Творческий проект "Маленькие говоруны"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста через создание компонентов для развития монологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_veselye_govoruny.zip209.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Центр  развития  ребенка  д/с № 2 «Светлячок»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД – КУРОРТ ГЕЛЕНДЖИК

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Маленькие  говоруны»

                                                                                                                                            Составил:

                                                                                                    Учитель-логопед

                                                                                                    Шевцова О.И

Геленджик 2012г.


                                                              «Связная речь – это такая речь,

                                                              которая может быть вполне понята

                                                              на основе ее собственного предметного

                                                              содержания»

                                                                                                     С.Л. Рубинштейн

Наименование проекта

Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста через создание компонентов для развития монологической речи».

Автор проекта: Шевцова Олеся Игоревна, учитель – логопед.

Тип проекта

 Информационно-познавательный.

Сроки реализации проекта

1 год (Июль 2012 г.- июль 2013г.).

Актуальность развития связной речи детей старшего

дошкольного возраста

В настоящее время развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными боевиками и мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы.

 Огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду, школе.

Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, передавать последовательно содержание небольших литературных текстов.

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста.

Поэтому овладение связной речью у детей старшего возраста, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.

Проблема исследования

О.Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей», пишет, что исследования последних лет (М.В. Крулехт, Г.Н. Вергельс, О.В. Солнцевой) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в речевой деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Необходимо побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность, используя более действенные для детей методические средства и приемы.

Объект исследования

Процесс формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования

Создание компонентов направленных на развитие монологической речи.

Гипотеза

В целях эффективного развития связной речи старших дошкольников я решила применить проектный метод с использованием информационно компьютерных технологий, сузив  исследуемый объект до одной темы «Домашние животные». Проект включает цель, принятую и освоенную детьми, и поэтапное к ней движение и основывается на творческой детской самодеятельности. В ходе проекта педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной деятельности (взаимодействии) педагогов и воспитанников и основывается на собственном опыте ребенка. Метод проекта, на мой взгляд, актуален и эффективен, поскольку дает возможность ребенку экспериментировать с речью, развивать творческие речевые способности и коммуникативные навыки.

Цель проекта

Сформировать компоненты монологической речи в процессе исследовательской деятельности детей.

Задачи проекта

- Совершенствовать навык построения текстов описательного и повествовательного типа: вычленять и обозначать главную тему; воспроизводить структурные компоненты; отбирать материал для высказывания;

- формировать умения составлять тексты - рассуждения: строить речевые обороты на основе установления причинно-следственных связей; свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;

- развивать познавательные умения: наблюдать, анализировать и делать выводы;

- стимулировать интерес к творческому речевому самовыражению;

- развивать потребность в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности;

- расширять и систематизировать знания о домашних животных, его роли в жизни человека;

- воспитывать находчивость и целеустремленность в решении познавательно-игровых задач.

Ожидаемые результаты

- Улучшение навыков построения текстов описательного и повествовательного характера;

- формирование умения составлять тексты-рассуждения;

- совершенствование познавательного умения;

- использование полученных знаний о домашних животных в связной речи детей старшего дошкольного возраста;

- развитие интереса к творческому речевому самовыражению, потребности в приобретении новых знаний в процессе познавательной деятельности;

- расширение и систематизирование знаний о домашних животных и его роли в жизни человека;

- формирование коммуникативной стороны речи и речевого развития ребенка как один из показателей его готовности к школе.

К сотрудничеству творческого проекта «Веселые говоруны» были привлечены

-родители воспитанников детского сада;

-старший воспитатель;

-воспитатели;

-музыкальный руководитель;

-педагоги дополнительного образования по изобразительной, театрализованной деятельности;

-логопед.

Этапы реализации проекта

I Этап «Подготовительный» (июль 2012г. – август 2012г.)

- актуализация темы коммуникативного развития детей через изучение исследуемого объекта;

- формулировка проблемы, гипотезы, цели и задач проекта;

- составление плана мероприятий, обсуждение на родительском собрании;

- диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

II Этап «Реализация проекта» (сентябрь 2012г. –  апрель 2013г.)

