Исследование состояния лексического строя речи
учебно-методический материал по логопедии на тему

Сухоруких Наталья Ивановна

В лингвистической литературе выделяется два вида словаря — активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный). В активный словарь включаются те лексические единицы, которые используются носителем языка для продуцирования (составления) собственного высказывания. Пассивный словарь складывается из лексических единиц, которые адекватно воспринимаются носителем языка при восприятии чужого высказывания. При этом соотношение объемов пассивного и активного словарей может быть различным в условиях разных форм патологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_sostoyaniya_leksicheskogo_stroya_rechi.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование состояния лексического строя речи

В лингвистической литературе выделяется два вида словаря — активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный). В активный словарь включаются те лексические единицы, которые используются носителем языка для продуцирования (составления) собственного высказывания. Пассивный словарь складывается из лексических единиц, которые адекватно воспринимаются носителем языка при восприятии чужого высказывания. При этом соотношение объемов пассивного и активного словарей может быть различным в условиях разных форм патологий.

Каждый из этих словарных запасов может быть охарактеризован по двум параметрам: количественному (объем) и качественному (семантическое содержание). Объем лексического запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Существуют определенные закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе. Например, в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, что и определяет наличие в словаре или лексиконе ребенка предметной лексики, обозначающей окружающие предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия. В процессе взросления на смену наглядно-действенной форме мышления приходит наглядно-образная. В продуктивном и рецептивном словарях увеличивается количество слов, обозначающих предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщенным и абстрактным значением, с переносным значением. Появление элементов словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте сопровождается усвоением лексики с обобщенным и переносным значением, элементарной математической и лингвистической терминологии.

Таким образом, словарь ребенка в дошкольном, и особенно младшем дошкольном, возрасте в наибольшей мере, по сравнению со школьным возрастом, зависит от социальных условий воспитания. Конкретный набор лексических единиц определяется характером осведомленности ребенка о различных сторонах окружающей его действительности и степени обученности ребенка. Ребенок, воспитывающийся в социально неблагополучной обстановке будет иметь сравнительно меньший словарный запас, чем его сверстник, которому родители уделяют много внимания. Кроме того, бытовая обстановка накладывает отпечаток на лексикон детей различных социальных групп. Дети города практически не ориентируются в названиях домашних животных, их детенышей, дети села — в названии видов транспорта. Специфической терминологией пополняется словарь дошкольников, воспитывающихся в условиях военных городков, шахтерских поселков, семьях творческой интеллигенции. Таким образом, сужение или искажение словарного запаса далеко не всегда свидетельствует о первичной патологии речевого развития. Это может быть следствием ограниченности представлений об окружающем мире, возникших в силу разных причин.

Для того, чтобы провести углубленное обследование словарного запаса, необходимо охватить обследованием достаточно большой массив лексики — не менее 70-100 лексических единиц. Поэтому обследование лексики может проводиться как в рамках специальной процедуры обследования, так и в процессе проведения других тестов — как сопутствующая задача.

В соответствии со сформулированными нами принципами, обследование начинается с изучения активного (продуктивного) словарного запасa.

Учитывая нормативные особенности лексикона, а также трудности установления вербального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, наличие у ряда детей стойкого речевого негативизма, необходимо проводить обследование с использованием реальных объектов, их игрушечных аналогов и ограниченного количества реалистичных трехмерных изображений ряда предметов. При этом обследование проводится в ходе манипулирования с предметами или в процессе организации простейших игр с минимальным ограничением свободы передвижения ребенка. Поэтому «пространство» обследования может перемещаться на пол, к шкафу с игрушками, а возможно, распространяться на всю площадь кабинета. При работе с детьми 3-3,5 лет наряду с игрушками можно использовать красочные иллюстрации к хорошо знакомым сказкам с простым сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

Детям среднего и старшего дошкольного возраста стоит предложить работать с предметными и сюжетными картинками, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических пособий. Однако предпочтение необходимо отдавать картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно. Ребенку предлагается выполнить различные задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинке», «Дополни...», «Исправь...», «Сравни два предмета», «Загадай предмет (составь описание предмета, не называя его)», «Отгадай, какой предмет я задумала (назови предмет по его описанию)» и проч. При этом в обследование включается лексика как часто, так и редко используемая. Например, наряду с называнием предметов окружающей мебели, ребенка можно попросить назвать части стула. Мальчика можно попросить назвать детали рассматриваемой машинки — фары, капот, руль, колеса, багажник и др. При рассматривании куклы девочку просят назвать части тела куклы, как частоупотребительные (глаз, нос, рука, нога), так и редкоупотребительные (живот, спина, колено, локоть).

