картотека
методическая разработка по логопедии на тему

Смирнова Ольга Александровна

картотека пальчиковой гимнастики, игр на развитие координации речи с движением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnatika_podvizhnye_igry_kopiya.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мы - красавицы матрешки,

(разжимают кулачки)

Разноцветные одежки.

(шевелят пальчиками)

Раз – Матрена, два – Малаша,

Милы три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять.

(загибают пальцы поочередно, начиная с большого)

Нас не трудно сосчитать.

(разжимают кулачки 2 раза)

«На санках»

Покатились санки вниз,

(дети вращают руки перед собой)

Крепче, мой дружок, держись!

(обхватывают руками плечи)

Ты сиди, не упади –

(грозят пальчиком)

Там канава впереди!

(вытягивают руки перед собой)

Надо ездить осторожно!

(грозят пальчиком)

А не то разбиться можно!

(наклоняются вперед)

«В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять –

(пальцы сжаты в кулачки, отгибаются по одному)

Мы пошли все в лес гулять.

(пальцы шевелятся)

Столько видели деревьев,

Что их всех не сосчитать!

(ритмично сжимают и разжимают ладони)

Вот береза, вот кленок,

Рядом стройненький дубок,

Вот рябина, вот сосна –

(загибают пальцы по очереди)

Всех согрела их весна.

(дети шевелят пальчиками)

Стали листики пускать,

Дружно солнышко встречать!

(ритмично сжимают и разжимают ладони)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

(дети машут ладошками)

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

(на каждое название насекомого загибают пальчики)

Как фонарики глаза.

(делают кружочки из большого и указательного пальцев, подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

(дети машут ладошками)

От усталости упали.

(роняют руки вниз)

Раз, два, три, четыре, пять –

Буратино шел гулять.

(сжимают и разжимают кулачки)

Шел сначала по дорожке,

Пробежался по тропинке,

Наклонился за грибами,

Потянулся за малинкой.

А потом он заблудился,

Очень поздно возвратился.

(загибают пальцы поочередно, начиная с большого)

Серый волк бежит по лесу,

(ладони вместе, большие пальцы разводим в стороны; указательные – сгибаем внутрь ладоней, остальные в виде «лодочки» образуют мордочку)

А за ним бежит лиса.

(внутрь ладоней сгибаем еще и мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее)

Поднялись у них трубою

(пальцы сжать в кулачки, выставив вверх мизинцы)

Два пушистеньких хвоста.

(пошевелить мизинцами)

«Веселый хоровод»

Становись в хоровод,

Будем веселиться.

(дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу)

Будем вместе все в кругу

Весело кружиться.

(кружатся на месте в одну сторону, потом в другую)

А мы сядем на коней,

По полю помчимся.

(изображают скачущих коней)

Маме с папой до земли

Низко поклонимся.

(поклониться)

«Морские животные»

Жил да был один дельфин,

(ладони сложены перед грудью, плавные движения влево – вправо)

Два конька дружили с ним.

(ладони раздвинуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз)

Приплывали к ним киты,

И акулы, и моржи.

(руки сложены крест накрест, взмахи ладонями)

Те учили их считать:

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.

(загибают пальцы поочередно, начиная с большого)

«Парад»

(все движения выполняются согласно словам в стихотворении)

Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом:

Левой – раз, правой – раз, посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!

Застучали наши ножки – громче и быстрей!

По коленочкам ударим  - тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем – выше, выше, выше!

Завертелись наши ручки, снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли

Сели-встали, сели-встали, ванькой-встанькой будто стали.

Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,

Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.

Умелые плотники –

Важные работники.

Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат.

(большой палец правой руки – это гвоздь, пальцы левой руки зажаты в кулак, имитируют движения молотка)

Строим дом для ребят.

(руки над головой соединить в виде крыши)

«Пчелка»

Милая пчелка,

Рыженькая челка,

 - Ты где была? Ты с кем пришла?

- Весну добывала.

Несу-несу

Весну-красну!

(на каждое слово большой палец «здоровается» с каждым пальчиком, начиная с указательного; сначала правой рукой, затем – левой)

«Гриб»

Зайка шел, шел, шел.

(дети идут по кругу)

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

(нагибаются и кладут грибы в кузовок; движения должны быть не торопливыми, ритмичными)

«Подарок»

Идем по опушке

С корзинкой большой,

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Пришли мы в лесок за грибами.

(шагают по воображаемой поверхности средним и указательным пальцами)

Решили мы сделать

Нежданный сюрприз –

Подарок заботливой маме:

(пальчики обеих рук здороваются по очереди с большим пальчиком)

Подосиновик, волнушку,

Подберезовик, свинушку –

(4 удара кулачками друг о друга)

Все, что мы в лесу нашли,

Маме нашей принесли.