В течение года совместно с родителями и детьми изучаем выбранный объект через:

- сбор, анализ и систематизация информации в книгах, методической литературе, всемирной компьютерной сети интернета, журналах, детских энциклопедиях о домашних животных;

- подготовка и проведение докладов, родительских собраний, консультаций и выступлений для педагогов и родителей, занятий с использованием информационно компьютерных технологий для детей; работа по плану с детьми, родителями и педагогами;

- чтение стихов, сказок, пословиц, поговорок и отгадывание загадок о домашних животных; просмотр документальных фильмов и познавательных мультфильмов;

- творческая познавательная деятельность детей: инсценировки мини – сценок и сказок на занятиях по театру; составление рассказов, загадок и сочинение сказок; рисование домашних животных разными техниками и придумывание рассказов по рисунку; изготовление обитателей фермы из разного материала и придумывание рассказов по поделке; сочинение писем для бабушки Вари; подбор вещей и предметов для мини музея.

III Этап «Обобщающий» (май 2013г. – июль 2013г.)  

На котором происходят:

- организация в кабинете мини-музея «Веселая ферма», выставка поделок и рисунков «Наши домашние любимцы», создание книги «Рассказы о домашних животных» (совместное творчество детей и родителей);

- открытое занятие «», презентация проекта;

- подведение итогов, анализ ожидаемого результата.


Перспективный план работы по формированию коммуникативных способностей  у детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Мероприятия

Сотрудничество

Июль

Актуализация темы коммуникативного развития детей через изучение исследуемого объекта.

Логопед, старший воспитатель.

Формулировка проблемы, гипотезы, цели и задач проекта.

Логопед, старший воспитатель.

Составление плана мероприятий.

Логопед, старший воспитатель.

Август

Диагностика обследование связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Логопед.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Беседа на тему «Домашние животные».

Цель:  Развитие коммуникативных способностей и уточнение представлений детей о домашних животных.

Анкетирование родителей на тему «Развитие речи вашего ребенка».

Цель: Определить уровень знаний о речевом развитии ребенка.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Выступление на пед. совете на тему «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Ознакомление с проектом, его целью и задачами.

Логопед, родители, педагоги, старший воспитатель.

Занятие на тему «Путешествие в  деревню к бабушке Наташе»

Цель: Развитие коммуникативных способностей, фонематического восприятия и психических процессов.

  Родительское собрание на тему «Речевое развитие ребенка».

Цель: Обогатить знания родителей по теме.  Ознакомление с проектом, его целью и задачами.

Домашнее задание: выполнение

 заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

  Индивидуальные консультации для педагогов.

Логопед, дети  родители, педагоги.

Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы.

Информация в родительском уголке: О роли родителей в развитии речи ребенка.

Домашнее задание: выполнение

 заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Папка передвижка «Дидактические игры по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста». 

Логопед, дети родители, педагоги.

Развивающее компьютерное упражнение «Кого зовет мама?».

Цель: Формировать умение изменять слова по падежам.

Изготовление вместе с детьми обитателей фермы из природного и бросового материала.

Домашнее задание: выполнение

 заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Открытое занятие на тему «Домашние животные друзья человека»

Цель: Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, способности анализировать и делать выводы.

Логопед, дети родители, педагоги.

Октябрь

Занятие на тему «Составление объявлений по типу «Найдена собака»».

Цель: Учить составлять рассказы описания и из личного опыта.

Воспитывать чувство сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Индивидуальные консультации для родителей.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Обратить внимание педагога на развитие коммуникативных способностей следующих детей (Севостьянова В., Севостьянова В.).

Логопед, дети родители, педагоги.

Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку развить связную речь».

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Провести  с детьми экспериментальной группы занятие по  ИЗО с использованием нетрадиционных методов рисования на тему «Собака друг человека».

Логопед, дети родители, педагоги.

Просмотр видео сюжета о домашних животных.

Цель: Систематизировать представления о домашних животных.

Рисование красками домашнего животного.

