Проект: "Растим говорунов-здоровяков."
проект по логопедии на тему

Методическая  разработка на тему:

 «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи в условиях ДОУ».

Проект: «Растим говорунов-здоровяков».

Тема проекта - использование инновационных и  здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи  в условиях ДОУ.

          Цель проекта - создание условий для развития речи детей с  использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий  в  условиях ДОУ. 

Задачи проекта:

- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в  развитии речи детей, и  внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.

- Создать условия для развития речи у детей  дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях

- Привлечь родителей для активного участия  во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по  использованию инновационных и  здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей.

К данному проекту так же прилагается красочная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГАОУ ДПО Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Зачетная работа

по курсам повышения квалификации по ИОЧ ИБ «Модернизация региональной системы образования»

Сроки проведения: с 23.04.2012 г. по 27.04.2012 г.

Методическая  разработка на тему:

 «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи в условиях ДОУ».

Проект: «Растим говорунов-здоровяков».

                                                      Выполнила:

                                                      Сережкина Е.В.  

                                                                             Учитель-логопед ГБОУ                      

                                                                             СОШ пос. Новоспасский

г.Самара 2012 г.

                               

 

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Этапы реализации проекта………………………………………………….…5

2.1. Работа с детьми………………………………………………………………6

2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии…………………....12

2.3. Работа с педагогами ДОУ…………………………………………………..17

2.4. Работа с родителями………………………………………………………...21

3. Результаты реализации проекта……………………………………………...25

Список литературы………………………………………………………………27

1. Введение

Актуальность выбранной темы исследования

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности  и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями. Среди них значительную часть составляют дети 6 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи   у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дифицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Поэтому использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.  Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах,  организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий  в содействии с инновационными технологиями создают условия для  развития речи детей.   

Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели нас к  необходимости разработать проект: “Растим говорунов-здоровяков”.

Тема проекта - использование инновационных и  здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи  в условиях ДОУ.

          Цель проекта - создание условий для развития речи детей с  использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий  в  условиях ДОУ. 

Задачи проекта:

- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в  развитии речи детей, и  внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.

- Создать условия для развития речи у детей  дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях

- Привлечь родителей для активного участия  во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по  использованию инновационных и  здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей.

Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений:

- ухудшение экологической обстановки,

-ухудшение здоровья детей

- речевая среда.

2. Этапы реализации проекта

Обследование детей, проводилось по методике Н.Л. Волковой (С-П. 1992г.)

Материалы диагностики были подобраны  с учетом  возрастных особенностей детей.

Обследование проводилось 2 раза в год (сентябрь, май) в индивидуальной форме. Выявлено  и зачислено в сентябре 2011 года в логопункт 24 ребенка из подготовительной и старшей  групп, со стертой формой дизартрии 3 человека.

Результаты обследования артикуляционной моторики показали, что у всех детей, с дизартрией имеются нарушения функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Значительные трудности у детей  вызывают такие движения, как высовывание языка и удержании его в спокойном состоянии, поднимании и опускании языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом либо повышенным, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы. Задания связанные с переключением движений совершались с трудом при длительных поисках артикуляции,  в неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением  легкости, плавности. Таким образом, у детей с нарушениями речи оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений.

Обследования, проведенные по методике Волковой Н.Л., позволило выявить также и  особенности фонетических нарушений. Наиболее распространенным было нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих, [Р],  [Л]. Нарушение двух групп звуков свистящих и шипящих отмечалось у 16,7% детей, трех групп  свистящих, шипящих, [Р],  [Л] у 43%; [Р] или [Л] у 40% детей.

Проведенное обследование восприятия и дифференциации звуков речи позволяет сделать вывод о том, что для детей с нарушениями речи трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов, в заданиях на различение слов – квазиомонимов, при повторении серии слогов. Ведущим, в структуре речевого дефекта у детей,  являются нарушения фонетической стороны речи, а фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. У детей с нарушениями речи наблюдалось нечеткое звукопроизношение, смазанность речи наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции. В нарушениях звукопроизносительной стороны присутствовали искажения, смешения, замены и пропуски звуков, для них было характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушений звукопроизношения определялось не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей с нарушениями речи задерживается и слуховая дифференциация звуков. Существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различия. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует  стойкому сохранению  звукопроизносительных дефектов речи. 

2.1. Работа с детьми

Методологическая база педагогического опыта.  

Проект  разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:

  • научности
  • системности
  • доступности материала
  • наглядности
  • сознательности и активности
  • прочности обучения
  • индивидуализации

Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:

1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук,  фонематического слуха, отработку опорных звуков.

2 этап -  постановка звука включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.

