Коррекция речевых нарушений в детском саду
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Патрушева Алла Даниловна

Обзор логопедической работы в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya_rechevyh_narushenii_v_detskom_sadu.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений в детском саду.

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к дальнейшему школьному обучению. Необходимым условием для решения этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах.

Снижающийся уровень бытовой культуры,  агрессивно – примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами, замена живого общения родителей с детьми компьютерными играми и телевизионными передачами – всё это создаёт неблагоприятные предпосылки для развития ребёнка.

Всё большее количество детей, посещающих детские сады, имеют те или иные отклонения в речевом развитии. Анализ ситуации выявил необходимость открытия логопедической группы и в МДОУ детский сад № 6 «Буратино».

Логопедическая группа в нашем детском саду была открыта и начала функционировать в 2004 году. В неё зачисляются дети 5 – 6 лет, имеющие нарушения речи. Решение о приёме ребёнка в группу принимает комиссия, состоящая из учителей – логопедов, работающих в дошкольных учреждениях нашего города. В состав этой комиссии вхожу и я.  В логопедическую группу в первую очередь зачисляются дети, имеющие серьёзные нарушения в речевом развитии: общее  и фонетико – фонематическое недоразвитие речи, заикание.

Хотелось бы кратко описать данные речевые патологии.

Общее недоразвитие речи – это нарушение,  охватывающее все системы родного языка: звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи.

Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произношения,  вызванное несформированностью процессов восприятия звуков речи.

Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, выражающееся в многочисленных повторениях отдельных звуков, слогов,  длительных паузах в процессе самостоятельного высказывания.  

Дети с вышеперечисленными речевыми проблемами составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при обучении чтению и письму.

В нашем детском саду логопедическую группу посещают 16 дошкольников с общим и  фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Коррекционную работу мы строим с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Ежедневно нами проводятся общие и индивидуальные занятия, направленные на развитие всех сторон речи, подготовку к усвоению чтения и письма.  Полученные детьми знания закрепляются в режимных моментах, играх, в самостоятельной речи. Работу по преодолению речевых нарушений проводит и воспитатель группы Докалова Любовь Викторовна. Родители воспитанников, посещающих логопедическую группу, принимают активное участие в коррекционном процессе, выполняют все рекомендации педагогов. Это обеспечивает хорошие результаты коррекционного процесса.

К сожалению, не все дети, имеющие те или иные патологии в развитии речи, могут быть зачислены в логопедическую группу. Количество детей с речевыми нарушениями намного больше, чем позволяют нормативы наполняемости коррекционной группы. Родителям детей, не посещающих коррекционную группу, оказывается консультативная помощь.

Хотелось порекомендовать  обращать внимание на речевое развитие ребёнка с раннего возраста. Ведь становление речи начинается с лепета, эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за родителями звуков и звукосочетаний родного языка, то есть задолго до появления самостоятельной речи. Эмоциональное общение взрослого с малышом является важнейшей предпосылкой становления речи ребёнка.

        Интенсивное развитие самостоятельной речи происходит с одного года. Те слова, которые малыш сначала слышал, а затем научился понимать, он начинает поизносить сам. Именно в этот период необходимо приучать ребёнка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и стремление к познанию окружающего мира, так как ребёнок при помощи слов учится излагать свои мысли.

        К двум годам у малыша появляется фразовая речь. Он способен самостоятельно произносить около трёхсот простых слов. Малыш начинает задавать свои первые вопросы: «Что это?», «Как это называется?» и ждёт от мамы и папы ответа на них.

         К трём годам малыш овладевает разговорным стилем речи, может поддерживать диалог со взрослым, рассказать о различных событиях из своей жизни. Небольшие стихи и сказки, многократно прочитанные, малыш почти полностью запоминает наизусть.

        В четыре года увеличение словарного запаса дает возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Малыш  способен обобщать такие понятия как: игрушки, одежда, овощи, фрукты и т.д. У малыша появляется способность оценивать свою и чужую речь. Приближается к норме произношение трудных звуков, но при этом ребёнок ещё недостаточно отчётливо произносит многие слова, поэтому его речь в

целом не всегда понятна окружающим.

        В пять лет дошкольник должен правильно произносить все звуки.  Совершенствуется способность ребёнка различать близкие по звучанию слова, он может подобрать слово на опредёлённый звук.

        В шесть – семь лет речь дошкольника приближается к речи взрослого человека, формируется способность к обучению чтению и письму.

        Итак: речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе общения ребёнка с окружающими людьми  и служит показателем его общего развития.         В случае отставания в развитии речи сына или дочери необходимо обратиться  за консультацией к логопеду, психологу.

В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций мамам и папам детей - дошкольников:

Становление речи происходит в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, поэтому как можно больше разговаривайте с ребёнком, стремитесь  к диалогу, поощряйте детскую общительность.

Знакомьте ребёнка с окружающим миром, развивайте любознательность, отвечайте на вопросы юного почемучки.

Читайте детям сказки, рассказы, стихи. Знакомство с лучшими образцами детской литературы оказывает благотворное влияние на общее и речевое развитие ребёнка.

Развивайте мелкую моторику малыша: выкладывание фигур из счётных палочек, завязывание шнурков и тесёмок, игры с мелким конструктором развивают подвижность пальцев рук, подготавливают руку будущего первоклассника к письму.

Учитель – логопед МДОУ д/с № 6 «Буратино» Патрушева А.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в детском саду.

Использование возможностей исуксства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современ...

Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...

Консультация для родителей «Логоритмика для детей, имеющих речевые нарушения в детском саду»

Что такое логоритмика в детском саду? Кому полезны такие занятия? Чем логоритмика помогает детям с тяжелыми нарушениями речи....