Главные вкладки

    Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе по теме "Фрукты"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Гусева Марина Владимировна

    Закрепить и актуализировать знания по теме "Фрукты", развивать грамматический строй речи. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_frukty.docx15.18 КБ
    Файл konspekt_les.derevya.docx14.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА : «ФРУКТЫ».

    Задачи:

    коррекционно-образовательные: 

    1. учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, исправлять ошибки в неправильном употреблении падежных окончаний существительных;

    2. учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

    3. учить правильно согласовывать прилагательные с существительными;

    4. учить отгадывать загадки;

    5. учить употреблять  существительные в   родительном падеже;

    6.  учить образовывать существительные множественного числа.

     коррекционно – развивающие: развивать мышление, внимание, память, связную речь учащихся и расширять их лексический словарь, развивать тактильное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;

    коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности, совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать интерес к занятию.

                                                          Ход занятия.

    1.Сядет тот, кто исправит ошибки.

    Тыква оранжевый цвета.                         Огурец зеленый цвета.            

    Помидор круглая формы.                        Морковь оранжевый.

    Баклажан овальная.                               Кукуруза сладкий.

    2. Ребята, сегодня мы с вами побываем  в саду. Скажите, а вы знаете, какие бывают сады?  (цветочный, детский, фруктовый)

    Звучит музыка « Пение птиц в саду»

    Мы побываем в фруктовом саду, здесь растут самые разные фрукты.

    Назовите, пожалуйста, какие  фрукты могут расти в фруктовом саду? (яблоки, груши, апельсины, сливы, ананасы, лимоны, персики,..)

    3. Прислушайтесь, мне кажется кто-то идет. Это наша знакомая, Маруся.

    - Здравствуй, Маруся! Откуда ты идешь?

    -Здравствуйте, ребята! Я иду из своего фруктового сада, я собирала урожай. Набрала полную корзину.

    - Маруся, покажи нам, пожалуйста, какие фрукты растут в твоем саду?

    - Конечно, покажу, если отгадаете мои загадки.

    В шкуре желтой,                                     Синий мундир,

    Кислый он,                                               Желтая подкладка,

    Называется …(лимон)                        А в середине сладко.(слива)

    Яркий, сладкий, налитой,                 Круглое, румяное.

    Весь в обложке золотой.                  Я расту на ветке.

    Не с конфетной фабрики,               Любят меня взрослые

    А из жаркой Африки.                      И  маленькие детки.

    (Апельсин)                                                   (Яблоко)

    Я румяную матрешку

    От подруг не оторву.

    Подожду, пока матрешка

    Упадет сама в траву. (Груша)

    - Молодцы, все загадки отгадали. Теперь вы знаете, какие фруктовые деревья растут в моем саду.

    ( яблоня, груша, лимонное дерево, апельсиновое дерево, слива)

    4. Динамическая пауза.

    « Компот»

    Будем мы варить компот,

    Фруктов нужно много. Вот.

    Будем яблоки крошить,

    Грушу будем мы рубить.

    Отожмем лимонный сок,

    Слив положим и песок.

    Варим, варим, мы компот.

    Угостим честной народ.

    5.  Поиграем с фруктами в прятки. (Чего нестало?)

    Апельсина, груши, яблока, ананаса, сливы, лимона, мандарина,..

    6.  Маруся хочет приготовить из фруктов сок. А как он будет называться?

    Сок из яблок –яблочный;                сок из груш - …;

    Сок из персиков -…;                        сок из сливы - ..;

    Сок из ананаса - ..;                          сок из апельсина - …;

    Сок из лимона -…;                         сок из банана - ..;

    Сок из граната -..;                         сок из мандарин -…

    7. Послушайте внимательно и скажите что неправильно.

    На яблоне растут груши.

    Апельсины, яблоки и сливы – это овощи.

    Из персиков варят абрикосовое варенье.

    Груши растут на грядке.

    Сок из апельсина называется гранатовый.

    8. Ребята, а вы умеете считать? Сейчас мы это проверим.

    Два яблока,                                                  Три яблока из сада

    Одно сорвать,                                            Ежик притащил.

    Ручонка так и тянется.                        Самое румяное

    Но прежде надо сосчитать –                Белке подарил.

    А сколько же останется?                     С радостью подарок

                                                                       Получила белка.

                                                                      Сосчитайте яблоки

                                                                     У ежа в тарелке.

    9. « Повторите словосочетание со словом много»

    Одно красное яблоко – много красных яблок.

    Один желтый лимон -…

    Одна спелая слива - …

    Одна сладкая груша - ….

    Один красный персик - …

    Один сочный ананас - …

    10.  К нам в гости зашел наш старый знакомый, Крот.

