ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ».
методическая разработка по логопедии по теме

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ГАРАЖ».

 

Коррекционно-образовательные цели.  Расширение и закрепление знаний о транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «транспорт». Закрепление представлений о профессиях людей, работающих на автотранспорте.  Совершенствование грамматического строя речи: закрепление умения строить грамматические конструкции определенного вида по заданию логопеда, самостоятельно строить предложения согласно игровой ситуации, использовать в самостоятельной речи предложные конструкции, грамматические формы множественного числа, правильно употреблять падежные формы существительных, обозначающих профессии на транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.st_._gr.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ТРАНСПОРТ».

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ. ГАРАЖ».

Коррекционно-образовательные цели.  Расширение и закрепление знаний о транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «транспорт». Закрепление представлений о профессиях людей, работающих на автотранспорте.  Совершенствование грамматического строя речи: закрепление умения строить грамматические конструкции определенного вида по заданию логопеда, самостоятельно строить предложения согласно игровой ситуации, использовать в самостоятельной речи предложные конструкции, грамматические формы множественного числа, правильно употреблять падежные формы существительных, обозначающих профессии на транспорте.

Коррекционно- развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, развитие связной речи. Совершенствование умения строить связное высказывание (комбинированный текст) на основе предварительно созданного картинно-графического плана.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание интереса к профессиональной деятельности, самостоятельности, ответственности, товарищеского отношения друг к другу.

Оборудование. Карточки-заявки, табличка «Гараж» на демонстрационной доске, диспетчерская повязка для логопеда, картонные шапочки разных цветов для водителей, «Маршрутные листы» (для построения к/г плана), наборы карточек-пиктограмм для заполнения «Маршрутных листов» (по количеству детей), мини-модели  машин, участвующих в выполнении заданий, «ежики»-массажеры (для проведения пальчиковой гимнастики, предметные картинки: санки, лыжи, тачка,

коляска, машина.

                                         Ход занятия

  1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации для введения в тему занятия.

а). Организация приветствия, приглашение к столу для проведения занятия. (Дети стоят перед дверью кабинета, раздается громкий телефонный звонок).

б). Дети заходят в кабинет по одному с  карточкой – заявкой в руках, каждый произносит стихи.

                 

  1. У меня зазвонил телефон.

-Кто говорит? Почтальон?

-Торопитесь, у нас уже нет

  писем, журналов, газет!

-Привезите все это скорей!

 Ожидаем от вас новостей.

  1. У меня телефон зазвонил,

Громкий голос со мной говорил:

«Нам доставьте лекарства скорей,

Для не очень здоровых детей!»

  1. Телефон зазвонил у меня

В самом начале рабочего дня

«Жду с нетерпением, вы побыстрей

      на мой день рожденья везите гостей!

 

  1. Телефон надрывается снова:

«Новый шкаф привезти вы готовы?!

А также комод и буфет!

Отвечайте немедленно: ДА! Или НЕТ!»

  1. И опять раздается звонок телефонный:

«Дайте на стройку КамАЗ пятитонный!

Балки нужно поднимать!

Мы совсем не можем ждать!»

(Каждый ребенок заходит после телефонного звонка. Карточку-заявку отдает логопеду.)

      в). Создание проблемной ситуации:

      Логопед: - Дети, я пригласила вас на логопедическое занятие. Но что же

                         случилось? Что это за карточки? Какие странные слова на них

                         написаны. «Заявка». Что это такое?  И еще: «доставьте», «везите"

                         «дайте», «привезите». Про что это?  Куда звонят все эти люди?

                         Чего они хотят?

 

Дети подводятся к ответам про то, что требуются машины для выполнения разной работы.

     Логопед: - Мне кажется,  мы можем попробовать помочь нашим

                        заказчикам. Какую тему мы изучаем? (Транспорт.) Мы знаем об

                        этом уже достаточно много, и, если постараемся, то сможем

                        выручить всех этих людей.

                        Если вы согласны, то давайте начнем работу.

  1. Работа по теме занятия.

а). Организация сюжета, распределение ролей. Беседа по вопросам:

  1. Как называется место, где «живет» нужный нам транспорт?

(Логопед прикрепляет к демонстрационной доске табличку

«Гараж»).

  1. Вы все принесли мне  заявки и я буду распределять в гараже всю

работу: кто, куда и на чем поедет. Значит, я буду работать в гараже диспетчером.