Для детей старше 5,5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия. Однако логопед должен достаточно четко и осознанно различать бытовые и научные обобщающие понятия. Кроме этого, для детей различного возраста и условий воспитания важно по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни (еда, одежда, игрушки), и тех, которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.). Почему это важно? Потому что понятия второго вида могут отсутствовать, в одном случае, у ребенка, с которым никто не занимался в силу каких-либо обстоятельств, в другом — у ребенка, с которым много занимались, но он имеет низкую обучаемость языковым явлениям. В первом случае это ни о чем не свидетельствует, во втором — может свидетельствовать о многом, в том числе и о наличии речевой патологии.

Если у ребенка в активном словарном запасе отсутствуют те или иные лексические единицы, и он не может назвать какой-либо объект, действие или качество предмета правильно, соскальзывает на слова, близкие по звуковому сходству, то это требует дополнительной проверки гипотезы о недоразвитии лексического запаса, поскольку такие соскальзывания могут свидетельствовать не об отсутствии того или иного слова, а о трудностях актуализации словарных единиц во внутреннем лексиконе ребенка. Поэтому, если ребенок затрудняется в припоминании слова, возможно использование различных видов подсказок:

  •  подбор синонимов и/или антонимов;
  • подстановка слова в жесткий контекст;
  • подсказка начала слова.

Если и в этом случае ребенок не может назвать искомое слово, то тогда проверить наличие данного слова в пассивном словаре. При этом используются задания типа: «Возьми...», «Принеси...», «Покажи...», «Выполни действие...», «Дай мне...», «Покажи, где ...».

Лучше проводить исследование состояния пассивного словаря компактно, т. е. отобрать всю лексику, которой ребенок не владеет в продуктивном плане, и выяснить, насколько он понимает эту лексику при восприятии. При этом одно и то же слово предъявляется несколько раз для того, чтобы избежать случайного совпадения слова и объекта. Полезно вернуться к этому заданию через 10-15 минут, чтобы убедиться, запомнил ли ребенок новые для себя слова или нет. Низкий уровень запоминания лексического материала может быть обусловлен низкой языковой обучаемостью.

Ряд слов может быть использован в речи правильно, однако при восприятии вызывать у ребенка трудности, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием. В этом случае предъявляются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по количеству звуков, их последовательности, (пояс поезд, марки рамки, ворона ворота). Такой тест может проводиться как с опорой на картинный материал, так и в устном плане. Затруднения в дифференциации слов, близких по звуковому составу могут быть обусловлены недостаточностью фонематического восприятия. Это требует углубленного исследования в данном направлении.

Логопед должен обратить внимание на соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных. А также зафиксировать в протоколе обследования ошибки ребенка в использовании лексических средств. Это необходимо сделать для того, чтобы на следующем — аналитическом — этапе обследования проанализировать характер ошибок.

Кроме исследования объема словарного запаса, можно рекомендовать провести со старшими дошкольниками ряд тестов для выявления уровня владения семантикой слова. С этой целью выявляется наличие/отсутствие у детей переносного значения слова на ряде примеров, а также возможности подбора антонимов и синонимов к словам различных морфологических категорий.

Процедура обследования словарного запаса все-таки довольно утомительна для ребенка, поскольку требует от него интенсивного припоминания, длительного сосредоточения.

Методика исследования состояния лексического строя речи

 В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как лексика. В методических пособиях зачастую даны лишь общие рекомендации по обследованию, а в самих заданиях отсутствуют процедура их проведения, инструкция для детей и особенности оценки выполнения предложенных заданий.

На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, была составлена методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.

1. Исследование пассивного словаря

 Для анализа особенностей пассивного словаря детей используется традиционная методика с выбором картинки, называемой логопедом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны. В список слов отобраны 52 имени существительных, 26 глаголов, 12 имен прилагательных. Картинный материал можно использовать из пособия И.В. Баранникова, Л.А. Варковицкой и/или О.Б. Иншаковой. В список были включены слова, без знания и использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими затруднено.

