Главные вкладки

    Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Фрукты - сад»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Конспект занятия

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_frukty-sad.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового занятия

    по формированию лексико-грамматических категорий

    в старшей группе на тему: «Фрукты - сад»

    Учитель-логопед Журина С.Д.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Закреплять представления детей  о фруктах.
    • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Фрукты - сад»:  фрукты, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, спелый, ароматный, сочный, гладкий, красный, жёлтый, зеленеть, собирать).
    • Совершенствовать грамматический строй речи: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    Коррекционно-развивающие: 

    • Продолжать учить детей составлять простые предложения.
    • Развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

    Воспитательные:

    • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжела-тельности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
    • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    Оборудование.

     Наборное полотно, мольберт, карточки с фруктами, контуры фруктов, контейнер с предметными картинками, корзинка с муляжами фруктов.

    Предварительная работа. Рассматривание фруктов, загадки, подбор определений, разучивание подвижной игры «Яблоня», дидактические игры: «Назови ласково», «Один-много», «Посчитай фрукты», «Скажи наоборот», «Запомни и повтори», «Узнай на вкус», лото «Парочки», домино «Фрукты», штриховка трафарета фруктов.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. 

    Логопед. Доброе утро, дети. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите из корзинки по одной картинке и спокойно садитесь на стульчики.

    Логопед. Послушайте задание:  я вам буду загадывать загадки, а тот, у кого картинка-отгадка, должен поднять её (загадки  прилагаются).

    Загадываются загадки.

      - О чём эта загадка, Люда?

      -  О яблоке.

      - Как думает….? ( 2-3 отгадки детей)

      - Почему вы так думаете?  (Дети объясняют).

       Аналогично угадываются остальные загадки.

      Логопед. Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом  назвать то, что было изображено у вас на картинках?

      Алёша….   Фрукты.     Вероника ….Фрукты.

      Логопед. А где  растут фрукты? (ответы 2-3 детей)

      Логопед. Правильно, дети, фрукты растут в саду на фруктовых деревьях.

      Логопед. Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

      Дети. О фруктах.

      2. Игра «Что изменилось?».(Развитие зрительного внимания, фразовой речи. Совершенствование грамматического строя речи).

      Логопед. Я приготовила вам очень интересную игру, а называется она «Угадай, что изменилось?»

     Посмотрите внимательно на карточку с фруктами, которая стоит  на мольберте.  Что на ней изображено?

     Андрей, Вероника, Леша? … Яблоко, банан, груша, лимон, апельсин.

      Логопед. Посмотрите внимательно еще раз на карточку, запомните что и в какой последовательности на ней изображено, я уберу эту карточку и поставлю другую, а вы должны мне сказать, что изменилось на карточке.

    Все внимательно посмотрели? Запомнили?  Тогда начинаем.

    Закройте глаза.

    Меняется карточка.

      Логопед.  Откройте глаза. Посмотрите, что изменилось?

      - Как думает Рома?

      - Поменяли местами яблоко и лимон.

      - А Кирилл как считает?.....

      Логопед. Правильно, дети, молодцы, внимательны были. Я поменяла местами яблоко и лимон.

      Закройте глаза. Откройте. Посмотрите внимательно, кто что заметил?

      Ответы 5-ти детей

       Логопед . Молодцы! Вы очень внимательные.

    Закройте глаза.

    Меняется карточка.

      Логопед.  Откройте глаза. Посмотрите, что изменилось и скажите мне об этом на ушко.

    Опрос всех детей.

    Расскажи  Люда, что изменилось?

    Все дети были внимательны и правильно справились с заданием. Особенно меня порадовали  Рома, Леша, они слушали  ответы детей и не выкрикивал.

    3. Подвижная игра « Яблоня». (Координация речи с движением, развитие моторики, интонационной выразительности речи).

    Приглашаю вас поиграть в подвижную игру «Яблоня». Проходите на палас, встаньте по кругу. Кто хочет напомнить правила игры? – ребенок рассказывает правила игры: выбираем водящего, идем по кругу, говорим слова и выполняем упражнения, торопиться нельзя. Все готовы?

    …. Выбери считалкой водящего.   ….. –  водящий.     Все готовы?

     Яблоня выбирает водящего.

    -Яблоня! Яблоня!                                   Дети идут по кругу, держатся за руки.         

    Где же твои яблоки?                          В  центре стоит один ребёнок-« яблоня».

                                                                                                                                 

    Заморозил их мороз?                            Дети останавливаются, на каждую  

    Или ветер их унёс?                              строку загибают по одному пальцу на

    Или молния спалила?                          руках..            

    Или градом их побило?

    Или птицы поклевали?

    Куда они пропали?                               Опускают руки, пожимают плечами.