(4 хлопка в ладоши)

«Листопад»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

(дети идут по кругу, руки в стороны – вверх)

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

(бегут по кругу, машут руками)

И на землю тихо сели.

(приседают, руки опускают на пол)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(поднимаются, движения руками вправо – влево)

Закружились, полетели

(кружатся на месте)

И на землю снова сели.

(приседают, руки опускают на пол)

«Море»

К морю синему спустились,

(идут к центру круга)

Наклонились и умылись.

(наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

(4 движения ладоней к лицу)

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

(идут по кругу, взявшись за руки)

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

(показывают движения)

Все как один

Плывем как дельфин.

(руки вперед, ладони вместе, волнообразные движения руками)

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(идут лицом от центра круга)

Мы уточки, мы уточки,

(руки прижаты к туловищу, ладони в стороны)

Мы топаем по улочке,

Шагаем вперевалочку

(шагают «вперевалочку» на месте)

И крякаем считалочку:

(ладошки сложены «клювиком»)

Кря-кря-кря, кря-кря-кря!

(открывают и закрывают «клювики»)

Что нам реки и моря,

(волнообразные движения руками)

Раз, два, три, четыре, пять –

(загибают пальцы по порядку)

Нас водой не испугать.

(разводят руки в стороны)

«На елке»

Мы на елке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились.

(ритмичные удары кулачками)

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.

(сжимают и разжимают кулачки)

Дал большущие пакеты,

(рисуют руками большой круг)

В них же вкусные предметы:

(ритмичные удары кулачками)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин!

 (загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого)

«Уточка»

На своих коротких ножках

Ходит утка по дорожке.

(на носочках идут по кругу, помахивая руками, как крылышками)

Вперевалочку прохаживает,

(идут, переступая с ноги на ногу, покачиваясь в стороны, руки полочкой у груди)

Куцым хвостиком помахивает.

(идут в полуприседе, руки сзади, изображают хвостик)

Утка плавать мастерица:

(легко бегут, делая плавательные движения от груди в стороны)

Доберется до водицы,

(останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, приседают)

Ловко лапками гребет,

(руки работают как птичьи лапки при плавании)

По воде легко плывет.

(встают, широко разводят руки от груди в стороны в сочетании с полуприседом)

«Подарки с ярмарки»

Пошел Ваня на базар

И принес домой товар.

(дети стучат попеременно кулачком одной руки о кулачок другой руки)

Родной матушке – платок,

Родной сестрице – кузовок,

Братику – сапожки

Другой сестре – сережки.

Леденец – Машеньке,

Орешки – Дашеньке,

Пряник – Ксюшеньке

Бублик – Лушеньке,

А шубку маленькой Катюшеньке.

(загибают последовательно пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной руке, затем на другой)

Подарки разбирай!

Подходи, не зевай!

(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Идут четыре брата

Навстречу старшему.

(дети шевелят четырьмя пальчиками, большой палец прижат к ладони)

- Здравствуй, большак! – говорят.

(поднимают большой палец, остальные сжимают)

- Здорово Васька – указка,

Мишка – середка,

Гришка – сиротка,

Да крошка – Тимошка.

(начинают по очереди соединять большой палец и остальные согласно тексту)

Можешь пальцы сосчитать:

(сжимают и разжимают пальцы)

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять –

(по очереди загибают пальцы обеих рук)

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг!

(сжимают и разжимают пальцы, показывают руки, прижимают к груди, разводят руки вперед – в стороны)

«Ярмарка»

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра –

(дети стоят, попеременно ударяя кулачками друг о друга)

Зайчики играют,

Лапкой ударяют.

(движения руками вверх – вниз, пальцы сжаты в кулачки, как «барабанщики»)

Медвежонок взял гармошку,

Поиграть решил немножко.

(растягивают меха воображаемой гармошки)

Раз, два! Поворот…

(поворот на месте вокруг себя, маршируя)

Он танцует и поет.

(пружинка)

Вот матрешки – крошки,

(присесть, опора пальцами рук на пол)

Пестрые одежки,

(взять себя за «юбочки»)

Яркие платочки,

(показать завязки воображаемых платочков)

Розовые щечки.

(потереть кулачками щечки)

Вот забавная мартышка,

Обезьяна – шалунишка.

(руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы широко расставлены)

Раз и два, опять наклон!

(наклон влево, вправо)

Хочет поиграть хвостом!

(показать «хвостик», пошевелить ладонью)

Все забавные игрушки –

Куклы, зайчики, петрушки –

(сжимать и разжимать пальчики обеих рук)

На ярмарку приглашают,

(руки от груди в стороны, полунаклон)

В гости зазывают!