Детям предъявляются картинки с изображениями:

 1. овощей: морковь, репа, редис, огурец, лук, помидор, капуста, картофель;

 2. одежды: брюки, рубашка, пальто, шапка, шарф, платье, юбка, кофта, шуба, платок;

 3. обуви: ботинки, сапоги, туфли:

 4. предметов домашнего обихода: лейка, утюг, метла, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор;

 5. транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, теплоход, самолет, вертолет, поезд, самосвал, легковой автомобиль;

 6. людей различных профессий: учитель, шофер, продавец, повар, строитель, врач, парикмахер, космонавт;

 7. логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт;

 8. эмоциональных состояний: веселая, грустная, сердитая;

 9. величины: маленький, большой, одинаковые (грибы), узкая, широкая (полоски);

 10. качеств: грязные, чистые;

 11. конфигурации: прямая, кривая;

 12. занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет;

 13. бытовых действий: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает;

 14. профессиональных действий: строит, продает, лечит, стрижет, бреет, учит.

 В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов.

 Критерии оценки качества выполнения задания:

 – 3 балла - допускаются 1-2 ошибки.

 – 2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом.

 – 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой.

 – 0 баллов - отказ от ответа.

 2. Исследование активного словаря

Для выявления объема активного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями используется называние картинок.

 Материалом является тот же набор картинок, что и в задании 1. В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».

При анализе полученного материала учитывается число правильных и ошибочных ответов, количество отказов от ответов. Правильными считаются случаи адекватного, общепринятого употребления слов.

 Критерии оценки качества выполнения задания:

 – 3 балла - правильное употребление слова.

 – 2 балла - употребление слова в неправильной грамматической форме.

 – 1 балл - замены одного названия другим на основе смыслового или звукового сходства;

 – 0 баллов - полное неумение назвать слово, отказ от выполнения задания.

 3. Исследование антонимии

 Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.

 Материалом являются слова-стимулы:

 1) существительные: горе, день, друг, смелость;

 2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий;

 3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.

Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты называй противоположное слово -«наоборот». Например: «плохо», а наоборот?» Если ребенок не дает правильного ответа, то его спрашивают: «Какие бывают мальчики? Один плохой, а другой, наоборот - ...?» Если и в этом случае ребенок не подбирает антоним, логопед называет правильный ответ и объясняет, почему этот ответ правильный. Если же ребенок называет правильный ответ, то на этом акцентируется внимание. После этого ребенку предъявляют слова-стимулы в указанном выше порядке.

 Критерии оценки качества выполнения задания:

 – 3 балла - правильный подбор.

 – 2 балла - неточный подбор антонима; использование антонимов с частицей «не»; ответов, семантически близких стимулу;

 – 1 балл - подбор слов со значениями, не противопоставленными слову-стимулу.

 – 0 баллов - отсутствие ответа; ответы, фонетически близкие стимулу, случайные ассоциации; неологизмы.

4. Исследование синонимии

 Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.

 Материалом являются слова-стимулы:

 1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;

 2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый;

 3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.

 Ребенку дается инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, каким другим словом его можно заменить. Я шагаю - как по-другому можно сказать?». Если ребенок не дает правильного ответа, ему предлагается: «Шагай к двери. Скажи, что ты делаешь?». Если ребенок после этого отвечает правильно, ему подчеркивается, что можно разными словами выразить одно и то же. Если ребенок и в этом случае не дает правильного ответа, то логопед называет ответ и разъясняет, почему ответ должен быть таким. После этого ребенку предъявляются слова-стимулы в том порядке, который указан выше.

 При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие.

 Критерии оценки качества выполнения задания:

 – 3 балла - правильный ответ.

 – 2 балла - замена синонима словом или словосочетанием из семантического поля, в которое входит слово-стимул.

 – 1 балл - ответы, структурно не связанные с семантикой слова-стимула.

 – 0 баллов - отсутствие ответа.

 5. Исследование объяснения значения слова

 Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).

 Детям предлагается объяснить значение:

 * 25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;

 * 5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;

 * 10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;

 * 10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.