    Он, хочет чтобы вы рассказали ему о лимоне (апельсине).

    «Лимон»

    Лимон –это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой он полезный. Его кладут в чай.

    11. Ребята, расскажите, где мы с вами сегодня побывали?

    Что растет в саду?    Какие фрукты вы знаете?  



    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ»

    Задачи.

    коррекционно-обучающие:

    - закрепить и расширить словарный запас по теме «Лес. Деревья»

    -учить образовывать относительные прилагательные;

    -учить подбирать антонимы;

    -закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными и существительные с числительными;

    - учить правильно употреблять предлоги.

    коррекционно-развивающие:

    -совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения;

    -развивать зрительное и слуховое внимание;

    -развивать общую и мелкую моторику;

    - развивать логическое мышление, память, внимание.

    коррекционно-воспитательные:

     воспитывать самостоятельность;

    -развивать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности;

    -совершенствовать коллективные формы работы;

    -воспитывать интерес к занятию.

    Ход занятия

    1.Звучит лирическая музыка.

    Раз, два, три, четыре, пять – становитесь-ка играть!

    Ребята, наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

       Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

    2.Какое чудесное утро! Какая чудесная музыка у нас с вами сегодня! Ребята, мне кажется, к нам кто-то идет. Да это же Лиса с Волком.

    Лиса. Здравствуйте, ребята! В этот  чудесный денек, мы с Волком хотим пригласить вас прогуляться в наш осенний лес.

    3. Отправляемся в лес.

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенечки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом гулять пойдем.

    (Дети садятся на пенечки)

    4. Волк. Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в нашем лесу?

    Посмотрите на фотографии и назовите деревья. (Клен, рябина, дуб, каштан, ель, сосна, береза, липа, ива, лиственница,..)

    Какие вы молодцы!

    5. Лиса. Скажите, как будет называться лес, в котором растут одни березы - ..;одни дубы - ..; одни сосны - ..; одни клены - ..; одни ели - ..;

    одни осины - …

    6. Лиса. Волк, а ты не помнишь где наш гербарий?

    Волк.  Ой, ребята, а что такое гербарий? (ответы детей) Вспомнил, сейчас принесу. Лиса, ты помнишь, какой листик с какого дерева был? Придется просить помощь у ребят.

    Листик с рябины – рябиновый;              листик с клена - ….;

    Лист с дуба - …;                                          лист с каштана - ..;

    Лист с липы - ..;                                          лист с березы - …

    7.  Лиса. Ребята, скажите, что растет на веточках деревьев (Листья)

    А у елки, сосны, лиственницы? (иголки)

    Иголки, это тоже листики и называются они хвоя.

    Как будет называться лес в котором растут деревья, покрытые хвоей – хвойный.

    Как назовем лес в котором растут деревья, покрытые листьями – лиственный.

    8. Волк. Кажется, начинается дождик . Давайте с вами повеселимся под осенним дождем.

    Динамическая пауза.

    Дождь.

    Дождь! Дождь! Надо нам

    Расходиться по домам.

    (Похлопывание ладонями по спине)

    Гром! Гром! Как из пушек.

    Нынче праздник у лягушек.

    (поколачивание кулачками)

    Град! Град! Сыплет град.

    Все под крышами сидят.

    (постукивание пальчиками)

    Только мой братишка в луже

    Ловит рыбу нам на ужин.

    (поглаживание спины ладошками)

    9. Лиса.  Закончите, пожалуйста, предложение.

    Дуб большой, а рябина …

    Сосна высокая, а куст …

    Дорога широкая, а тропинка …

    Волк злой, а заяц …

    10. Волк. В нашем лесу все лесное. Например,  лесной зверь. 

     Птица - …;               озеро -  …;                    поляна - …;

    Ягоды -..;                  ручей -…;                      цветы - …

    11. Лиса.  Сосчитайте до пяти.

    Один могучий дуб – два … - пять …

    Одна плакучая ива – две … - пять …

    Одна стройная береза – две … - пять …

    Один молодой клен – два … - пять …

    Одна кудрявая рябина – две … - пять …

     12. Волк.  К нам в лес приходил Незнайка. Он написал нам рассказ, только мы ничего не поняли. Ребята, помогите нам.

    « Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Цветы растут над деревом».

    13. Волк. Лиса.   Ребята, вам понравилось в нашем лесу?

    О чем мы сегодня с вами говорили?  

    Желаем вам удачи и до новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

    Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

    Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»

    Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»

    Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «В волшебном саду»

    Программные задачи:практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;обогащать, расширять словарьразвивать память, мышление, ...

    Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Встреча с Веселым Поваренком»

    Программные задачи:практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;упражнять в построении простого предложения;обогащать словарь по лексической теме;развива...