3 этап -  автоматизация звука предполагает постепенное, последовательное введение   поставленного  звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

4 этап - дифференциация звука осуществляется работа по  различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам,  сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

На каждом этапе решаются следующие   задачи:

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда)

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно, передавать ритмический  рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слов) и умение оперировать этим понятием.                      

Совершенствование фонематических представлений

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуков.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные  ударные гласные [а], [у],[о],[и]  из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п],[н],[м],[к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начало слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]- [н],[п]-[т],[б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.

Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторки, постановке звуков, развитию фонематического восприятия

Основная форма обучения – индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта “Растим говорунов-здоровяков” состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых методов и приемов.

Коррекционно-образовательный процесс построен  на основе  “Программы логопедической работы по преодолению ФФНР у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной и современных разработок М.Ф. Фомичевой, Е.А. Пожиленко, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко и др.

Перспективный план коррекционной работы на учебный год с детьми логопатами

Месяц

Этап коррекционной работы

Сенсомоторика

Сентябрь

Обследование речи

Диагностика моторных навыков

Октябрь

Подготовительный этап

1. Сказка «О веселом язычке»

2.Самомассаж

3.Дыхательная гимнастика

4. Биоэнергопластика

5.Психогимнастика

6. Пальчиковая гимнастика

7. Сенсорный материал (шумовые игрушки)

8. Кинезиологические упражнения.

Ноябрь

Этап постановки

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков

3. Пальчиковая гимнастика

4. Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных, слогов, слоговых дорожек, и т.д.)

5. Массаж пальцев рук

Декабрь

Этап автоматизации

1. Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: «Насос», «Шар» и т.д.

2. Артикуляционная гимнастика укладов звуков

3. Пальчиковая гимнастика

4. Массаж пальцев рук

Январь

Этап автоматизации звуков

1. Чистоговорки

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика по мере необходимости

4. Игры на развитие слухового внимания по методу Ментессори

Февраль

Этап автоматизации

1. Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная  арттерапия, сказка терапия и т.д.

2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

3. Упражнение с мячом

4. Игры.

Март

Этап дифференциации звуков

1. Пальчиковые игры и драматизация сказок

2. Игры с мячом, «Телеграф», « Слоговые дорожки», «Цепочки слов» и т.д.

3. Физ. Минутка

4. Игры по методу Ментессори

Апрель

Этап Дифференциации звуков

1. Пальчиковые игры

2. Дыхательная гимнастика

3. Физ. Минутки

4. Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия

5. Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно-коррекционного звукопроизношения

Апрель-Май

Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи

  1. Дыхательная гимнастика
  2. Подвижные игры и упражнения
  3. Инсценировки сказок
  4. Логопедическая ритика

Перспективный план индивидуально-подгрупповых занятий

по коррекции звукопроизношения

Тема

Кол - во

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

Подготовка и постановка звука.

Постановка и автоматизация / с /.

Постановка и автоматизация / з /.

Постановка и автоматизация / ц /.

Дифференциация / с – ц /.

Постановка и автоматизация / с’ /.

Постановка и автоматизация / з’ /.

Дифференциация /c - з /, / с’ – з’ /.

Постановка и автоматизация /ш /.

Дифференциация / с – ш  /.

Постановка и автоматизация / л /.

Постановка и автоматизация / л’ /.

Постановка и автоматизация / ж /.

Дифференциация / ж – ш , / ж – з /.

Постановка и автоматизация / р  /.

Постановка и автоматизация / р’ /.

Дифференциация / р – л  /.

Постановка и автоматизация / ч /.

Дифференциация / ч – с’ /, / ч – т’/.

Постановка и автоматизация / щ  /.

Дифференциация / ч – щ – с’ – т’ /.

Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах.

10

8

3

4

4

7

8

4

7

6

16

14

4

3

19

7

2

8

2

4

2

8

Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.

2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии

Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях  ДОУ с логопунктом.

Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении  со мной. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровье сберегающих технологий

Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если  знания, умения и навыки  усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие,  которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт  работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными  в работе.

В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций;

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Схема построения занятий отличается от  общепринятой  следующими моментами:

1. В оргмомент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения

2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика . 

3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и  физические упражнения. Использовались кинезеологические упражнения.

4. На занятиях использовались инновационные технологии- метод БОС, компьютерные технологии  (Игры для Тигры), многофункциональные  упражнения Улитка,  Полянка,  Лабиринт, Ступеньки, Узоры.

5. Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.

6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики.Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминутка проводится и в форме психофизической гимнастики,

7. Велась работа над усвоением лексико – грамматического строя.

8. Давались задания на словотворчество, на фонематическое представление.

9. Предусматривались задания на коррекцию психофизических функций;

- чтение диалогов  по ролям

- обыгрывание различных ситуаций.

10. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.

11. Использовались логоритмические упражнения.