 Критерии оценки качества выполнения задания:

 – 3 балла - выделение существенного, наиболее характерного отличительного свойства предмета, истинные дефиниции существительных, прилагательных и глаголов.

 – 2 балла - объяснение значение слова-стимула через несущественные признаки.

 – 1 балл - неправильные ответы.

 – 0 баллов - отказ от ответа.

 6. Свободный ассоциативный эксперимент

         Методика ассоциативного эксперимента предполагает последовательное предъявление 30 слов-стимулов, которые обозначают предметы, действия и признаки предметов и относятся к разным частям речи. При этом имена существительные обозначают, как конкретные предметы (стол), так и абстрактные понятия (смелость). В протоколе фиксируется реакция и её характер, а также отмечается латентное время реакции, что позволяет проанализировать преобладание различных типов ассоциативных связей у детей.

 Процедура исследования: ребенку предлагается назвать первое пришедшее в голову слово в ответ на предъявленное слово-стимул. Задание проводится в соответствии с особенностями проведения ассоциативного эксперимента. Перед началом эксперимента детям дается инструкция: «Внимательно послушай слово, которое я скажу и, как можно быстрее, ответь другим словом, которое первым придет в голову».

 Материалом служат 30 слов (существительные, прилагательные, глаголы): посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громкий.

Критерии оценки выполнения задания: Результаты свободного ассоциативного эксперимента оцениваются по количественным показателям в процентном соотношении на использование различных типов ассоциаций - парадигматических, синтагматических, тематических, фонетических, формообразующих, случайных.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика словарного запаса ребенка.

     Для выяснения имеющихся в словаре ребенка имен существительных можно предложить выполнить ему следующие задания.

   Задание № 1.

   Попросить ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам.

- Каких ты знаешь животных (домашних и диких) ?

- Каких ты знаешь рыб, птиц, насекомых?

- Какие ты знаешь деревья, цветы?

- Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?

- Какую ты знаешь мебель?

- Какую ты знаешь посуду?

- Какую ты знаешь одежду, обувь?

   Результаты выполнения уже одного этого задания позволят составить общее представление о богатстве или бедности словарного запаса ребенка: одни дети назовут, например, множество разных животных, включая и экзотических, а другие ограничатся только кошкой и собакой. В таком случае нужно немедленно приступить к обогащению словарного запаса ребенка.

    Задание № 2 .

Предложите ребенку сначала перечислить все изображенные на картинках предметы, а потом назвать их одним словом.

Апельсин, виноград, груша, лимон, яблоко – фрукты

Кровать, стол, стул, тумбочка, шкаф – мебель

Шуба, носки, жилет, плащ, платок, юбка, шапка – одежда.

Задание № 3 .

Вы перечисляете отдельные предметы  каждой логической группы. А ребенок называет их одним словом.

Предлагаются следующие группы предметов:

а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака;

б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф, бегемот, носорог;

в) курица, петух, утка, гусь, индюк;

г) чайка, орел, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай, цапля, страус;

д) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса;

е) щука, лещ, окунь, судак, сиг, камбала, треска, сом, корюшка, салака;

ж) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, лиственница, тополь, черемуха, каштан, липа, ива;

з) картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, редька, тыква, кабачок;

и) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград;

к) вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика;

л) тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, кружка, фужер, чайник, кофейник, самовар, графин, кувшин, солонка, масленка, сковорода, кастрюля;

м) стол, стул, кресло. Табуретка, кровать, диван, шкаф, сервант. Буфет, тумбочка;

н) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет, юбка, брюки, жилет, майка, трусы, сарафан, халат;

о) сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки;

п) кукла, юла, пирамидка, мишка, зайчик, мячик;

р) пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвертка, дрель;

с) трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро.

    Для проверки наличия в словаре ребенка достаточного количества глаголов предложите ему ответить на такие вопросы:

а) Кто как передвигается?

Человек ходит, птица…., рыба …., змея …, кузнечик … .

б) Кто как подает голос?

Корова мычит, лошадь…, коза…., свинья…, собака…., кошка…., волк…, медведь…., тигр…., змея…., ворона…., кукушка….., голубь…., соловей…., утка…, гусь…., курица…., лягушка…, комар…., жук….. .