Открытое занятие на тему «Домашние животные друзья человека»

Цель: Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, способность анализировать, делать выводы.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Чтение детям сказки Г. Остера «Хорошо спрятанная котлета».

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Развивающее компьютерное упражнение «Кто кем будет?».

Цель: Формировать навык словообразования приставочным способом.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Памятка для педагогов «Развитие связной речи в условиях ДОУ».

Цель: Систематизировать знания педагогов по данной теме.

Логопед, дети родители, педагоги.

Ноябрь

Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы.

Индивидуальные консультации для родителей.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Индивидуальные консультации для педагогов.

Логопед, дети родители, педагоги.

Развивающее компьютерное упражнение «Прятки».

Цель: Формировать навык словообразования суффиксальным способом.

Поручение подбор домашних фотографий с изображением своих  детей с домашними питомцами.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Консультация на тему «Использование ИКТ на занятиях  по развитию коммуникативных способностей у детей старшего

дошкольного возраста».

Цель: Расширить знания педагогов о методах и приемах, по развитию связной речи.

Логопед, дети родители, педагоги.

Занятие на тему «Составление рассказа по картине «Собака с щенятами»».

Цель: Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя. Помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи.

Папка передвижка «Развиваемся играя».

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Заучивание с детьми стихотворений о домашних животных В.Левин «Конь», Т.Гусарова «Наши любимцы», А.Вайнер «Коза» и т.д.

Логопед, дети родители, педагоги.

Чтение сказки Толстого А.Н. «Недовольные домашние животные».

Обсуждение сказки.

Наблюдение вместе с детьми за своими домашними животными.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Педагогическая копилка демонстрация развивающих компьютерных упражнений которые можно использовать на занятиях по развитию коммуникативных способностей.

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Декабрь

Занятие на тему «Составление описательного рассказа о своем домашнем питомце».

Цель: Учить детей описывать своего домашнего любимца, составляя небольшой, связный рассказ по фотографии и из личного опыта. Обращать внимания детей на правильное согласование слов в предложении.

Экскурсия вместе с детьми на ферму,  в деревню к бабушке.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Приглашение воспитателей на занятие по теме «Составление описательного рассказа о своем домашнем питомце».

Цель: Усовершенствовать знания педагогов о методике проведения занятия.

Логопед, дети родители, педагоги.

Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы Знакомство детей со схемой.

Цель: Учить детей составлять рассказы по схеме.

Индивидуальные консультации для родителей.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Индивидуальные консультации для педагогов.

Логопед, дети родители, педагоги.

Развивающее компьютерное упражнение «Кто как кричит?».

Цель: Научить детей узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Информация в родительском уголке «Это интересно».

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Информация для педагогов «Играем, речь развиваем».

Логопед, дети родители, педагоги.

Посещение занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Цель: Показать детям проекта пример правильной речи.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье зверей».

Логопед, дети родители, педагоги.

Январь

Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы

Участие в фотовыставке «Наши верные друзья».

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Выступление на пед. совете на тему «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи».

Цель: Обогатить знания педагогов по данной теме.

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Занятие на тему «Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану ».

Цель: Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану, развитие коммуникативных способностей.

 Привлечение родителей к совместному творчеству в составлении рассказа о домашнем животном.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Открытое занятие на тему «Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану».

Цель: Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану, развитие коммуникативных способностей.

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Развивающее компьютерное упражнение «Родственники».

Цель: Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Открытое занятие на тему «Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану ».

Цель: Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по наглядно-графическому плану, развитие коммуникативных способностей.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Беседа  с музыкальным руководителем разучивание с детьми старшего возраста песни «Конь» слова и музыка Е.А. Тимичеева «Зимовье зверей».

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Февраль

Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы

Информация в родительском уголке «Давайте почитаем».

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Индивидуальные консультации для педагогов.

Логопед, дети родители, педагоги.

Занятие на тему «Составление наглядно-графического плана по небольшому описательному рассказу о домашнем животном».

Цель: Учить детей составлять  наглядно-графический план по описательному рассказу воспитателя, развитие коммуникативных способностей.