    - Не морозил их мороз,                        Эти слова произносит ребёнок-«яблоня».

    И не ветер их унёс,                               Дети загибают по одному пальцу на

    Не спалило их огнём,                          руках, начиная с больших.             

    Града не было с дождём,

    Птицы их не поклевали…

    Дети оборвали!                                   Дети разбегаются, «яблоня» пытается их

                                                                      запятнать.

    Игра повторяется 2 раза.

    4.Упражнение «Прохлопай слова». (Упражнение в передаче ритмического рисунка слов, в делении слов на слоги).

    Все фрукты мы называем словами и с каждым словом можно поиграть.

    Предлагаю поиграть в игру «Прохлопай слова» - прохлопать слово ладошками, проговорив его.

    Посмотрите, как это сделает Алеша.

    Логопед. Слива.   (выполнение задания ребенком)  

    Лимон. Вероника: ли-мон.

     -Теперь слово яблоко, Андрей.

    А. Яб-ло-ко.

     - Банан, мандарин, груша (ещё ответы 2-3 детей).

     Логопед. Хорошо справились с заданием. А теперь немного усложним его. Я буду простукивать слово ладошками, а вы  называете фрукт.

    1-й реб. Гру-ша

     2-ой реб. Ли-мон

     3-ий реб. Сли-ва

     Логопед.  Молодцы!  Теперь угадайте эти фрукты.

     Логопед стучит три раза.

     Ответы детей : яб-ло-ко, а-пель-син, ви-ног-рад.

     Логопед. Очень хорошо  с этим заданием вы все справились отлично.

      5. Упражнение «Скажи какой, какая?» ( Расширение и активизация словаря по теме, подбор определений).

    Дети, за что вы  любите фрукты? Какие они?

    В корзине лежат фрукты и они хотят, чтобы вы о них рассказали – какой фрукт -  по цвету, форме, величине, на вкус, на ощупь.

     - Люда, опиши этот фрукт. (Это яблоко. Оно зелёное, круглое,…..).

     - Кирилл, что ты можешь добавить?  (ответ ребёнка).

    - Кто еще что хочет добавить?

    Молодцы Люда и Кирилл все рассказали о яблоке.

     - Лёша, опиши вот этот фрукт. (Это лимон. Он жёлтый, овальный,…..)

     -  Помоги, …,    Лёше?

     - Кто хочет еще что-нибудь добавить?

      Аналогично описываются ещё 3-4 фрукта.

    Логопед. Какие вы все молодцы: правильно называли форму фруктов, цвет, величину, а … даже отметили, что груша  ароматная, сочная.

      6. Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». (2 раза)

    Логопед. Устали? Предлагаю поиграть с пальчиками.  Встаньте около стульчиков, ведущим будет Андрей, говори Андрюша громко и четко, чтоб тебя услышали все дети. Готовы?

    (Загибаем поочерёдно пальцы)

     Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

    Указательный с порога указал ему дорогу.

    Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

    Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

    В землю косточки бросает.

    Садитесь, спину выпрямили, ноги поставьте вместе.

     7. «Выложи фрукт по контуру» (Развитие ручной моторики, внимания, усидчивости).

       Логопед. Дети, у вас на столах баночки с фасолью и лист с контуром фрукта. Вам нужно выложить фасолью этот контур. Все поняли? Приступаем к работе. Кому нужна моя помощь, поднимите руку.

    Самостоятельное выполнение работы детьми. Оказание помощи по запросам.

      Логопед. Молодцы, все выполнили это задание. Можете пройти посмотреть у кого, что получилось, но не мешайте тем, кто еще не закончил.

    Скажите,  ….,  какой фрукт ты выкладывал.

     Дети  называют каждый свой фрукт.

    8. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

     Логопед. Ребята, вот и закончилось наше занятие.

    Что больше всего понравилось?  (А какая игра тебе больше понравилась…, почему?...)

    Вы меня очень порадовали своими ответами и знаниями. Все старались, были внимательны, хорошо  и правильно описывали фрукты, аккуратно, четко по контуру выкладывали фрукты. Спасибо вам за занятие, молодцы.

    Приглашаю вас угоститься яблоком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С Учитель-логопед: Зимина Инна Александровна

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ФОРМИРОВАНИЮЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Д/С ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРпо теме: "Осень"Учитель-логопед:    Зимина Инна Александровна...

    Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе по теме "Фрукты"

    Закрепить и актуализировать знания по теме "Фрукты", развивать грамматический строй речи....

    Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

    Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

    Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Ранняя весна». Предлог «БЕЗ».

    Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с тжелыми нарушеними речи....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР по теме: «Посуда»...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Путешествие на голубом вагоне»

    Цель: формирование лексико-грамматического строя речи. Закрепления знаний о транспорте....