«Прохлопаем» и запомним новое слово- профессию. Произнесем его шепотом, без звука, громко.

               -    Скажите, кто я? (Диспетчер).

  1. Есть табличка. Есть диспетчер. Можно начинать работу

в гараже? (Нет). Почему? ( Нужны машины).

  1. К какому виду транспорта относятся нужные нам машины?

Это - наземный автомобильный транспорт. Кто может четко и правильно повторить эти слова? (1-2 чел.)

Логическое задание: 

  1. Я покажу вам картинки. Скажите, какой из этих предметов- нужный нам транспорт?

(Логопед выкладывает на стол предметные картинки: санки, тачка, детская коляска, самокат, машина). Что из этого набора

нам не подходит? Почему? Какой из предметов мы возьмем в гараж? Почему? (Машина-транспорт. Она ездит по дороге).

  1. Назовите, какие машины вы знаете. Хорошо. Ставим их в гараж.
  2. Начинаем работать? Отлично. Но почему же машины не едут?

(Нет людей).

  1. Кто поведет машины в рейс? (Водитель). Как еще называют эту  

профессию? (Шофер). Кто будет сегодня шофером?  А кем будешь ты? (Водителем).

(Логопед раздает всем детям цветные картонные козырьки с буквой «Ш» посередине).

  1. Надевайте водительскую форму. Скажите, какая «песенка»

 на вашей кепке? Произнесем ее четко, красиво: Ш-Ш-Ш.

Почему на кепке эта буква? Назовите свою профессию. (Хором).

  1. Скажите, шоферам нужны ловкие, сильные руки и послушные

пальчики? Давайте это проверим.

Пальчиковая гимнастика с «ежиками»- массажерами.

/Упражнения с изменением направления движения, на чередование движений в разном темпе, на равновесие, быстроту реакции/.

  1. И так, водители, заводите мотор! Отправляемся в рейс!
  2. Почему вы не едете? ( Не знаем, куда ехать и что везти).
  3. Правильно. Для этого у каждого водителя есть специальный документ. Он называется «Маршрутный лист». /Логопед раздает всем участникам сюжета маршрутные листы/.
  4. Посмотрите внимательно, в каком городе мы с вами будем работать? Как это узнать?
  5. Правильно! Это эмблема нашего родного города. Произнесем его название громко, четко, прохлопаем по слогам. В своем родном городе мы должны особенно старательно и хорошо работать.
  6. Открывайте маршрутные листы. Посмотрели? Поехали!

/Дети остаются на местах./

  1. Почему нельзя ехать? /«Маршрутные листы пустые». /
  2. Конечно, ребята! Какие вы внимательные водители! Вот вам конверты с «подсказками», будем заполнять ваши документы.

б).Составление картинно-графического плана.

  1. Выложите на стол все «подсказки». Найдите среди них ту, которая

обозначает цвет вашей машины. Прикрепите карточку  к маршрутному листу. Полным предложением назовите «отгадку».

/ «У меня будет красная машина. Я- водитель синей машины. Я поеду на белой машине». И т.д./

  1. Посмотрите внимательно и прикрепите к листу «отгадку» про

величину машины, на которой вы будете работать. Назовите, какой величины ваша машина. Ответ должен быть полным.

/ «Моя машина – большая. Я- шофер маленькой машины». И т.д./

  1. Можно ли узнать, пользуясь подсказками, какую машину, легковую

или грузовую, будет водить каждый из вас? Какая машина будет у тебя?

А ты поедешь на какой машине?  У тебя будет легковая машина? Поднимите руку, у кого будет грузовая машина.

                -   Внимание! Внимание!  В гараже объявляется перерыв. Диспетчер-

                     ская закрывается. Все водители приглашаются на производствен-

                     ную гимнастику!

     Физкультминутка «Ехали мы, ехали,…»

     Ехали мы, ехали,  / Имитация езды за рулем./

     До горки доехали. / Подняться на носочки, высоко потянуться

                                       руками./

     Въехали, съехали, /Показать направление «вверх»-«вниз»./

     Дальше поехали. Показать направление «вперед»/.