12. Значительное место занимали  Фольклорная терапия, Сказка терапия,  Куклотерапия, Имаготерапия и т. д.

13. Проводилась гимнастика для глаз.

14. Использовался  Алфавит телодвижений. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также  использовалась игра “Подвижный алфавит”.Дети берут буквы и составляют слово, встав друг за другом.

15. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний использовали  ароматерапию.

16. Использовались упражнения по методам Монтессори (буквы из шершавой бумаги).

17. Применялась улыбкотерапия.

Очень важна на занятии улыбка логопеда  и улыбка самого ребенка. Если ребенок  улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

18. Также на занятиях использовался инновационный метод - наглядное моделирования, который  позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно “речевая задача” не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения. Инновационная направленность педагогического опыта

Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и “видение” его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии.

19. Инновационные компьютерные технологии, широко применяются  в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, способен  быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Упражнения, представленные в программе построены таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему, путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов, на самом деле он учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

2.3. Работа с педагогами ДОУ

Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением  инновационных и здоровьесберегающих технологий. Анкетирование педагогов и родителей показало, что 86% педагогов и 91% родителей не знакомы с технологиями здоровьесбережения в развитии речи.

 Приоритетным направлением в моей работе было создание единого речевого пространства, необходимых условий в группах для проведения коррекционного часа, с использованием здоровье- сберегающих технологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах с использованием здоровьесберегающих технологий.  

В каждой группе был оборудован речевой уголок. Каждый речевой уголок оснащен коррекционно – развивающими играми и пособиями для работы воспитателя по заданию учителя – логопеда.

В помощь воспитателям были разработаны тетради взаимодействия. Подбирались коррекционные задания, с использованием здоровьесберегающих, технологий для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты: во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых) На прогулках.

На занятиях всех педагогов сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурной речи, закрепляются поставленные  и автоматизированные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями.

Отработав механизм взаимосвязи “учитель – логопед - воспитатель”, я начала работу по взаимодействию учителя – логопеда и специалистов.

На  занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется развитию сенсорных способностей детей, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики, а также активизации словаря, развитию связной речи. Дети составляют описательные рассказы, выделяют характерные признаки того или иного явления, предмета, рассказывают стихи, загадывают загадки. Во время анализа работ дети составляют рассказы, придумывают начало, конец сказки, используя психогимнастику, упражнения на развитие дыхания и  голоса. Используется  на занятиях и цветотерапия.

На занятиях по музыке используются следующие здоровьесберегающие технологии вакалотерапия, ритмотерапия, музыка терапия, т.е обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов.

На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры, ориентировки в пространстве с использованием инновационных и  здоровьесберегающих технологий.

 

Таким образом, в течение недели дети со всех сторон рассматривают изучаемый материал, подключая все органы чувств, что способствует его более полному восприятию.            

Перспективный план работы с педагогами

п/п

Содержание работы

Сроки

Обсуждение плана работы с детьми, предусматривающего связь учителя – логопеда с педагогами структурного подразделения ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

На протяжении года

Участие в педсоветах и методической работе.

сентябрь – май

Ознакомление педколлектива с результатами обследования речи детей.

1-15 сентября

Консультация для воспитателей “Состояние речевого развития детей” (результаты обследования речи детей всех групп ).

сентябрь – октябрь

Экскурсия в логопедический кабинет с целью показа разделов работы по развитию речи.

сентябрь

Консультация: “Индивидуальный подход в организации работы по развитию речи   дошкольников”.

октябрь

В течение года консультирование членов педколлектива по интересующим вопросам раздела логопедии.

В течение года

Консультация: “Овладение техникой речи в дошкольном возрасте”. “Инновационные технологии в развитии речи детей”.

В течение года

Консультация для воспитателей: “Дидактическая игра, как средство развития речи”. “Игры которые лечат”.

ноябрь

Семинар-практикум: Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений

Ноябрь

 Консультация: “Логопедическая ритмика как средство коррекции речи в работе  с детьми дошкольного возраста”.

Декабрь

Семинар-практикум по развитию речи “Использование игр и упражнений по развитию речи в различных режимных моментах в ДОУ”

декабрь

Практикум: “Игры по методу Монтессори”.

январь

Семинар-практикум: “Научите меня говорить правильно”

январь

Консультация: “Развитие фонематического слуха у детей с использованием различных игр и упражнений”

февраль

Консультация: “Роль голоса в работе воспитателя”

февраль

Лекторий: “Факторы влияющие на развитие речи”

март

Консультация: “Нормативность, как главный показатель культуры речи”

март

Семинар-практикум

“Игры и упражнения для развития мелкой моторики с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий”

Март

Консультация: “О проблеме речевой активности дошкольников”

апрель

Отчет: Результаты коррекционной работы

Май

Практикум: “Инновационные и здоровьесберегающие технологии в работе по автоматизации и дифференциации звуков”

Октябрь

       

В помощь воспитателям были разработаны  “Памятки по развитию речи”, систематизированы игры и упражнения. Подбирались  задания для закрепления речевых навыков и умений,  в различные режимные моменты, во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых), а также во время прогулок.  