в) Кто что ест?

Собака кость грызет, кошка молоко …., курица зерно….., корова траву…. .

г) Кто чем занимается?

Повар варит, врач…, учитель…., ученик…, строитель…, художник…., пианист…, писатель…., портниха…., прачка…., уборщица…., фотограф…., продавец…., покупатель…. .

д) Что может делать это животное?

Собака лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка…..; волк…..; медведь…..; заяц…..; змея….; лягушка…. .

      Для выяснения запаса у ребенка имен прилагательных предложите ему следующие задания, рассчитанные на название признаков предметов.

      Задание № 1.

а) Какого вкуса эти продукты?

Сахар сладкий, соль…., лук…., лимон…. .

б) Какого цвета эти продукты?

Огурец зеленый, помидор…., арбуз…., слива…., лимон…., апельсин…., перец…., сахар…., орехи….. .

Задание № 2.

Какая основная черта характера у всех этих животных?

Волк злой, лиса…., собака….. .

Задание № 3.

Назвать как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов (величина, цвет, вес, форма, вкус, запах, температура, материал, принадлежность)

Яблоко – большое, тяжелое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное…

Платье – длинное, шерстяное, теплое, мягкое, серое, вязанное, мамино…

Стол –

Лента –

Куртка –

Арбуз –

Лимон –

Собака –

Заяц –

   Задание № 4.

Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. Например: Что бывает ДЛИННЫМ? ( нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы…)

Что бывает КРУГЛЫМ (КВАДРАТНЫМ, ОВАЛЬНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ)?

Что бывает ВЫСОКИМ (НИЗКИМ)?

Что бывает ЗЕЛЕНЫМ (КРАСНЫМ, СИНИМ…)?

Что бывает ХОЛОДНЫМ ( ГОРЯЧИМ, ТЕПЛЫМ, ПРОХЛАДНЫМ)?

Что бывает СЛАДКИМ (ГОРЬКИМ, КИСЛЫМ, СОЛЕНЫМ)?

Что бывает ШЕРСТЯНЫМ (ШЕЛКОВЫМ, БУМАЖНЫМ, ДЕРЕВЯННЫМ, ЖЕЛЕЗНЫМ)?

Что бывает ТЯЖЕЛЫМ (ЛЕГКИМ)?

Что бывает ГЛУБОКИМ (МЕЛКИМ)?

Что бывает КОЛЮЧИМ (ОСТРЫМ, ХРУПКИМ)?

Задание № 5.

  Назвать противоположные признаки предметов.

Добрый – злой, старый - …., черный -…., светлый - …., большой - …., длинный - …., высокий - ….. широкий - …., толстый - …., острый - ….., веселый - …., смелый - …., быстрый - …., горячий - …., густой - …., больной - ….

    Задачи № 6 .

Назвать похожие  признаки предметов.

Хороший – добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, заботливый.

Теплый –

Медленный –

Высокий –

Веселый –

    Задание № 7.

Попросите ребенка объяснить, что значат выражения:

Золотые руки

Железное сердце

Светлая голова

Тонкий ум

Летящая походка

Теплая встреча

Шелковые волосы

Короткая память

Горькая правда

Сладкая ложь

     Для выяснения имеющегося запаса наречий надо побеседовать с ребенком о повадках различных животных, о временах года и суток, об особенностях погоды, о расположении предметов в пространстве и т. п., задавая при этом вопросы: КАК? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? Например: «Как бежит мальчик? Где лежит книга? Когда прилетают птицы? Куда они улетают осенью? Откуда выпал птенец?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные"

Обучающая игра-презентация: «Развитие лексического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего дошкольного возраста. Для проведения...

Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников

Методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследовани...

Развитие лексического строя речи.

Для работы с любым нарушением необходимо знать норму. Не исключением является и развитие словаря....

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)

Использование на логопедических занятиях бельевых пластиковых разноцветных прищепок и картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных позволяет проводить работу с детьми старш...

Д.О. Сигачева, М.В. Ковалева (Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Невского района Санкт-Петербурга) ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье представлены результаты проведенного экспериментального исследования направленного на определение умения объяснять значения слов различных частей речи  у дошкольников 6-6,5 лет с общим н...