Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Весна.Признаки весны».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Цель: Уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Признаки весны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vesna.priznaki_vesny.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №29 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме «Весна.Признаки весны».
Составил:
учитель-логопед
Асонкова Ю.А.
г. Санкт-Петербург
2014г.
Тема: Весна. Признаки весны.
Цель: Уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Признаки весны».
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными.
- Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).
Коррекционно-развивающие.
- Развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных и согласных звуках; выделение начальных звуков в словах).
- Совершенствовать умение делить слова на слоги.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
- Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
- Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображениями примет весны, игра «Времена года» (Агранович З.Е.), 5 листов бумаги для проведения игры «Назови ласково», зелёный картон по количеству детей и шишки (по 5 шт. на каждого ребёнка).
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед приветствует детей, предлагает пройти к своим местам.
Учитель-логопед. Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети (хором). Это весна!
Учитель-логопед. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним приметы весны.
- Составление предложений о весне по картинкам.
На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к магнитной доске, прикрепляют на неё свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают лёгкую одежду»).
- Игра «Раздели слово на слоги».
Учитель-логопед. Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети. Слоги.
Учитель-логопед. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нём. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.
Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.
- Игра с мячом.
Дефектолог приглашает детей встать со своих мест.
Учитель-логопед. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день – весенний день, погода – весенняя погода, солнце – весеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, трава, небо, цветы.
- развитие фонематического слуха.
Учитель-логопед.. Ребята, перед вами лежат листы картона и шишки. Представьте, что картон – это поляна. Давайте поместим на поляну столько шишек, сколько слов со звуком П вы услышите.
Слова: солнце, земля, лёд, капель, лужи, птицы, подснежники, почки, ручейки.
- Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания.
Учитель-логопед.(тихим голосом, в замедленном темпе, с паузами между словами).
Есть у нас игра такая,
Очень лёгкая, простая.
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно.
Учитель-логопед. Лягте на ковёр, глаза закройте. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох – выдох, вдох – выдох… (Дети выполняют движения.) Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки. (Дети открывают глаза.) весной появляются первые весенние цветочки, они тянуться к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… Опустите руки, садитесь на места. Молодцы!
- Игра с элементами рисования «Назови ласково».
Учитель-логопед. Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Вы должны будете назвать этот предмет или явление природы, затем назвать этот предмет ласково и справа на листе его нарисовать, но уже меньшего размера.
(Например, нарисован ручей. Ребёнок говорит: «Ручей». Говорит, что будет рисовать ручеёк и рисует маленький ручеёк.)
Так же со словами солнце, облако, дерево, ель, трава, лужа.
- Подбор слов-антонимов.
Учитель-логопед предлагает поиграть в игру «Скажи наоборот».
Тепло – холодно; длинный – короткий; пасмурно – солнечно; сухо – мокро; грустно - весело; плохо – хорошо.
- Игра «Что перепутал художник?»
Перед детьми находится фланелеграф, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие картину.
Учитель-логопед. Ребята, посмотрите на картину, которую нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?
Дети (исправляют ошибки художника).
- Весной дети не катаются на санках.
- Весной нет листопада.
- Весной медведь не спит в берлоге.
- Весной дети не купаются в речке.
Учитель-логопед. Вы нашли все ошибки. Теперь на нашей картине настоящая весна. Молодцы.
- Окончание занятия.
Учитель-логопед. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, о чём говорили.
Дети.
– Говорили о приметах весны.
- Делили слова на слоги.
- Играли с мячом.
- Играли в игру «Назови ласково».
- Учились правильно дышать.
- Исправляли ошибки художника.
Учитель-логопед.Молодцы. Вы всё хорошо запомнили. А еще у нас с вами теперь прекрасное весеннее настроение. Спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».
Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе " В поисках клада"
Представлен конспект по развитию речи "В поисках клада" в старшей группе детского сада. В конспекте представлены игры и упражнения, обучающие разным способам словообразования и словооизмен...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе «Поможем Колобку»
Сюжетное занятие построено на игровом материале. Занимательно решаются обучающие и воспитательные задачи....
Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».
Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме Весна
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме "Весна" предложен к использованию как воспитателям, так и учителям-...