Индивидуальные консультации для родителей.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Разучивание воспитателей  с  детьми пальчиковой гимнастики «Хавронья».

Логопед, дети родители, педагоги.

Развивающее компьютерное упражнение «Кто где живет?».

Цель: Формирование логического мышления, развитие внимания, памяти и фразовой речи.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Информация для педагогов «Грамматически правильная речь воспитателя». 

Логопед, дети родители, педагоги.

Проведение фотовыставки «Наши верные друзья».

Оформление фотовыставки «Наши верные друзья».

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Обмен опытом: Педагоги по очереди знакомят друг друга с нетрадиционными формами работы по речевому развитию детей, используемыми ими в педагогической практики.

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Март

Развивающее компьютерное упражнение «Послушай и составь рассказ».

Цель: Формирование логического мышления, развитие внимания, памяти и коммуникативных способностей.

Индивидуальные консультации для родителей.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Поручение: Разучивание вместе с детьми пословиц, поговорок и потешек о домашних животных.

Логопед, дети родители, педагоги.

Занятие на тему «Составление презентации и небольшого описательного рассказа о домашнем животном».

Цель: Учить детей составлять  презентацию и описательный рассказ совместно с детьми, развитие коммуникативных способностей.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Опросник оценки или самооценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи».

Логопед, дети родители, педагоги.

Создание и оформление книги с рассказами и рисунками о домашних животных созданные совместно с родителями. 

Привлечение родителей к совместному творчеству вместе с детьми в создании презентации и рассказа по ней о домашнем животном.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Индивидуальные консультации для педагогов

Логопед, дети родители, педагоги.

Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Анкета по выявлению уровня готовности воспитателей к речевому развитию дошкольников.

Логопед, дети родители, педагоги.

Апрель

О Индивидуальная работа с детьми экспериментальной группы

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Создание вместе с детьми атрибутов для мини-музея «Веселая ферма».

Открытое занятие на тему «Составление описательных рассказов о домашних животных по с использованием презентаций ».

Цель: Совершенствовать умения детей составлять описательные рассказы с использованием презентаций, развитие коммуникативных способностей и психических процессов.

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Развивающее компьютерное упражнение «Скотный двор».

Цель: Формирование навыков образования притяжательных прилагательных.

Домашнее задание: выполнение заданий вместе с детьми в индив. тетрадях.

Просьба принять участие в оформлении  мини-музея «Веселая ферма».

Логопед, дети родители, педагоги.

Оформление вместе с детьми мини-музея «Веселая ферма»

Открытое занятие на тему «Составление описательных рассказов о домашних животных по с использованием презентаций ».

Цель: Совершенствовать умения детей составлять описательные рассказы с использованием презентаций, развитие коммуникативных способностей и психических процессов.

Индивидуальные консультации для педагогов.

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Оформление выставка рисунков и поделок «Наши домашние животного».

Итоговое родительское собрание 

Цель: Подведение итогов по творческому проекту «Маленькие говоруны»

Итоговое выступление на пед. совете

Цель: Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Логопед, дети родители, педагоги, старший воспитатель.

Май

Выставка рисунков и поделок «Наши домашние животного».

Логопед, родители, педагоги.

Организация мини-музея «Веселая ферма»

Логопед, родители, педагоги.

Июнь

Презентация проекта «Веселые говоруны»

Логопед.

Диагностика обследование связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Логопед.

Июль

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Растим говорунов-здоровяков."

Методическая  разработка на тему: «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи в условиях ДОУ».Проект: «Растим говорунов-здоровяков».Тема проекта ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие Говоруна»

Продолжительность: 30 минутЦели занятия:ОбразовательныеСовершенствовать логическое мышление дошкольников через дидактическую игру.РазвивающиеРазвивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие Говоруна»

Продолжительность: 30 минутЦели занятия:ОбразовательныеСовершенствовать логическое мышление дошкольников через дидактическую игру.РазвивающиеРазвивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение,...

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

Мамины говоруны и говоруньи

На что следует обратить внимание родителей в начале речевого развития...