Исследование лексико-грамматического строя старших дошкольников.
статья по логопедии

Ушкалова Татьяна Владимировна

В статье даны примерные задания для исследования лексико-грамматического строя  старших дошкольников, которое включает два основных компонента: обследование словообразования и умения согласования слов во фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16._statya._issledovanie_leksiko-grammaticheskogo_stroya.doc77.37 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование лексико-грамматического строя у старших дошкольников.

Составила: Ушкалова Т. В.

1. Исследование образования уменьшительно-ласкательных существительных.

     Цель: определить умение ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

     Материал исследования включает предметные картинки и слова: стул-стульчик, стакан-стаканчик, кувшин-кувшинчик, дом-домик, стол-столик, мяч-мячик, платок-платочек, звонок-звоночек, веник-веничек, замок-замочек, машина-машинка, миска-мисочка, пуговица-пуговичка, синица-синичка, ресница-ресничка, береза-березонька, книга-книжечка, дочь-доченька, тетя-тетенька, подушка-подушечка, кукла-куколка, роща-рощица, кольцо-колечко, ведро-ведерко, одеяло-одеяльце, дерево-деревце, зеркало-зеркальце, платье-платьице, кресло-креслице, масло-маслице, письмо-письмецо, крыло-крылышко, бревно-бревнышко, пальто-пальтишко.

     Инструкция: ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Это что?» При затруднениях при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «Машина - это большая, а как назвать ласково одним словам маленькую машину?».

2. Исследование словообразования названий животных.

     Цель: определить умение ребенка образовывать слова названий детенышей.

Материалом исследования служат картинки: лиса-лисенок-лисята, коза-козленок-козлята, кот-котенок-котята, еж-ежонок-ежата, утка-утенок-утята, волк-волчонок-волчата, медведь-медвежонок-медвежата, белка-бельчонок-бельчата, свинья-поросенок-поросята, курица-цыпленок-цыплята, лошадь-жеребенок-жеребята, корова-теленок-телята.

     Инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных». Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся? А если их несколько, то как правильно сказать?» И т.д.

3. Исследование словообразования по аналогии (со значением единичности).

     Цель: исследовать умение детей выполнять словообразование по аналогии (со значением единичности).

     Материал исследования включает предметные картинки и слова: пыль-пылинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, ворс-ворсинка, горох-горошинка, жемчуг-жемчужинка, песок-песчинка, дождь-дождинка, снег-снежинка.

     Инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег - снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

4. Исследование употребления падежных окончаний существительных.

     Цель: исследовать умение детей употреблять падежные окончания существительных.

     Материал исследования: существительные I и II склонения, единственного числа, мужского, среднего (для II склонения) и женского (для I склонения) рода, одушевленные и неодушевленные, без предлогов и с предлогами.

     Инструкция. Перед началом исследования употребления падежных окончаний существительных нужно проверить знание ребенком объектов, которые ему предстоит обозначать, и слов, которые предстоит произносить. Для этого проводящий исследование сначала выбирает от 2 до 5 картинок, выкладывает их перед ребенком, называет нужные объекты, а ребенок должен их показать.

     В основном исследовании экспериментатор произносит начало фразы, которая соответствует содержанию картинки, а ребенок должен закончить фразу -произнести последнее слово (или слова). Например: «Я начну говорить, а ты закончишь. Вот картинка (например, выкладывается картинка «Мальчик строит дом»). Я скажу: «Мальчик строит...», а ты скажешь: «дом» и т.д.»

5. Исследование использования предлогов в речи.

     Цель: исследовать умение детей употреблять предлоги в речи.

Материал исследования: сюжетные картинки и соответствующие их содержанию предложения с пропущенными предлогами.

     Инструкция: перед началом исследования следует убедиться в том, что ребёнок понимает назначение предлогов, различает смысл, ими обозначенный. Для этого следует предложить ребёнку выбрать картинки, соответствующие предложенному содержанию: «Птица вылетела из гнезда», «Машина въехала во двор» и т.д. Затем ребёнку предлагается картинка и задание: «Посмотри на картинку, прослушай предложение и подумай, какого «маленького» слова не хватает?».

Более сложным вариантом является задание, предъявленное в вербальной форме, например: «Птенчик выпал … гнезда», «Листья облетают … берёзы», «Собака прячется от дождя … крыльцом», «На стадионе проходят соревнования … футболу», «Толпа зрителей собралась … театром» и т.д.

Для данных заданий применим следующий вариант оценки:

4 балла - все задания выполнены правильно (высокий уровень, навык сформирован);

3 балла - задания выполнены в пределах 75 % , либо с небольшой подсказкой взрослого (достаточный уровень);

2 балла - задания выполнены в пределах 50 % , взрослый задаёт наводящие вопросы (средний уровень);

1 балл - задания выполнены в пределах 25% , при активной помощи взрослого (низкий уровень);

0 баллов - задания не выполнены (навык не сформирован). На данном уровне зачастую задания бывают не поняты детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников (консультация для родителей)

Что такое правильная речь ребенка? Это не только четкое звукопроизношение, но и языковое чутье, которое подсказывает ребенку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания ...

Консультация для родителей на тему "Игры по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников"

Описание игр на активизацию словаря, формирование лексико-грамматической стороны речи у дошкольников...

Семинар-практикум "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников"

Одним из направлений работы нашего учреждения является коррекционно-развивающее, для осуществления помощи детям с ОНР. Педагоги проводят семинары и консультации по развитию речи детей дошкольного возр...

Лексико-грамматические игры для дошкольников

В данном материале содержится подборка игр по формированию грамматического строя речи дошкольников, которые можно использовать как в режимных процессах, так и в ходе непосредственно-образовательной де...

Методики для исследования лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у детей  дошкольного возраста....