: - Какую скамейку сделали из дерева?  (Деревянную)

- Как называют деревья, на которых растут листья?   (Лиственные)

«Трава»: - Назовите траву ласково. (Травка, травушка)

- Как называют чай, заваренный на травах?  (Травяной)

- Какие животные едят траву? (Травоядные)

«Птица»: - Чьи гнёзда мы можем увидеть на деревьях?  (Птичьи)

- Назовите птицу ласково.  (Птичка)

Физминутка: «Солнышко».    Логопед:

Выходите на полянку                             Ходьба

Посмотрите вы вокруг.                         Оборачиваются и смотрят вокруг себя

Что мы видим на полянке?                   Встают в круг

Слева друг и справа – друг.                  Показывают руками вправо и влево.

Друзьям руку протяните,                      Протягивают друг другу правую руку,

Солнышко изобразите.                          Изображая солнышко

Руки - солнышка лучи,                          Крепко пожать друг другу руки

Они очень горячи.                                  и отпустить.

Логопед: - Нашим глазкам нужно отдохнуть.

Зарядка для глаз «Весна»

Солнышко сказало:                           Медленно поднять глаза верх

- Мне пора взойти!                             и посмотреть на лоб

Л-л-л-…

Травка зашептала:                              Посмотреть вниз (на подбородок)

- Мне пора расти!                               - вверх (на лоб)   (3 раза)

Ш-ш-ш-…

Пчёлки загудели:                                Вращать глазами по кругу

- Мёд пора собрать!                            в правую и левую сторону

Ж-ж-ж-…

Птицы загалдели:                                Быстро поморгать 2-3 секунды

- Нам пора летать!

Ч-ч-ч…                                                

Релаксация с дыхательными упражнениями (Звучит спокойная музыка):

Логопед:

А теперь на пол мы ляжем,                Ложатся на пол,

Снова солнышко покажем.                соединив ступни ног.

Руки к солнцу поднимаем,                 Поднимают руки через стороны вверх,

Через носик мы вдыхаем.                   делая глубокий вдох через нос.

Ну, а руки опускаем,                          Через стороны опускают руки и

Воздух тихо выдыхаем.                      тихо произносят на выдохе: «Ф-ф-ф-»

Игра с массажным мячом  «Скажи наоборот»:

Логопед: - В круг сейчас вас приглашаю, поиграть вам предлагаю.

- Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот.

Зимой дни короткие, а ночи -…(длинные).

Весна весёлая, а осень - …(грустная).

Летом жарко, а зимой - … (холодно).

Весной листочки молодые, а осенью - …(старые).

Осенью дождь идёт часто, а летом - … (редко).

Весной земля сырая, а летом - … (сухая).

Зимой снег чистый, а весной - …  (грязный).

Зимой солнце тусклое, а летом - … (яркое).

Осенью небо хмурое,  летом - …(ясное)

III.  Итог:

Логопед: - Молодцы, ребята! Вот и подходит к концу наше небольшое путешествие по временам года. Проверим, как вы их запомнили и какие вы

внимательные. Закончите мои предложения.

Игра - Обманка «Дополни предложение»:

- Есть отличная примета:

Выпал снег – встречайте… (не лето, а зиму)

- В шубу Машенька одета –

На дворе лютует… (не лето, а зима) 

- На пляже, смотрите, шум, кутерьма-

Радует морем детишек… (не зима, а лето).

- Роща в золото одета.

Так бывает только… (не летом, а осенью).

Логопед: - А какое время года у вас самое любимое и почему?   (Ответы детей)

- Все времена года важны. Все замечательны по-своему. Только надо постараться увидеть прекрасное вокруг нас и радоваться каждому мгновению жизни.  Я предлагаю вам дома нарисовать своё любимое время года. А потом мы устроим выставку ваших «картин».

-  А сейчас давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и попрощаемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".

Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР 3 уровня «В лес с Красной Шапочкой»

Коррекционно-образовательные задачи:Развитие лексического  строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды»  - существительные, прилагате...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной группы по теме: "Квест по стране сказок".

Конпект подгруппового занятия с использованием современных обучающих технологий (Сингапурская система дошкольного образования) с детьми подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи III ур...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР III уровня «Путешествие с героями сказки «Снежная Королева»»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.Задачи: Коррекционно-образовательные:Закрепление представлений о зиме, ее приме...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...