2.4. Работа с родителями

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании я освещаю в доступной форме следующие вопросы:

 1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях логопункта.

2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.

3.  Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.

4. Информация о содержании логопедических занятий в период обучения.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно:  одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш),  другие считают, что все “само исправится к школе”. Необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.

Я рассказываю об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий я знакомлю (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо отмечаю роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания).

Таким образом, я создаю установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Я показываю приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркиваю его трудности и успехи, подсказываю, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.).  Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.

Перспективный план работы  с родителями

п/п

Содержание работы

Сроки

Первичные беседы с родителями, сбор анамнеза

сентябрь

Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений.

Конкурс  рисунков “Весёлый  язычок”.

октябрь

Оформление информационного стенда для родителей

2 р. в месяц

Посещение родительских собраний (ответы на интересующие вопросы)

Консультации:

1. “Требования, предъявляемые к речи ребёнка в подготовительной  группе”.

2. “Игры  которые лечат и развивают речь”.

сентябрь-ноябрь

Консультация: “Показатели речевого развития ребенка”

октябрь

Практикум: “Домашняя игротека – знакомство с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление речевых навыков с использованием инновационных и здоровье сберегающих технологий”

ноябрь

Практикум : “Игры  по методу Монтессори”.

октябрь- ноябрь

“Экскурсия в логопедический кабинет” с целью показа разделов работы по развитию речи;

ноябрь

Консультации для родителей: “Развитие речевого дыхания с помощью специальных упражнений”

декабрь

Консультация: “Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка”

январь

Консультация: “Развитие речи с помощью здоровьесберегающих технологий”

январь

Практикум: “Инновационные технологии в работе по автоматизации звуков”

февраль

Лекторий для родителей: “Профилактика нарушений письменной речи”.

март

День открытых дверей. Цель: приглашение родителей для просмотра занятий

1 раз в месяц (3 неделя, четверг)

Отчетный речевой утренник

май

Как подготовить ребенка к школе.

 Необходимость устранение нарушений речи в дошкольном возрасте.

1 раз в месяц (3 неделя, четверг)

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и  тогда полученная информация с применением здоровьесберегающих и инновационных технологий даст хороший результат.

3. Результаты реализации проекта

Стандартные,  вариативные игры и упражнения с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий помогли  более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали меньше болеть. Более успешно проходила их социализация в обществе. Дети с удовольствием участвовали  в мероприятиях ДОУ. 

Благодаря инновационным  и здоровьесберегающим технологиям,  мы решили такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи,  что способствовало  повышению уровня развития речи детей. У детей  повысился интерес к процессу обучения, появились  навыки самостоятельной работы и самоконтроля. 

Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы. Родители детей убедились в необходимости использования инновационных и здоровьесберегающих технологий для коррекции речи детей.  В начале года родителей,участвавших  в мероприятиях было 20%, в конце года 92 %.

Мониторинг логопедической работы за 2011-2012 учебный год показал, что из 24человека зачисленных на логопункт 21 человек выпущены с хорошей речью, а 3 человека – со стертой формой дизартрией со значительным улучшением, что составило 91% качества. Экран заболеваемости детей показал, что из 24 – 22 не болели в течение года.

Таким образом,  реализация проекта “Растим говорунов-здоровяков” позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем  окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Процесс формирования речи осуществлялся на основе междисциплинарного подхода, который позволил в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей.  Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи,  чтобы они  хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.    

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.

В дальнейшем целесообразно использовать инновационные и здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей. Планируется создать методическое руководство по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ.

Список литературы

  • Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
  • Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004
  • Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
  • Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
  • Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
  • Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
  • Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
  • Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1999
  • Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка проекта "Расти здоровым, малыш!"

методическая разработка "Расти здоровым, малыш!". целью разработки является формирование у детей потребности в здоровом образе жизни...

ПРОЕКТ «Расти, расти цветочек»

Данный проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о цветах, формированию у детей представления о семенах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности, способствует...

Зотикова Анастасия. Анализ проекта: "Растим говорунов-здоровяков" МБДОУ №3 «ЭРУДИТ». ХМАО-Югра, г. Сургут.

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое...

Проект "Расти,расти горошек"

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием...

Проект «Растем вместе-Мистер Авокадо» долгосрочный проект

Создание условий для знакомства средних и старших дошкольников с экзотическим фруктом (авокадо израильского)....

Проект "Расти, расти, горошек"

проект в 1 младшей группе по посадке и выращиванию гороха на подоконнике...