     Ехали мы, ехали, /Имитация езды за рулем./

     До ямы доехали. /Наклон вперед, достать кончиками пальцев до пола/

     Яму объехали,    / «Обнять» себя двумя руками./

     Дальше поехали. /Показать направление «вперед»./

     Ехали мы, ехали, /Имитация езды за рулем./

     До речки доехали./Встречное движение руками от центра в сто

                                     роны./

     Мост переехали, /Показать направление «вперед-вверх»./

     Дальше поехали. Показать направление «вперед»./

     Ехал мы, ехали, /Имитация езды за рулем./

     До дома доехали. /Показать руками «крышу» над головой./

     Во двор заехали, /Показать «забор», въезд в ворота./

     Вот и приехали. /Хлопать в ладоши./

     В дом забежали, /Имитация бега на месте./

     На подушке полежали. /Ладошки сложить под щеку, «спать»./

     Наши ручки отдыхали, / Встряхнуть кистями рук./

     Наши ножки отдыхали /Несколько раз переступить на пятках./ 

     И машине спать пора, / Руки «вперед-в стороны»./

     На работу нам с утра. / Показать  «часы на руке»./     

Логопед: - Спасибо. Отлично отдохнули. Можно продолжать работать.

                   Поищите в «подсказках» знак-символ, по которому можно

                   узнать эту машину. Назовите свою машину ее точным

                   названием. / «Такси», «Скорая помощь», «Почтовый фургон»,

                    «Автокран», «Мебельный фургон»./

  1. А теперь, расскажите диспетчеру, какую работу будет выпол-

нять каждый из вас. Для этого прикрепите к маршрутному листу

подходящую карточку-подсказку.

/Дети составляют предложения типа: «Я повезу мебель на мебельном фургоне»./

Логопед: - Ну, по-моему, все в порядке. Можно ехать. Весь маршрутный

                   лист мы заполнили. /Дети отвечают, что еще осталась одна

                   карточка/.

         -Что же это за «подсказка»? Про что она? /Это- напоминание о

      «Правилах дорожного движения»./

         - Почему нужно обязательно помнить о них каждому шоферу?        

      /Шофер отвечает за безопасность пассажиров/. 

Логопед: - Вот теперь действительно все.

                   Еще раз посмотрите в свой маршрутный лист.

         - Кто расскажет нам о предстоящем рейсе? Прослушиваются

           рассказы 1-2 детей:

  1. У меня зеленая большая машина. Она грузовая. На ней нарисова-

на картинка «шкаф и стол» и написано «Мебель». Я повезу комод и буфет из мебельного магазина  покупателям. В поездке нужно быть

очень внимательным, обязательно выполнять «Правила дорожного

движения».

  1. Ребята, сейчас мы проверим, правильно ли вы «расшифровали» зада-

ния. Протяните руки под крышку стола. Найдите «отгадку». Скажите, у кого какая машина? /Дети достают прикрепленные под столом машинки: такси, почтовый фургон, «скорая помощь», автокран, мебельный фургон/. 

Логопед: - Молодцы, ребята! Можно отправляться. Давайте проводим в рейс

                   всех друзей: 

         «До свидания, Артем! Счастливого пути, Андрюша! Возвращайся

         скорее, Ксения! Всего доброго, Полина! Ждем твоего возвращения,

         Лева!»

  1. Когда вы вернетесь из рейса, в конверте, который приклеен к

вашему маршрутному листу, найдете небольшой сюрприз /наклейки с

машинками/. Это награда за вашу хорошую работу. Доброго пути!

          

     

     

 

   

П Р И Л О Ж Е Н И Е

       МБДОУ д/скомпенсирующего вида№30 «Лукоморье»

                          МО город-курорт Геленджик

                   ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

                    по  непосредственно образовательной деятельности

                           в группе для детей старшего возраста

                                с общим недоразвитием речи

                                         

                    Тема: «Профессии на транспорте. Гараж». 

                   Учитель-логопед: Тарасенко  Светлана  Алексеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта".

Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема: "Транспорт. Виды транспорта"....

ООД по развитию речи. Лексическая тема: «Транспорт». Тема: «Удивительный мир транспорта. От кареты до ракеты»

Цель: создать условия для обобщения первичных представлений у детей о транспорте и его истории.Задачи:Образовательные - уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, по...

Лексическая тема "Транспорт. Виды транспорта"

С 11 по 15 января изучали с детьми лексическую тему "Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте". Здесь, уважаемые родители вы можете найти материал по закреплению с детьми дома зна...

Игры и упражнения по лексической теме: "Транспорт, виды транспорта"

Коррекционно-образовательные задачи.Расширение и закрепление представления о транспорте....