(прижать кисти рук к груди)

- Руки, руки,

(дети показывают ладони с расставленными пальцами)

Для чего вы растете?

(поднимают руки вверх)

-Привыкать к работе!

(делают круговые движения предплечьем и кистями рук)

- Руки, руки, скажите,

Что делать хотите?

(дети показывают ладони с расставленными пальцами, поднимают руки вверх, приседают)

- Портфель в школу нести!

(подскоки по кругу, левая рука на поясе, в правой – воображаемый портфель)

Комбайн в поле вести!

(легкий бег по кругу, руки на «руле»)

Сталь варить и плавить медь –

(встают лицом в круг, делают выпад влево, смотрят через «очки» влево и вправо)

Научиться все уметь!

(разводят руки вперед – в стороны)

Для чего же наши ножки?

(стоят лицом в круг, руки на поясе, поочередно ставят на пятку левую и правую ногу)

Чтобы бегать по дорожке!

(бег на месте)

Убежать за ручейком!

(легкий бег по кругу)

Стрекозу поймать сачком…

(легкий бег по кругу, движения рук – «крылья»)

А уморятся в пути,

(останавливаются, лицом в круг, приседают, обнимают колени)

Ничего нет лучше

(грозят пальчиком правой руки)

Снова к бабушке прийти –

(ходьба на месте)

Пусть возьмет …на ручки!

(дети берутся за руки)

« У Меланьи, у старушки»

У Меланьи, у старушки

(показать завязки воображаемых платочков)

Жили в маленькой избушке

(кистями рук над головой делают «домик»)

Пять сыновей и пять дочерей,

(левая рука на поясе, правой показывают ладонь с растопыренными пальцами; то же левой рукой)

И все без бровей.

(закрывают руками брови)

Вот с такими носами,

(от носа поочередно вытягивают вперед правую руку, затем – левую)

Вот с такими усами,

(от верхней губы разводят руки в стороны)

Вот с такими ушами,

(показывают большие уши, качают руками возле ушей)

И все с бородой.

(от подбородка опускают вниз правую, затем левую руку)

Они не пили, не ели,

(выполняют наклон вправо, правая рука на поясе, левую сжать в кулачок и поднести ко рту; то же правой рукой)

Друг на друга смотрели

(выполняют наклон вперед, разводят от груди руки в стороны)

И разом делали как я.

(взрослый показывает любую фигуру, дети повторяют)

«Чудо-юдо рыба-кит»

Мы выходим на поляну

(ладони образуют круг)

Прямо к морю-океану;

(волнообразные движения руками)

Поперек его лежит

(правая ладонь стоит ребром на левой ладони)

Чудо-юдо рыба-кит.

(руки скрещены, правая сжата в кулак – голова, левая раскрыта – хвост)

Все бока его изрыты,

(вращение кулачков)

Частоколы в ребра вбиты,

(ладони плотно сжаты и подняты вверх)

На хвосте сыр-бор шумит,

(плавное покачивание ладоней)

На спине село стоит;

(кистями рук над головой делают «домик»)

Мужички на губе пашут,

(скрестить пальцы обеих рук между собой)

Между глаз мальчишки пляшут,

(средний и указательный пальцы «пляшут»)

А в дубраве, меж усов,

(указательные пальцы показывают «усы»)

Ищут девушки грибов.

(левая ладонь сжата в кулак, а правая приставлена сверху – шляпка гриба)

«Сафари- парк»

 Шагаем мы в «сафари-парк»,

 (дети стучат кулачками обеих рук друг о друга)

 Побывать там каждый рад.

 Там пони, зебры, крокодилы,

 Попугаи и гориллы.

 Там жирафы и слоны,

 Обезьяны, тигры, львы.

 (загибают поочередно пальчики: сначала на      

 левой, потом на правой руке)

 А в руках у нас ружье,

 (показывают «ружье», прицеливаются)

 Фотографирует оно.

 (изображают фотоаппарат)

 Сделаем всем фото,

 (показывают руками большую фотографию)

 Вот охота так охота!

 (поднимают руки вверх, сжимают и разжимают  

 пальцы)

«Веселый «Сафари-парк»

Это лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней.

(дети идут по кругу неторопливо, с поднятой головой)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(останавливаются, ставят ноги на ширину плеч, согнув реки в локтях с растопыренными пальцами, выполняют пружинку)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон.

(пальцы рук прижаты к голове, выполняют наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево)

Леопард так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(легкие прыжки на месте, руки согнуты в локтях)

Зебра головой качает,

К себе в гости приглашает.

(ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и приподняты до уровня плеча; поднимать то левую, то правую ногу)

Вот удав меня пугает

И к себе не подпускает.

(руки вытянуты вперед перед собой, выполняют волнообразные движения руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...