Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Весна.Признаки весны».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Асонкова Юлия Александровна

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Признаки весны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vesna.priznaki_vesny.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №29 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Весна.Признаки весны».

                                                                      Составил:

                                                                                  учитель-логопед

                                                                               Асонкова Ю.А.

г. Санкт-Петербург

2014г.

Тема: Весна. Признаки весны.

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Признаки весны».

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными.
  • Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).

Коррекционно-развивающие.

  • Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных и согласных звуках; выделение начальных звуков в словах).
  • Совершенствовать умение делить слова на слоги.
  • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
  • Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
  • Развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображениями примет весны, игра «Времена года» (Агранович З.Е.), 5 листов бумаги для проведения игры «Назови ласково», зелёный картон по количеству детей и шишки (по 5 шт. на каждого ребёнка).

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей, предлагает пройти к своим местам.

Учитель-логопед. Ребята, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети (хором). Это весна!

Учитель-логопед. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним приметы весны.

  1. Составление предложений о весне по картинкам.

На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к магнитной доске, прикрепляют на неё свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают лёгкую одежду»).

  1. Игра «Раздели слово на слоги».

Учитель-логопед. Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?

Дети. Слоги.

Учитель-логопед. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нём. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.

Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.

  1. Игра с мячом.

Дефектолог приглашает детей встать со своих мест.

Учитель-логопед. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день – весенний день, погода – весенняя погода, солнце – весеннее солнце.

Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, трава, небо, цветы.

  1. развитие фонематического слуха.

Учитель-логопед.. Ребята, перед вами лежат листы картона и шишки. Представьте, что картон – это поляна. Давайте поместим на поляну столько шишек, сколько слов со звуком П вы услышите.

Слова: солнце, земля, лёд, капель, лужи, птицы, подснежники, почки, ручейки.

  1. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.

Учитель-логопед.(тихим голосом, в замедленном темпе, с паузами между словами).

Есть у нас игра такая,

Очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление – приятно.

Учитель-логопед. Лягте на ковёр, глаза закройте. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох – выдох, вдох – выдох… (Дети выполняют движения.) Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки. (Дети открывают глаза.) весной появляются первые весенние цветочки, они тянуться к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… Опустите руки, садитесь на места. Молодцы!

  1. Игра с элементами рисования «Назови ласково».

Учитель-логопед. Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Вы должны будете назвать этот предмет или явление природы, затем назвать этот предмет ласково и справа на листе его нарисовать, но уже меньшего размера.

(Например, нарисован ручей. Ребёнок говорит: «Ручей». Говорит, что будет рисовать ручеёк и рисует маленький ручеёк.)

Так же со словами солнце, облако, дерево, ель, трава, лужа.

  1. Подбор слов-антонимов.

Учитель-логопед предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот».

Тепло – холодно; длинный – короткий; пасмурно – солнечно; сухо – мокро; грустно - весело; плохо – хорошо.

  1. Игра «Что перепутал художник?»

Перед детьми находится фланелеграф, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие картину.

Учитель-логопед. Ребята, посмотрите на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

Дети (исправляют ошибки художника).

- Весной дети не катаются на санках.

- Весной нет листопада.

- Весной медведь не спит в берлоге.

- Весной дети не купаются в речке.

Учитель-логопед. Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. Молодцы.

  1. Окончание занятия.

Учитель-логопед. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, о чём говорили.

Дети.

– Говорили о приметах весны.

- Делили слова на слоги.

- Играли с мячом.

- Играли в игру «Назови ласково».

- Учились правильно дышать.

- Исправляли ошибки художника.

Учитель-логопед.Молодцы. Вы всё хорошо запомнили. А еще у нас с вами теперь прекрасное весеннее настроение. Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"

Представлен конспект по развитию речи  "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным  способам словообразования и словооизмен...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Поможем Колобку»

Сюжетное занятие построено на игровом материале. Занимательно решаются обучающие и воспитательные задачи....

Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».

Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...