Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Куликова Татьяна Валерьевна

Методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obsledovaniya_leksiki.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как лексика. В методических пособиях зачастую даны лишь общие рекомендации по обследованию, а в самих заданиях отсутствуют процедура их проведения, инструкция для детей и особенности оценки выполнения предложенных заданий.

На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, нами была составлена методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.

1. Исследование пассивного словаря

Для анализа особенностей пассивного словаря детей используется традиционная методика с выбором картинки, называемой логопедом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны. В список слов мы отобрали 52 имени существительных, 26 глаголов, 12 имен прилагательных. Картинный материал можно использовать из пособия И.В. Баранникова, Л.А. Варковицкой и/или О.Б. Иншаковой. В список были включены слова, без знания и использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими затруднено.

Детям предъявляются картинки с изображениями:

  1. овощей: морковь, репа, редис, огурец, лук, помидор, капуста, картофель;
  2. одежды: брюки, рубашка, пальто, шапка, шарф, платье, юбка, кофта, шуба, платок;
  3. обуви: ботинки, сапоги, туфли:
  4. предметов домашнего обихода: лейка, утюг, метла, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор;
  5. транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, теплоход, самолет, вертолет, поезд, самосвал, легковой автомобиль;
  6. людей различных профессий: учитель, шофер, продавец, повар, строитель, врач, парикмахер, космонавт;
  7. логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт;
  8. эмоциональных состояний: веселая, грустная, сердитая;
  9. величины: маленький, большой, одинаковые (грибы), узкая, широкая (полоски);
  10. качеств: грязные, чистые;
  11. конфигурации: прямая, кривая;
  12. занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет;
  13. бытовых действий: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает;
  14. профессиональных действий: строит, продает, лечит, стрижет, бреет, учит.

В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов.

Критерии оценки качества выполнения задания:

  1. 3 балла - допускаются 1-2 ошибки.
  2. 2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом.
  3. 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой.
  4. 0 баллов - отказ от ответа.

2. Исследование активного словаря

Для выявления объема активного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями используется называние картинок.

Материалом является тот же набор картинок, что и в задании 1. В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».

При анализе полученного материала учитывается число правильных и ошибочных ответов, количество отказов от ответов. Правильными считаются случаи адекватного, общепринятого употребления слов.

Критерии оценки качества выполнения задания:

  1. 3 балла - правильное употребление слова.
  2. 2 балла - употребление слова в неправильной грамматической форме.
  3. 1 балл - замены одного названия другим на основе смыслового или звукового сходства;
  4. 0 баллов - полное неумение назвать слово, отказ от выполнения задания.

3. Исследование антонимии

Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: горе, день, друг, смелость;

2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий;

3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.

Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты называй противоположное слово -«наоборот». Например: «плохо», а наоборот?» Если ребенок не дает правильного ответа, то его спрашивают: «Какие бывают мальчики? Один плохой, а другой, наоборот - ...?» Если и в этом случае ребенок не подбирает антоним, логопед называет правильный ответ и объясняет, почему этот ответ правильный. Если же ребенок называет правильный ответ, то на этом акцентируется внимание. После этого ребенку предъявляют слова-стимулы в указанном выше порядке.

Критерии оценки качества выполнения задания:

  1. 3 балла - правильный подбор.
  2. 2 балла - неточный подбор антонима; использование антонимов с частицей «не»; ответов, семантически близких стимулу;
  3. 1 балл - подбор слов со значениями, не противопоставленными слову-стимулу.
  4. 0 баллов - отсутствие ответа; ответы, фонетически близкие стимулу, случайные ассоциации; неологизмы.

4. Исследование синонимии

Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.

Материалом являются слова-стимулы:

1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;

2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый;

3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.

Ребенку дается инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, каким другим словом его можно заменить. Я шагаю - как по-другому можно сказать?». Если ребенок не дает правильного ответа, ему предлагается: «Шагай к двери. Скажи, что ты делаешь?». Если ребенок после этого отвечает правильно, ему подчеркивается, что можно разными словами выразить одно и то же. Если ребенок и в этом случае не дает правильного ответа, то логопед называет ответ и разъясняет, почему ответ должен быть таким. После этого ребенку предъявляются слова-стимулы в том порядке, который указан выше.

При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие.

Критерии оценки качества выполнения задания:

  1. 3 балла - правильный ответ.
  2. 2 балла - замена синонима словом или словосочетанием из семантического поля, в которое входит слово-стимул.
  3. 1 балл - ответы, структурно не связанные с семантикой слова-стимула.
  4. 0 баллов - отсутствие ответа.

5. Исследование объяснения значения слова

Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).

Детям предлагается объяснить значение:

  1. 25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;
  2. 5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;
  3. 10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;
  4. 10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.

Критерии оценки качества выполнения задания:

  1. 3 балла - выделение существенного, наиболее характерного отличительного свойства предмета, истинные дефиниции существительных, прилагательных и глаголов.
  2. 2 балла - объяснение значение слова-стимула через несущественные признаки.
  3. 1 балл - неправильные ответы.
  4. 0 баллов - отказ от ответа.

6. Свободный ассоциативный эксперимент

Методика ассоциативного эксперимента предполагает последовательное предъявление 30 слов-стимулов, которые обозначают предметы, действия и признаки предметов и относятся к разным частям речи. При этом имена существительные обозначают, как конкретные предметы (стол), так и абстрактные понятия (смелость). В протоколе фиксируется реакция и её характер, а также отмечается латентное время реакции, что позволяет проанализировать преобладание различных типов ассоциативных связей у детей.

Процедура исследования: ребенку предлагается назвать первое пришедшее в голову слово в ответ на предъявленное слово-стимул. Задание проводится в соответствии с особенностями проведения ассоциативного эксперимента. Перед началом эксперимента детям дается инструкция: «Внимательно послушай слово, которое я скажу и, как можно быстрее, ответь другим словом, которое первым придет в голову».

Материалом служат 30 слов (существительные, прилагательные, глаголы): посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громкий.

Критерии оценки выполнения задания: Результаты свободного ассоциативного эксперимента оцениваются по количественным показателям в процентном соотношении на использование различных типов ассоциаций - парадигматических, синтагматических, тематических, фонетических, формообразующих, случайных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...

Методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики по Г.А. Волковой

Раскрытая методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики Г.А. Волковой...

Исследование состояния лексического строя речи

В лингвистической литературе выделяется два вида словаря — активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный). В активный словарь включаются те лексические единицы, которые используются носителем...

Методика исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеева

Оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам....

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.

Мотивация - важный компонент в системе коррекционных занятий. Каждый ребёнок должен обладать необходимым уровнем мотивации для успешного коррекционного процесса....

Исследование лексико-грамматического строя старших дошкольников.

В статье даны примерные задания для исследования лексико-грамматического строя  старших дошкольников, которое включает два основных компонента: обследование словообразования и умения согласования...